п»ї Точка . Зрения - Lito.ru. Дневник редакции. Размышления, впечатления, новости. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Регистрация | Правила | Help | Поиск | Ссылки
Редакция | Авторы | Тексты | Новости | Премия | Издательство
Игры | «Первый шаг» | Обсуждение | Блоги | Френд-лента


сделать стартовой | в закладки | вебмастерам: как окупить сайт
  • Проголосовать за нас в сети IMHONET (требуется регистрация)



































  • Статьи **











    Внимание! На кону - издание книги!

    Об авторе | Блог
    Юрий Лопотецкий:

    Реальность фантастики.  


    2005-06-09 14:09:18.

    С тех пор, как фантастика стала модным жанром, великое множество авторов с фанатизмом калифорнийских золотоискателей бросилось разрабатывать эту благодатную жилу. Однако многие из энтузиастов вскоре обнаружили, что жила эта не столь золотоносная, как предполагалось, а иные и вовсе "напарывались" на следы своих более удачливых предшественников, с завидной тщательностью "выбравших" из целых направлений все до последней песчинки.

    И вот, читатель юных лет разочарованно ставит на полку очередную поделку, а люди старшего поколения и вовсе стали относиться с презрением к самому термину "фантастика". Появились критики, с известным апломбом рассуждающие о штампах в фантастике, о скудости идей современных авторов. Разумеется, в чем-то они правы. Но мне хотелось бы поговорить еще об одной причине снижения качества жанра.

    Представьте: на 125-й странице очередного "шедевра" убивают шестиголового монстра с Альфа Центавры за то, что он в совершенно извращенной манере надругался над зеленокожей принцессой из 16-го измерения 2-го параллельного мира планеты Блюк-Бляк. Но надругался он
    не сейчас, а 2000 лет спустя, причем не в этой вероятности, а в одной из 48 возможных вероятностей, смоделированных ополоумевшим программистом, терзающим бортовой суперкомпьютер потерявшего управление ионно-фотонного звездолета с импедансным акселератором континуума.

    Спрашивается, почему это меня не волнует? Почему мне плевать со своего балкона и на монстра, и на принцессу, и, тем более, на импедансный акселератор? Может быть потому, что балкон – вот он, вполне реален, его можно потрогать, и лишний раз убедиться, что перила требуют покраски, а импедансный акселератор для меня – абсолютная абстракция? Принцесса? Вот она моя принцесса, - на третьем курсе архитектурного, требует от папы очередного платежа за коммерческое обучение…

    Вывод. Лично я не сопереживаю героям этого чтива, потому что сюжет совершено оторван от реальных проблем, как бы парадоксально это не звучало. У нас просто нет ничего общего ни с выдуманными мирами, ни с литературными героями! Ибо и сюжет, и, самое главное, смысл написания, вообще даже сами исследуемые проблемы далеки от наших потребностей, далеки от реальности.

    А теперь, в качестве примера, задумаемся о творчестве Станислава Лема. Почему его "Солярис" читали, и будут читать? Может быть потому, что боль утраты близкого человека испытывал каждый десятый? Признайтесь, у кого не было идиотского желания вернуть безвременно ушедших; вернуть, дабы никогда больше не терять? А может быть, Лем хотел разобраться в извечном вопросе "Что есть человек?" и будет ли человеком искусственное создание, с точностью до каждой молекулы копирующее прототип?

    Думается мне, Станислав Лем, захотел исследовать абсурдную ситуацию морально-этических норм в отношении создания, не являющегося человеком с юридической точки зрения, но имеющего при этом абсолютно все атрибуты личности настоящего человека вплоть до наличия памяти и эмоций. Однако методами ОБЫЧНОЙ литературы ЭТОГО СДЕЛАТЬ БЫЛО НЕЛЬЗЯ, вот и реализован был "Солярис" в жанре фантастики.

    Разумеется, было бы наивным думать, что Лем, будучи писателем-фантастом, подбирал жанр под идею. Естественно, он искал идею, подходящую для жанра фантастики. Но сути дела это не меняет – я склонен придти к выводу, что для фантастики нужно выбирать идеи и проблемы, которые другими жанрами исследовать невозможно. Иначе говоря, не должно быть фантастики ради фантастики, фантастики ради моды; используйте фантастику для реализации курьезных идей или для решения насущных проблем сегодняшнего дня фантастическими методами. Нужна РЕАЛЬНОСТЬ фантастики.

    Это, с моей точки зрения, одна из составляющих авторского успеха.

    Аргументы? Обратитесь к творчеству ЧИТАЕМЫХ И ПОПУЛЯРНЫХ авторов. То, что отвечает требованию жизненности, реальности,- востребовано всеми возрастными категориями читателей, людьми самого разного социального статуса и интеллектуального уровня.

  • Код для вставки в блог:



    А здесь можно оставить свои впечатления о произведении
    « : »:

    растянуть окно комментария

    ЛОГИН
    ПАРОЛЬ
    Авторизоваться!







  • СООБЩИТЬ О ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ


    Регистрация

    Восстановление пароля

    Поиск по сайту




    Журнал основан
    10 октября 2000 года.
    Главный редактор -
    Елена Мокрушина.

    © Идея и разработка:
    Алексей Караковский &
    студия "WEB-техника".

    © Программирование:
    Алексей Караковский,
    Виталий Николенко,
    Артём Мочалов "ТоМ".

    © Графика:
    Мария Епифанова, 2009.

    © Логотип:
    Алексей Караковский &
    Томоо Каваи, 2000.