п»ї Точка . Зрения - Lito.ru. Первый шаг. Обсуждение текстов начинающих авторов. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Регистрация | Правила | Help | Поиск | Ссылки
Редакция | Авторы | Тексты | Новости | Премия | Издательство
Игры | «Первый шаг» | Обсуждение | Блоги | Френд-лента


сделать стартовой | в закладки | вебмастерам: как окупить сайт
  • Проголосовать за нас в сети IMHONET (требуется регистрация)



































  • Статьи **











    Внимание! На кону - издание книги!

    Обсуждение: Лиене Ласма

    Лиене Ласма: "Прозаический опыт %) Просьба разъяснить эту сову."

    [b]Яшма[/b]

    Есть у меня одно серебряное кольцо с весьма приятственной галькой. Круглая, нарочито грубо огранённая гематитовая яшма, чёрная с красными полосками, похожая на тлеющий уголь. Это кольцо переделано из старинного кольца, доставшегося мне в наследство от прабабки-эстонки. Я мало что знаю о ней. Сухие факты, о которых в нашей семье долго умалчивали: должна была быть выслана из Эстонии, но бежала в Россию и вышла замуж. У меня остались две её фотографии, на которых она – уже пожилая женщина. Звали её Анна Киви. Я похожа на неё. И на её дочь, мою бабку Вильму. Я ничего уже не узнаю о своей эстонской родне – алчный и нечистый на руку родственничек украл у нас всё, что плохо лежало, в том числе и все документы. Все метрики и адреса, которые выкинул за ненадобностью. Бабушка умерла, когда мне было шестнадцать и многого не успела рассказать. Да и не любила она таких разговоров. Слишком страшным было прошлое её матери. Слишком долго нельзя было о нём говорить, дабы не испортить карьеру моему отцу-моряку.

    «Повезло маме, нашлись добрые люди, рассказали, что на неё донос был. Кто донёс, за что? Да ни за что! Зависть, всё людская зависть. Ты на это вот не смотри, на серебро-то. Дешёвка, дрянь, хоть и старинная. Золото было – всё раздала, лишь бы уехать. А не то в лучшем случае выслали бы куда-нибудь, в худшем – расстреляли. А папа-то мой коммунистом был, он её под мышку – и вперёд».

    «Фашистский знак – выдумают же! У латышей спроси, они тебе то же самое скажут: что немцы его украли. То есть не спрашивай, это я не буквально. Мало ли на кого нарвёшься. И не говори лучше никому. Этот знак – как пальцы скрестить на удачу. Мама ещё застала время, когда его на стенах рисовали. От врагов, от бед, от дурного глаза».

    «Чего ты трусишь? Это гроза? Это пшик, а не гроза! Вот в России грозы так грозы! Помню, в детстве шли с подружкой через поле. Огромное поле, стога, и навес такой рядом. И вот накатило. Небо чёрное, ветер, ливень хлещет, грохот как на поле боя, молнии бьют. Мы скорей под навес. И вот стоим, и раз – шаровая молния. Сгусток огня с футбольный мяч, и искры от него. С неба так – раз и вниз. И покатилась по земле к этим стогам, будто её к ним магнитом тянет. Подкатится к одному стогу, тот загорится, она к следующему. Красивое зрелище и страшное. Мы стоим, трясёмся: а ну как в нас? Но обошлось».

    «У моего отца всю жизнь проблемы по работе были, что жена иностранка. Она ж ни национальность не сменила, ни фамилию. Он – Иванов, она – Киви. Отовсюду его пёрли. Много переезжать приходилось… С его родителями не могли жить – они маму ненавидели люто. Бывало, сидим за столом, и свекровь как начнёт её по матушке ругать! И такая ты, и сякая. А она по-русски очень долго многого не понимала, всё сидела да улыбалась. А потом стала понимать и сказала отцу: давай уедем. Ну, мы и уехали».

    «Ты думаешь, ты русская? Дура ты. Мы вас всех, и детей и внуков, русскими записали, чтобы вам горе не мыкать, как нам. Кто ж знал, что власть сменится? Ты не дури, я и батьке сказала. У вас все документы есть – подите и смените запись. И фамилию верните родовую. Хочешь всю жизнь с этой вот пятой графой? Глянь-ка, вот ведь повторяется история! Вся в прабабку, вся! Что смеёшься, а? Дурища, вот дурища! Ничему вас история не учит. Подстраиваться она не хочет, видали?»

    Я не стала менять документы. Это глупо. Достаточно того, что я не забываю своих корней. Ни эстонских, ни русских, ни латгальских. И не стыжусь их. Я расписала золотыми стилизованными свастиками одну стенку на кухне. На удачу. Когда-нибудь я всё-таки выучу эстонский.

  • 2008-04-12 01:30:46. Сол Кейсер - за
    Раз вы настаиваете...
    Но даже над такой миниатюркой следует еще поработать, убрав простонародные слова, вставленные "шоб було", - Караковский прав.
    Закончил читать. Тут же спросил себя: "Ну и что? Ради чего это написал автор? Что хотел сказать?". Неопределенность и незаконченность сюжета налицо. И нет как бы общего стержня, на который все нанизанно, как бисер на ниточку.


  • 2008-04-10 00:17:58. Елена Сафронова - за
    О ТАКОМ трудно писать плохо. Кем бы мы ни были, мы всегда - плоть от плоти и кровь от крови ушедших поколений... Редко приходится видеть, чтобы рассказы о семье не получались. Алексей прав в том, что можно было бы найти тему для продолжения и даже "введения" в историю рода. Она просится на панорамное полотно, а не на этюд...
    И еще одно мелкое замечание. Мне кажется, что название не соответствует повествованию. Слишком оно лапидарное и общее. Если стратегически важна "яшма" (понимаю, у нее цветовая гамма черно-краснная, цветовой намек!..), то придумай к ней еще какой-то эпитет, а может быть, глагол... Но одна она в заглавии ничего не значит!


  • 2008-04-09 21:19:15. Алексей Караковский - за
    "с весьма приятственной галькой" - в прозу не стоит переносить обороты из личного разговорного лексикона. Иначе теряется условность художественной прозы. "Это кольцо переделано из старинного кольца" - дважды "кольцо". Нужно как-то иначе. "когда мне было шестнадцать и многого не успела" - не хватает запятой перед "и". "дабы не испортить" - "дабы" убирай к чёрту. Про фашистский знак - требуется разъяснение (я то знаю, о чём речь). Последняя фраза несколько выпала. А так хорошо, только мало. Выглядит, как отрывок из серии миниатюрок на тему.


    А здесь можно оставить свои впечатления о произведении
    «Лиене Ласма: Прозаический опыт %) Просьба разъяснить эту сову.»:
    Войти в систему

    растянуть окно комментария

    ЛОГИН
    ПАРОЛЬ
    Авторизоваться!







  • СООБЩИТЬ О ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ


    Регистрация

    Восстановление пароля

    Поиск по сайту




    Журнал основан
    10 октября 2000 года.
    Главный редактор -
    Елена Мокрушина.

    © Идея и разработка:
    Алексей Караковский &
    студия "WEB-техника".

    © Программирование:
    Алексей Караковский,
    Виталий Николенко,
    Артём Мочалов "ТоМ".

    © Графика:
    Мария Епифанова, 2009.

    © Логотип:
    Алексей Караковский &
    Томоо Каваи, 2000.