h
Warning: mysql_num_rows() expects parameter 1 to be resource, bool given in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php on line 12
Точка . Зрения - Lito.ru. Наталия Май: Рецепт "Кода да Винчи" (Критические статьи).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Наталия Май: Рецепт "Кода да Винчи".

Natalia May проделала для нас с вами интересную работу, а именно взяла несколько современных детективов, включая нашумевший, раскрученный, "распиареннный" "Код да Винчи", сопоставила их, выявляя общие "видовые" признаки, и вывела "код", заключенный внутри каждого из этих романов, заставляющй читателей читать, а покупателей - покупать. Если вы писатель и хотите стать известным еще при жизни, эта статья для вас: она сводит к общему знаменателю многие очевидные литературные приемы, используемые в современной детективнойфантастическойпопулярной прозе, и действительно, получается рецепт приготовления качественной остросюжетной книги. Рецепт актуален в дни сегодняшние, потому если вы задумали выйти в большое плавание - поторопитесь, пока продукт не слишком приелся общественности, это вам советует Natalia May. В конце своей статьи она утверждает, что текстам таких романов не видать вечной жизни.

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Кэндис Ясперс

Наталия Май

Рецепт "Кода да Винчи"

Рецепт  «Кода да Винчи»

Читая романы Дэна Брауна, можно получить удовольствие. Легко, непринужденно, занимательно, интригующе, в меру интеллигентно – без набившей оскомину «чернухи, порнухи и прочего». Серьезные фундаментальные ученые Умберто Эко и Йен Пирс, что называется,  «напрягают», Браун же – расслабляет. По сравнению с ними у Дэна Брауна и история, и религия, и политика, и искусство с наукой – в комиксах. Популярно.
Институт церкви, который есть за что критиковать, – претензий к нему за все время существования наберется немало. Тайные религиозные сообщества, братства со своими идеологическими установками. Многовековое соперничество между ними и официальной церковью, вражда, война. Секреты, шпионские страсти, «коды». Ученые и деятели искусства разных эпох, которые были тайными членами разных организаций и зашифровывали в своих произведениях или научных трудах то, что должны раскрыть через столько веков современные сыщики. Расследуют два интеллектуала – наподобие агентов Скалли и Малдера из сериала «Секретные материалы». И только в конце они понимают, что их связывает нечто большее, чем просто дружба. А до этого – ни намека на чувства, чтобы держать читателя в напряжении. Все точно рассчитано.
Элементы американского триллера – кровавые зверские убийства (убийцы обязательно оставляют какой-то знак – например, букву, написанную кровью на груди у убитого), невероятные приключения главных героев, которые, например, в одном из романов падают с самолета в море безо всякого ущерба для своего здоровья и еще умудряются на лету просчитать что-то в уме и понять, как падать правильно.  Угроза взрыва Ватикана и отчаяние всех католиков мира. Нагнетаемое ощущение конца света и краха Вселенной. Одним словом, выброс адреналина у читателей гарантирован.
Плюс тайна… загадка… до самой последней страницы герои судорожно расшифровывают какие-то знаки, надписи, коды, чтобы понять, как спасти человечество.
Если бы это был один писатель, можно было бы ограничиться таким отзывом: «Любопытно. Весело. Занимательно». Но он не один. На русский язык переводят все новые и новые бестселлеры других авторов, и «код» у этих романов – все тот же. Так что уже можно делать вывод, что это – новая мода на западном книжном рынке. «Новая фишка», как говорится. Поскольку мы очень быстро все перенимаем, у нас скоро будет великое множество «кодов» по-русски.
Рецепт написания – очень простой. Тема – любая. Литература, музыка, живопись… только желательно это связать с религией. Можно с масонами. Можно придумать и несуществующее реально тайное братство или орден. Филипп Делелис, например, пишет о музыке. В романе «Последняя кантата» мы видим, как тайна, зашифрованная в музыке Баха, передается следующим поколениям – от сына Баха к Моцарту, от Моцарта – к Бетховену, от Бетховена – к Вагнеру, от Вагнера - к Малеру, от Малера – к Веберну, в результате современная студентка Парижской консерватории находит тот самый «код». На обстоятельства жизни и смерти всех этих композиторов автор пытается бросить тень – там какая-то «тайна». Даже если прямо об этом не говорится, то намекается – не случайно, мол, умерли. А уж когда в наши дни из-за той самой тайны начинают вдруг убивать направо и налево, да еще и экзотическим способом, то вся страшная правда всплывает наружу.
Я себе представляю, как это можно перенести на русскую почву. Вспомним смерть Пушкина. Вроде бы есть какая-то ясность – дуэль… А что, если честь жены – это только предлог? Дымовая завеса? Сам Дантес мог быть членом тайного религиозного общества. Получил человек задание – убрать Пушкина. Причина – тайна, которая зашифрована в одном из его стихотворений. Авось после смерти поэта никто не узнает, что он зашифровал, что имел в виду, когда написал: «Мой дядя самых честных правил…» Но прошло время, и юный Лермонтов все узнал. Он во сне увидел великого предшественника, который ему эту тайну поведал. (Как Гамлету раскрыл тайну призрак его отца.) Он написал письмо Дантесу в Париж. Угрожал раскрыть тайну. Или еще как-либо пересекся с тем самым Дантесом или другими людьми из того самого «ордена». Что тогда происходит? Лермонтова убивают. Якобы на дуэли. Но мы-то знаем, в чем правда, и кто был Мартынов.
Теперь постараемся вспомнить, кто еще из наших поэтов умер при более или менее непонятных обстоятельствах… кого еще можно использовать для бестселлера «Код по-русски»? Маяковский… ага, застрелился. До Маяковского кто? А кто после него? В общем, не буду придумывать все, так как я не собираюсь писать такой роман. Но кто захочет, придумает. Найдет «тайну» и «шифр» в любых строках и продумает все до деталей. Главное – это желание и упорство.
Действие начинается в наши дни. Герои – современные поэты. И вот – одного из них убивают. Причем не обычным для наших дней способом, а таким, который бросает вызов следствию и говорит всему миру: «Наш орден был, есть и будет». Нарисовать на стене кровью какой-то знак. Оставить зашифрованное послание всему человечеству. Потом можно дать краткую информацию о вымышленном ордене – существует, допустим, с одна тысяча триста… такого-то года. Все думали, что его уже нет, а он есть. И знают о нем только ФСБ, ЦРУ и другие разведки. И у «них» везде свои люди. Далее можно дать список ученых, писателей, политиков, актеров – известных персон, которые являются членами этого ордена. Придумать символику. Допустим, квадрат со стрелой внутри. Придумать, что это обозначает. Придумать идеологию. И вот сейчас этот орден, который весь мир считал несуществующим, решил дать всем знать о себе, потому что планируется захват власти над всей планетой.
Расследовать будут агенты-интеллектуалы лет 30-40, которые всю жизнь посвятили истории «ордена». Каждый их шаг будет сопровождаться невероятным количеством опасностей. Стоит им выйти из дома – как прямо на них будут лететь камни с крыши, за ними будут следить, гнаться на машинах, мотоциклах, велосипедах, они будут бояться выпить стакан воды, потому что там может быть цианистый калий. Им будет страшно садиться в автобус, машину, самолет, потому что водители подозрительного вида или летчик, член ордена, готовы на все, чтобы наши герои так и не докопались до правды и не помешали тайной организации в осуществлении ее титанических планов.
Но правда, конечно же, восторжествует. И читатели вздохнут с облегчением. Только, боюсь, в голове у них после прочитанного будет невероятная каша. Эмоции испытают, причем самые разнообразные. Но вот если потом попросить их кратко пересказать содержание, я сомневаюсь, чтобы они смогли это сделать.
И это – примета современного детектива. Нагромождения, все, как говорится, «в одном флаконе», но утрачено то, что ранее составляло прелесть такого рода литературы, - ясность, стройность замысла. Читая классиков детективной, авантюрной литературы девятнадцатого, первой половины двадцатого века, запоминаешь все очень ясно. Помнишь всю жизнь. А это – еще дочитать не успеешь, забудешь.
Ощущение очень похоже на то, как описывают галлюцинации или кошмарные сны. Всего много сразу намешано, но вот что это было… о чем?..

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Наталия Май
: Рецепт "Кода да Винчи". Критические статьи.

08.07.06

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(112): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275