h
Warning: mysql_num_rows() expects parameter 1 to be resource, bool given in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php on line 12
Точка . Зрения - Lito.ru. Арсений Гончуков: Об одном капитане. Эхо от прочтения сборника Лиене Ацтиня "Эхо". (Обзоры публикаций).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Арсений Гончуков: Об одном капитане. Эхо от прочтения сборника Лиене Ацтиня "Эхо"..

Читать про сентябрь не могу равнодушно: сентябрь - мой путеводный знак, и первая моя книга стихов под названием «Середина сентября», и - не отпускающая меня четверть века строка из стихотворения Петра Вегина, моего любимого поэта-романтика: «Да будет с тобою сентябрь, удаляясь…». Вот эта строка и звучала эхом, когда я читала удивительные и такие близкие по «наднебесью» строки Лиене.
Мир ее стихов, какой он? Мир человека ранимого, тонко чувствующего, причем - не только едва уловимую, хрупкую нить отношений между людьми, но и Слово.
Смотрите, как работает со Словом Лиене:
"чтоб, как всегда, — навылет!»
«…чтоб, как всегда, — на «Вы»…»

Изящно, легко, точно. Ни миллиметра ошибки. Так Мастер делал скрипку. Страдивари.


Вот строки – из области той незримой нити, что связывает людей, и раны, наносимые этой связью, бесценнее даров. Какие потери, какие раны? Тайна – приоткрытая едва проскальзывающим намеком – световым лучиком, скользящим по строкам… Этой тайны и касается Арсений в своем эссе. Ищет ответы, чутко, бережно, ответы скрытые и едва уловимые.


- «Если б ты ведала, Инга… Инга,
как это лето меня казнило!


Я сяду на скамейку возле груши
и воспою сентябрь — и всех любимых,
от коих не осталось ни черта…

Сентябрь, потери…
Кто ты, Лиене?
Не такая как все,
не стремящаяся попасть « в такт»,
не вписавшаяся в поднебесье,
но ей и этого мало, душа,
она где-то выше, в Наднебесной!

«…я не была ведомой,
спешила попасть в затакт

…быть наднебесной — не поднебесной!»

Осень – унылая пора, Александр Сергеевич? Таков ли мир стихов Лиене? Отнюдь…
ЭХО дает ответ:

«ты не рисуешь уныло-стылых…»

Ее осень – рана, но рана высокая, рана - «осеннего крика ястреба», цитируя Иосифа Бродского.
И все же горечь, имя этой горечи – наш век:

«Ничтожнейшая веха!»
«…ничтожнейшая — век…»

Когда- то Федор Тютчев написал:
"Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется…"
И тем интереснее видеть отражение уникального мира стихов поэта в душе литературного критика. Вот видите, хотела написать небольшое предисловие к эссе Арсения, а не удержалась, и написала практически второе эссе. Тем интереснее будет увидеть отражение прибалтийской осени глазами Арсения, с работой которого я специально не стала делать перекличку, ведь оно - перед вами! А написано оно глубоко и вдумчиво.

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Виолетта Баша

Арсений Гончуков

Об одном капитане. Эхо от прочтения сборника Лиене Ацтиня "Эхо".

Удивительное, волшебное и почти незримое восприятие внешнего мира – оно мерцает и трудноуловимо чужому глазу. Настолько это восприятие тонко-сложно, что понять трудно, хотя осознаешь, что трудность этого понимания говорит именно о глубокой поэтичности образного мира стихотворений Лиене. Возможно, они такие же просто-сложные и извилисто-звучные как ее имя. Почему: «ничтожнейшая веха»? Откуда она взялась и почему ответ на нее: «ничтожнейшая – век»? Откуда этот образ и что он должен донести, кроме звукописи, если только звукопись, то действительно нежно, но вряд ли только звук, потому что в самих корнях «ничто» и «век» – много исторической литературной нагрузки и в общем-то: какой век не ничтожен и кто не ничтожен в своем времени? Это образ сам по себе, а еще есть «лесенка дальше» как специфика образного построения, подчеркнутая ритмикой:

«…и я пообещаю,
что ты истлеешь, обратишься в прах
стократ быстрей твоей сушёной розы,
что ты скрутила из листка бумаги,
чернилами исписанного в столбик».

«Обещание» – «прах», но откуда берется, если не из хрустальных глубин своеобразного поэтического восприятия мира, который вдруг ускользает тропами и льдинками, по лесенке «образов дальше» - «прах» – «роза» – «листок бумаги» – «столбик» стихотворений? И по этой тропинке уводит читателя. И здесь тоже:

Я падала — но без крика.
Стекали лучи да кровь
на листья ромашки дикой,
похожие на укроп.

«Падала» – «без крика» – «стекала кровь» – «на листья ромашки» – «похожие на укроп». Путь от падения до сравнения с укропом – извилист и поистине великолепен, он уводит читателя от содержания и это же содержание будто окропляет сложным и тонким смысловым рисунком строфы.
Но самое интересное в сборнике кажется, другое. Сложноподчиненность отношений автора и образов. Кажется, это редчайший случай того, как образ управляет автором. В чем причина этого – непонятно, но достоверно одно – не автор управляет и владеет миром, а мир – автором. Если учесть то обстоятельство, что правило практически любого поэтического мира заключается в том, что именно лирический герой управляет внешним и поэтическим миром. Именно он заставляет его двигаться – оценивает, ругает, печалит или просит – осень, «экранирует небо», зовет, присылает или сам «наступает» тем или иным стихийным событием. В стихах Лиене Ацтиня наоборот – образы и нарисованные ей же фантомы стихии и действительности – приказывают и указывают ей, ставя лирическую героиню в роль подчиненную, в роль дочери, а не властительницы. Собственного же мира.

…как это лето меня казнило!

Как накрывало — и низвергало,
и напирало: «Поговорим-ка!
Вишневым завязям крови — мало!»
Но — отпустило, и — жив курилка.

Лето «казнило», «накрывало» и «низвергало» и самое забавное – с каким облегчением героиня освобождается от этого гнета: «жив курилка»! А этот приказной тон: «Поговорим-ка!». Владеет до крови, «вишневой» – настолько сильно и своеобразно! То же самое и в следующем стихотворении:

Однако — за шаг до дома! —
накатывал мой закат.

Закат накатывает сам – неожиданно и почти страшно –завладевает буквально «за шаг». И снова до крови:

Я падала — но без крика.
Стекали лучи да кровь

Так же и здесь, эхо – сильнее, хоть и просто эхо, но и эта стихийная сила оказывается мощнее героя, так как на все находит ответ.

«Ты — эхо. Просто эхо.
На всё найдёшь ответ!

Объемнее всего приоритеты видны в стихотворении «Сентябрь». Сентябрь приходит, просит, заставляет, обращается по имени, он – главный и он – сильный и… сам все делает. «Посвяти», «спой», «спой – обо мне». Такой вот эгоистичный и требующий.

И мой сентябрь
бессмысленно-устало
ложится на заплёванный асфальт
и просит:
«Посвяти мне песню, Лина!
Мой воздух пахнет ладаном,
а может, —
духами… Спой о том, как паучки
ткут гамаки из ниток серебристых
на берегу речушки Петерупе!
Спой обо мне — и я пообещаю…

Разгадка, кажется, кроется в стихотворении «Шла – лунатически…», именно в том стихотворении, в котором подчеркнута слабость «шага» лирической героини, во всяком случае управляемость.

Шла — лунатически —
не ведая пути.
И — глупая… нагая —
ушибалась
об острые углы
чужого мира
(который не желал
меня обидеть).

«Глупая и нагая» – «ушибалась и падала», снова – до «вишневой» крови, падая «без крика», «стекали лучи да кровь» (здесь, заметьте, цитаты из трех стихотворений). Но самое интересное в том, что нет виноватого и нет умысла, а есть понимание, что так оно и есть, так и должно быть:

О, не тревожься:
это — только брызги
воды морской,
подхваченные ветром.
Незваной нежности волна
разбилась
о скалы льдистые
чужого брега
(который не желал
её отторгнуть).

Кульминация особых правил этого мира явственна в последней строфе этого стихотворения. И она наступает точно там, где надо открыть глаза, где все-таки можно «увидеть небо», даже «лежа ничком»:

Открыть глаза…
но каждый чуждый звук,
и слишком резкий свет,
и морок ночи —
всё кажется нацеленным —
в меня.

Мир не только властен и властителен, на самом деле в сути своей он все-таки агрессивен, «нацелен». Потому и ранит. До крови. Впрочем, таким он и будет – командиром и сластолюбцем – до тех пор пока героиня все-таки захочет – сделать шаг.

И равно невозможен шаг назад —
и шаг вперёд.
(но я ведь… не хочу…)

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Арсений Гончуков
: Об одном капитане. Эхо от прочтения сборника Лиене Ацтиня "Эхо".. Обзоры публикаций.
Цикл стихов «Эхо» Лиене Ацтиня глазами литературного критика Арсения Гончарова
12.10.06

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(112): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275