h
Warning: mysql_num_rows() expects parameter 1 to be resource, bool given in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php on line 12
Точка . Зрения - Lito.ru. Рустам Карапетьян: Угол наблюдения (Цикл стихотворений).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Рустам Карапетьян: Угол наблюдения.

           
                          "Я на даче один. Мне темно
                          За мольбертом, и дует в окно."
                                                      (И.Бунин, 1903)

    Новый цикл (хотя и написанных не в последнее время) стихов Карапетьяна - квинтэссенция, экстракт гипотетической русской лирической школы. Отечественной лирике задолго до "официального", идеологизированного акмеизма свойственно было опираться на вещные образы, и они в культурном русле сменяли друг друга непрерывной чередой - от пушкинских "паруса рыбаря", "кружки" и "жилета" и до гротескно-канцелярских перечней вещей у Бродского, когда акмеизм, подчинив себе поэтическую культуру, растворился в ней и тем, по сути, исчерпал себя.
    Большинство современных нам поэтов-лириков акмеистичны настолько, что этого даже не замечаешь. Интерьер, детали работы и быта, описания предметов и групп предметов - суть и тема сегодняшней лирики, ремой же у хорошего автора становятся те душевные движения, которые позволяют видеть эти предметы именно такими, какими видит их лирический герой. Душа современной лирики не более чем призма, преломляющая вещи; попытки преодолеть эту тенденцию чаще приводят к демагогической пустоте текста, нежели к чему-то благому или новому.
    Кажется, что Рустам Карапетьян, не доводя принцип до абсурда, тем не менее, очищает его, делая каждый текст подобным кристаллу. Текст имеет четкие грани, отражает ими - в бликах - упавший на него свет живого сознания, но при этом помнит массу других, прежних отражений - и учитывает их. "Фонари едва мигают, улицы пусты". Не надо дорисовывать в картину циничную аптеку Блока, чтобы заметить, что авторы, при почти одинаковых начальных данных, по-разному решают задачу. У Блока - "исхода нет", у Карапетьяна он, пусть почти недоступен, но все-таки есть. В другой раз, наоборот, блоковская безысходность становится самой сутью текста, обернувшись непреходящим городским дворником на столь же непременном тротуаре. Что изменилось от одного текста к другому? Очевидно, угол наблюдения. Или, в обратной расшифровке акмеистического кода, - само сознание, отражаемое вещной реальностью текста.
    Каждый текст "Угла наблюдения" заканчивается в тот самый момент, когда величина "кристалла образов" становится достаточной для того, чтобы породить нужный блик, отразить нужное движение души. Нет ни лишних слов, ни избыточных образов, стихи почти минималистичны по форме и пуритански строги в использовании средств. А содержание искреннее, глубоко человечное, в нем есть и трагедия, и усталость, и мечта, и надежда.
    На мой взгляд, все это - признаки подлинного мастерства.
         

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Михаил Майгель

Рустам Карапетьян

Угол наблюдения

           * * *

Живу спокойно и лениво,
Забыв обиды и обман,
Всё безотчётливо красиво,
Когда спускается туман.
И храм земной и храм небесный
Так одинаково чисты,
И одинаково нет места,
Хотя довольно пустоты.



           * * *

Пробежав по всей октаве,
Свет сгустился в мглу.
Догорел закат, оставив
Сумерек золу.
Фонари едва мигают,
Улицы пусты.
Молча тени занимают
В комнате посты,
По линованному полу
Свой ведут курсив.
Тихо шепчет радиола
Старенький мотив.
И на небе звездномлечный
Путь уже застыл,
За собой маня. Конечно,
Если хватит сил.




           * * *

Колыхалась неба завесь
Цветом зимним и холодным,
Падал снег, щеки каcаясь
Поцелуем мимолётным,
Стыли пальцы, чуть немея
И приют ища в кармане.
Становилось всё теснее
В выдыхаемом тумане.
Шла зима, едва сутулясь,
В окруженьи тёмной свиты.
А весна… уже проснулась,
Но глаза ещё закрыты.



           * * *

Так улица пуста, хоть солнце скоро
Уже взлетит, по крышам взяв разбег.
И сонный дворник, вечный, словно город,
Царапает метлою мокрый снег.
А я стою, пока ещё не зная,
В какую из сторон направить шаг.
Мне кажется — я что-то выбираю,
Возможно, это в самом деле так.
И наконец-то я покину зиму
И окунусь в весенних дней угар,
Где тот же дворник так невозмутимо
Царапает метлою тротуар.



           * * *

Замерцает поздний вечер
Чередой случайных фар.
Губ коснётся тёплый ветер —
Сигареты мятный жар.
Обопрётся лоб горячий
О холодное стекло.
То ли дождь о чём-то плачет,
То ли с крыши натекло.
И, до слёз себя жалея,
За окном скулит щенок.
Сигарета тихо тлеет
Лентой синей в потолок.



           * * *

Два чёрта, два клятых друга
Владеют моей душой.
Один командует «прыгай!»,
Другой заклинает: «стой!»
Один болеет с похмелья
И клянчит вина глоток,
Другой, развалясь в постели,
Грейпфрутовый цедит сок.
Меж ними не быть согласью,
Душа моя не в ладу,
А черти мне скалят пасти
И рожи корчат в бреду.
И первый мне ищет смерти,
Второй — золотое руно…
Ах да, есть ещё и третий,
Которому всё равно.



           * * *

Мы вместе прожили немало,
Но раскидала нас дорога.
Одни ушли, как не бывало,
Другие сгинули до срока.
А третьи… Третьи, как и ране
Звонят, потом приходят в гости,
Но голоса их как в тумане,
А облик высечен из кости.



           * * *

В ночь, когда умирают звёзды
И туманятся зеркала,
В ночь, когда застывает воздух,
Вдруг невидимая игла
В сердце входит. И ночь вползает
В душу, смыв отраженья дня.
А по улицам смерть босая
Бродит, силясь найти меня.
Сколько ж ей обойти построек,
Прежде чем набредёт в ночи
На приют мой? Я не открою.
Но у смерти свои ключи.



           * * *

Изношенные сны слились в бесцветной гамме,
Пытаясь втиснуть жизнь в прокуренный чердак.
И первый день весны, зачёркнутый снегами,
Наводит вдруг на мысль, что всё кругом не так.



           * * *

Ночь подползла на чёрном брюхе
В грязи аллеи.
Я почесал её за ухом,
Почти жалея.
Она же, не издав ни звука,
Все краски стёрла,
И словно бешеная сука
Вцепилась в горло.



           * * *

Конец придумывай для сказки пройденной,
Что жили долго, мол, и были счастливы,
И всё чудесно, мол, и всё особенно,
Поверю, милая, тебе я на слово.
Пусть вольной птицею твоя фантазия,
Меня придумывай каким захочется.
Сама — принцессою, себя прекраснее,
И всё получится, и не закончится.
Я с этой сказкою — не глядя под ноги,
По свету белому, до смерти ряженной,
Чтоб люди верили — есть счастье всё-таки,
Да только где оно, меня не спрашивай.



           * * *

Порогов скосы перешагивай,
Степ отбивая каблуками.
Все двери, в общем, одинаковы,
Перержавевшими замками.
А за дверьми — пустые комнаты
Одной и той же планировки
С пространством, стенами искомканным,
И светом лампочек неловким.
Всё раз за разом повторяется,
За взлётом следует паденье.
И из окна лишь вид меняется,
Точнее — угол наблюденья.
               

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Рустам Карапетьян
: Угол наблюдения. Цикл стихотворений.
В хорошей поэзии наибольшая цель достигается минимумом средств. Движется не ветер и не флаг, а сознание.
18.04.08

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(112): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275