h
Warning: mysql_num_rows() expects parameter 1 to be resource, bool given in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php on line 12
Точка . Зрения - Lito.ru. Илья Гутковский: Круговерть (Эссе).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Илья Гутковский: Круговерть.

Первоначальный текст подвергся некоторой переделке. Прежде всего, с согласия автора, редактор заменил столь распространённое в публицистике «МЫ» (мы думаем, мы боимся, мы живём неправильно…) на честное «Я». Текст стал менее категоричным и претенциозным, обнаружились личная боль и тревога автора. Природа авторского «нерва» экзистенциальна. То есть, уходит корнями в ряд базовых парадоксов человеческого бытия. Любой ответ в «экзистенции» может получить только сам субъект для себя одного. Ни использовать чужие, ни экспортировать свои близким, не получается. Поэтому, извинительна некоторая горячность автора в оттаивании собственной индивидуальности. Обаяние молодости, гордящейся своим умением быстро плавать и глубоко нырять, и не подозревающей ещё, насколько велик и глубок океан. Заметим вскользь, что давать ссылки на авторов, высказавших кое-что до тебя, всё же принято среди вежливых людей. Слишком очевидны «следы» С. Кьеркегора, М.Хайдеггера, К.Юнга, Ж.Сартра, Э.Фромма, В.Франкла, Р.Мэя, И.Ялома и других достойных упоминания персон. Это ведь не в обиду, что они о многом раньше подумали. Пришлось убрать некоторые выражения, откровенно сталкивающие текст в совсем другой жанр: «ненависть потребительской клоака», «пить её сладкую плоть» или «бездарных первопроходцев, превращающих творчество в бессмысленный фарс», заменить «мыслительный автомат» на мыслительный аппарат, а цепные реакции на детерминацию (цепная реакция предопределяет не шаги, а взрыв), но, в целом, авторский стиль сохранён. Местами автор срывается в скороговорку: тут и Будда с кармой и символисты (Хорошо бы назвать пару-тройку имён, да и Будда ведь не один был) и хочется прочесть нечто существенное о них, но автор уже поскакал дальше. То, что «олигарх» Морозов застрелился – не факт, а одна из версий. Есть данные о том, что застрелили его спонсируемые революционеры, когда он попытался закрутить краник. Но главное возражение возникло у мня по поводу такого: «Лучшее, что дал Бог человеку – это природа, так зачем идти против собственной природы, против собственного сердца, потакая ученой грамоте учебников и неудачников писак, которые выбившись в критиканы, разбивают в пух и прах всякое новшество, всякое не вписывающиеся в их узкие рамки смелое начинание, я имею ввиду то, что, режет слух, но мысль лелеет, это звонок в будущее. В то время как славные ценители и просвещенные мужи застревают глубоко в болоте прошлого, откуда их вытащит разве, что умудренный надзиратель из их сословия, стоящий на ступени выше и случайным, волшебным образом снизошедший до свежего веяния.» Во-первых, лучшее, что дал человеку Бог – это Душа. Природа прекрасно существовала без человека, особо в нём не нуждаясь. Но человек выделился из природы (натуры) с помощью хитрого приспособления – Культуры. Именно Культура представляет собой ту сумму неприродных, истинно человеческих затей, с помощью которых весьма нелепое, с эволюционной точки зрения, существо заполонило планету. А для отдельного человека Культура – есть присвоение чужого, как ни криминально это звучит, - чужого языка, чужих норм, законов, знаний, веры, и подавляющее большинство человеков благополучно проживают жизнь, пользуясь только чужим. Но, при этом, судьба и душа у каждого только свои, поэтому я призываю вдумчиво прочесть данное эссе, ибо страдания индивида, заброшенного в этот мир и дрейфующего к смерти всегда достойны внимания.

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Сергей Зубарев

Илья Гутковский

Круговерть

Но никто не хочет и думать о том,
Пока "Титаник" плывет…
(В.Бутусов, Nautilus Pompilius)

В погоне за временем я убегаю от себя. Не дышать нельзя, но можно дышать в унисон, а не задыхаться кислородной подушкой самообмана. Вся моя беготня – это форма, не обремененная содержанием. Есть эфемерная цель, потом появляется результат, но я уже не в состоянии получить удовлетворения от завершения устремления, меня гложет новая жажда, я не успеваю насладиться плодами своей работы, потому что эти труды по существу пусты и поверхностны. Можно смаковать прошлое, свои заслуги и достижения, свои награды и отличительные знаки, но прошлое – это всего лишь прошлое, оно там, за пределами видимости, есть ли до него какое дело настоящему. Жить в настоящем умеют единицы, в остальном большинстве человечество несчастно, своим же беспокойным сознанием спрятав это несчастье и возведя его в ранг счастья, мы копим эту пыль заблуждений всю жизнь.  

А зачем все это? Зачем каждое утро разгоряченная толпа несется на работу, мнет бока в транспорте, просиживает в пробках, создает видимость кропотливой деятельности и коллективного духа, заигрывая с бестолковым начальством, копит, копит, копит… Ответ, само собой разумеется на язык: прокормить семью, себя, собаку, кошку, рыбок, иметь возможность приобрести, сходить, блеснуть и также быстро погаснуть, когда все естественным образом закончится или элементарно приестся. А что дальше, а где дальше, а для чего дальше?
В прошлом, один из представителей  “олигархической” династии Морозовых застрелился, пытаясь ответить на этот вопрос. Я боюсь этого вопроса, или делаю вид, что его просто не существует, что это не более чем философские бредни, ересь и вздор, мешающие “отличникам боевой и политической подготовки” прорубать тропинку к светлой мечте, сошедшей с медиа-небес. Я бы сказал, что не живу полноценной жизнью, а выживаю бессмыслием своего существования.

Есть правда любовь, но что я знаю о любви? Я хорошо знаю привязанность, долг, страсть, влечение, симпатию, ненависть, гнев, это все известно, но я плохо знаю себя, либо вообще не знаю, так как могу только говорить о любви из темноты собственного сердца. Еще раз говорю, я не знаю о любви того, что она заслуживает могуществом своего влияния и силы воздействия на мир, на жизнь, на смерть, на все.


Двигаться дальше, двигаться дальше -
Как страшно двигаться дальше…
(Б.Г., Аквариум)

Выбирает ли человек себе путь в жизни, или жизнь находит человеку место? И то и другое верно, кто верит, что дорога его предопределена, тот во всем найдет подтверждение своих слов, кто верит, что все в наших руках, тот любую случайность обратит в тесто для собственного пирога. Но одно бесспорно: любой шаг влияет на последующий, и череда этих  детерминаций   преследует меня всю жизнь. Будда называл это Кармой. Наиболее актуально это проявлялось в мировоззрении символистов. Всякое дело в зависимости от его направления в положительную или отрицательную плоскость влияет на ситуацию в будущем с тем же знаком. Все уравновешивается и приходит к серединному показателю, если нашел, то потеряешь, если злословишь, будешь обруган, “если - то” - вот принцип бытия, в котором купается судьба человека. Поэтому начну сейчас, ибо сейчас уже непосредственно работает на завтра, а мое завтра будет отражать мое сейчас. О чем я, что начать, с чего начать? Да что угодно, лишь бы оно было мое, исходило из души собственной, а не приносилось извне, не навязывалось, иначе отчуждение разрушит и без того зыбкую почву под ногами идущего. А хочу я того или нет, я иду,  не зная куда, но, даже остановившись, иду бессознательной походкой к прозрению или затмению, к созиданию или разрушению. Одно ясно, что каждый человек движется к смерти, и это должно заставить задуматься о пути, задуматься о себе для себя, а не о том, что я из себя для других.


Я завтра брошу пить, вот удивится свет…
(Ю.Шевчук, ДДТ)

Приятно ничего не делать, не к чему не стремиться, не за что не бороться, жить не для чего-то, а просто потому. Я так не умею и это моя слабость. Надеюсь скоро научусь, научусь у того человека, который приходит на работу и просто сидит на своем чугунном стуле, протирая дыру в стене взглядом и наслаждается симуляцией отнесения себя к трудовому сообществу в противовес безработным. Научусь у того пьяницы, который много знает об этой жизни, но ему, как всегда бывает не повезло, а оттого он много пьет, и в момент опустошения очередной дозы, все таки видит свое, пусть и жалкое, но просветление. Научусь у дворника, стоически метущего мусорную кашу по дворам с видом безмятежного монаха отшельника (а ведь это есть настоящий труд, не передвижения офисных тел, бумаг, аналитики, прочего хлама в четырех стенах и по оптоволоконным кабелям). Бездействие – это тоже своего рода деятельность, я не могу абсолютно бездействовать, что-то во мне продолжает работать, там, на глубине, в кладовых мозга кипит незримая работа, но многие рассматривают ее, как леность и праздность. А ведь это довольно тяжело - продолжительное время быть безучастным ко всему происходящему. Человек в конце концов начинает искать себе выход, порой неадекватный, импульсивный, идиотский, ведь не может он просто так существовать в бездействии, ведь он не видит себя, ведь он не чувствует собственной значимости. Из этого вырастает насилие, глупость, обреченность, так раскручивает свое жало порочная стезя Я-тени.

Хочется молчать  и быть услышанным, молчать, не желая коммуникаций и взаимодействий, молчать, просто молчать жизнью, ради счастливой жизни, но получится ли в этой жизни, где молчание расценивается как слабость, как хилость ума, как недостаток мыслительного аппарата.
Тишина так осязаема, когда научишься ее слушать, но можно ли слушать тишину в какофонии городского безумия, можно ли вкушать её в шуме злословия? Тишина так тонка, ювелирная тонкость, но я привык кричать, кричать изо всех дыр, по любому поводу, и я кричу, срывая глотку, а тишина поет, поет соловьиной молитвой мимо моих ушей, мимо моих дорог, мимо меня не услышанного вечно.



Все, брат, прорвались, прямая дорожка!
Вольное место, да в небе луна…
(Г.Сукачев, Бригада-С)

Интересно наблюдать за собой, делать выводы, опять же наблюдать и делать уже другие выводы, еще раз наблюдать и не понимать, как можно было раньше так рассуждать или напротив удивляться своей проницательности. Человеческое существо многомерно, всегда неповторимо в каждый отдельно взятый промежуток времени, настроения, погоды, обстоятельств, поэтому когда меня просят рассказать о себе, обличить это в формат “какой я”, это вызывает у меня недоумение. Одно хочется вдолбить в голову собеседника: я разный! Нет меня хорошего, нет меня плохого, нет меня специалиста, нет меня бездаря, я то, что я есть на данный момент во всей совокупности переменных величин, образующих этот момент. Да, есть какое-то ядро, вокруг которого обвивается эта паутина личностных образований, поведенческих актов и прочей научной мишуры, но это ядро скрыто так глубоко от посторонних глаз и так интимно и дорого мне, что непосредственно выкладывать его на всеобщее обозрение, чтобы каждый ощупывал и разглядывал прищуренным, оценивающим взором мой внутренний костяк, у меня нет никакого желания.
Каждый видит во мне то, что присутствует в нем, или точнее сказать так, как он может, исходя из своего внутренней состоятельности и ценности.  Поэтому я не только разный для себя, в себе, но и будь я хоть непреложной константой, я был бы множественен в глазах других.
Несмотря на все это я не отказываюсь, не отвергаю свой прошлый опыт, опыт своего миросозерцания, отношения, решений. Все произошедшее подчинено своему порядку и своей закономерности, не ведомой мне, но именно такой, не иначе, какой она должна была предстать в моей жизни, пусть выбрал я ее, или она свалилась мне на голову божьей милостью. Я уверен в себе, потому что я уверен в том, что все это не просто так, это все по наитию чего-то выходящего за рамки понимания, я верю этому, хотя и не подозреваю, что бы это могло быть.


Я серый голубь.
Я самый плохой, я хуже тебя
Я самый ненужный, я гадость, я дрянь
Зато я умею летать!
(П.Мамонов, Звуки Му)

Страх гонит человека, страх перед смертью - к выживанию, страх перед болью - к чувственному удовольствию, страх перед трусостью - к отчаянному бесстрашию, страх перед негативным откликом - к ублажению деревянного правила и сладкому звучанию в его купальне каждой ноты, каждого слова. Поэтому немного о рецензиях, критике и прочей галерочной составляющей поэтического ремесла. Мне кажется дурацкой привычка разбирать все по косточкам, словно попал в филологический кружок. Я пишу, как чувствую, как пробую, как слышу, как ощущаю, все просто и не заморочено, зачем искать в каждой букве и запятой смысл, это дело не благодарное, есть общая картина, есть общее настроение, есть свободное и легкое течение словосочетаний, пусть и без литературных изысков в классическом понимании, но свое собственное, родное, а не приносное, срисованное, подражательное.  
Лучшее, что дал Бог человеку – это природа, так зачем идти против собственной природы, против собственного сердца, потакая ученой грамоте учебников и неудачников писак, которые выбившись в критиканы, разбивают в пух и прах всякое новшество, всякое не вписывающиеся в их узкие рамки смелое начинание. Я имею ввиду: то, что, режет слух, но мысль лелеет, это звонок в будущее. В то время, как славные ценители и просвещенные мужи застревают глубоко в болоте прошлого, откуда их вытащит разве, что умудренный надзиратель из их сословия, стоящий на ступени выше и случайным, волшебным образом снизошедший до свежего веяния.

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Илья Гутковский
: Круговерть. Эссе.
Неяпонская философия.
25.12.08

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(112): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275