п»ї Точка . Зрения - Lito.ru. Илья Гутковский: Круговерть (Эссе).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Регистрация | Правила | Help | Поиск | Ссылки
Редакция | Авторы | Тексты | Новости | Премия | Издательство
Игры | «Первый шаг» | Обсуждение | Блоги | Френд-лента


сделать стартовой | в закладки | вебмастерам: как окупить сайт
  • Проголосовать за нас в сети IMHONET (требуется регистрация)



































  • Статьи **











    Внимание! На кону - издание книги!

    Илья Гутковский: Круговерть.

    Первоначальный текст подвергся некоторой переделке. Прежде всего, с согласия автора, редактор заменил столь распространённое в публицистике «МЫ» (мы думаем, мы боимся, мы живём неправильно…) на честное «Я». Текст стал менее категоричным и претенциозным, обнаружились личная боль и тревога автора. Природа авторского «нерва» экзистенциальна. То есть, уходит корнями в ряд базовых парадоксов человеческого бытия. Любой ответ в «экзистенции» может получить только сам субъект для себя одного. Ни использовать чужие, ни экспортировать свои близким, не получается. Поэтому, извинительна некоторая горячность автора в оттаивании собственной индивидуальности. Обаяние молодости, гордящейся своим умением быстро плавать и глубоко нырять, и не подозревающей ещё, насколько велик и глубок океан. Заметим вскользь, что давать ссылки на авторов, высказавших кое-что до тебя, всё же принято среди вежливых людей. Слишком очевидны «следы» С. Кьеркегора, М.Хайдеггера, К.Юнга, Ж.Сартра, Э.Фромма, В.Франкла, Р.Мэя, И.Ялома и других достойных упоминания персон. Это ведь не в обиду, что они о многом раньше подумали. Пришлось убрать некоторые выражения, откровенно сталкивающие текст в совсем другой жанр: «ненависть потребительской клоака», «пить её сладкую плоть» или «бездарных первопроходцев, превращающих творчество в бессмысленный фарс», заменить «мыслительный автомат» на мыслительный аппарат, а цепные реакции на детерминацию (цепная реакция предопределяет не шаги, а взрыв), но, в целом, авторский стиль сохранён. Местами автор срывается в скороговорку: тут и Будда с кармой и символисты (Хорошо бы назвать пару-тройку имён, да и Будда ведь не один был) и хочется прочесть нечто существенное о них, но автор уже поскакал дальше. То, что «олигарх» Морозов застрелился – не факт, а одна из версий. Есть данные о том, что застрелили его спонсируемые революционеры, когда он попытался закрутить краник. Но главное возражение возникло у мня по поводу такого: «Лучшее, что дал Бог человеку – это природа, так зачем идти против собственной природы, против собственного сердца, потакая ученой грамоте учебников и неудачников писак, которые выбившись в критиканы, разбивают в пух и прах всякое новшество, всякое не вписывающиеся в их узкие рамки смелое начинание, я имею ввиду то, что, режет слух, но мысль лелеет, это звонок в будущее. В то время как славные ценители и просвещенные мужи застревают глубоко в болоте прошлого, откуда их вытащит разве, что умудренный надзиратель из их сословия, стоящий на ступени выше и случайным, волшебным образом снизошедший до свежего веяния.» Во-первых, лучшее, что дал человеку Бог – это Душа. Природа прекрасно существовала без человека, особо в нём не нуждаясь. Но человек выделился из природы (натуры) с помощью хитрого приспособления – Культуры. Именно Культура представляет собой ту сумму неприродных, истинно человеческих затей, с помощью которых весьма нелепое, с эволюционной точки зрения, существо заполонило планету. А для отдельного человека Культура – есть присвоение чужого, как ни криминально это звучит, - чужого языка, чужих норм, законов, знаний, веры, и подавляющее большинство человеков благополучно проживают жизнь, пользуясь только чужим. Но, при этом, судьба и душа у каждого только свои, поэтому я призываю вдумчиво прочесть данное эссе, ибо страдания индивида, заброшенного в этот мир и дрейфующего к смерти всегда достойны внимания.

    Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
    Сергей Зубарев

    Илья Гутковский

    Круговерть

    Но никто не хочет и думать о том,
    Пока "Титаник" плывет…
    (В.Бутусов, Nautilus Pompilius)

    В погоне за временем я убегаю от себя. Не дышать нельзя, но можно дышать в унисон, а не задыхаться кислородной подушкой самообмана. Вся моя беготня – это форма, не обремененная содержанием. Есть эфемерная цель, потом появляется результат, но я уже не в состоянии получить удовлетворения от завершения устремления, меня гложет новая жажда, я не успеваю насладиться плодами своей работы, потому что эти труды по существу пусты и поверхностны. Можно смаковать прошлое, свои заслуги и достижения, свои награды и отличительные знаки, но прошлое – это всего лишь прошлое, оно там, за пределами видимости, есть ли до него какое дело настоящему. Жить в настоящем умеют единицы, в остальном большинстве человечество несчастно, своим же беспокойным сознанием спрятав это несчастье и возведя его в ранг счастья, мы копим эту пыль заблуждений всю жизнь.  

    А зачем все это? Зачем каждое утро разгоряченная толпа несется на работу, мнет бока в транспорте, просиживает в пробках, создает видимость кропотливой деятельности и коллективного духа, заигрывая с бестолковым начальством, копит, копит, копит… Ответ, само собой разумеется на язык: прокормить семью, себя, собаку, кошку, рыбок, иметь возможность приобрести, сходить, блеснуть и также быстро погаснуть, когда все естественным образом закончится или элементарно приестся. А что дальше, а где дальше, а для чего дальше?
    В прошлом, один из представителей  “олигархической” династии Морозовых застрелился, пытаясь ответить на этот вопрос. Я боюсь этого вопроса, или делаю вид, что его просто не существует, что это не более чем философские бредни, ересь и вздор, мешающие “отличникам боевой и политической подготовки” прорубать тропинку к светлой мечте, сошедшей с медиа-небес. Я бы сказал, что не живу полноценной жизнью, а выживаю бессмыслием своего существования.

    Есть правда любовь, но что я знаю о любви? Я хорошо знаю привязанность, долг, страсть, влечение, симпатию, ненависть, гнев, это все известно, но я плохо знаю себя, либо вообще не знаю, так как могу только говорить о любви из темноты собственного сердца. Еще раз говорю, я не знаю о любви того, что она заслуживает могуществом своего влияния и силы воздействия на мир, на жизнь, на смерть, на все.


    Двигаться дальше, двигаться дальше -
    Как страшно двигаться дальше…
    (Б.Г., Аквариум)

    Выбирает ли человек себе путь в жизни, или жизнь находит человеку место? И то и другое верно, кто верит, что дорога его предопределена, тот во всем найдет подтверждение своих слов, кто верит, что все в наших руках, тот любую случайность обратит в тесто для собственного пирога. Но одно бесспорно: любой шаг влияет на последующий, и череда этих  детерминаций   преследует меня всю жизнь. Будда называл это Кармой. Наиболее актуально это проявлялось в мировоззрении символистов. Всякое дело в зависимости от его направления в положительную или отрицательную плоскость влияет на ситуацию в будущем с тем же знаком. Все уравновешивается и приходит к серединному показателю, если нашел, то потеряешь, если злословишь, будешь обруган, “если - то” - вот принцип бытия, в котором купается судьба человека. Поэтому начну сейчас, ибо сейчас уже непосредственно работает на завтра, а мое завтра будет отражать мое сейчас. О чем я, что начать, с чего начать? Да что угодно, лишь бы оно было мое, исходило из души собственной, а не приносилось извне, не навязывалось, иначе отчуждение разрушит и без того зыбкую почву под ногами идущего. А хочу я того или нет, я иду,  не зная куда, но, даже остановившись, иду бессознательной походкой к прозрению или затмению, к созиданию или разрушению. Одно ясно, что каждый человек движется к смерти, и это должно заставить задуматься о пути, задуматься о себе для себя, а не о том, что я из себя для других.


    Я завтра брошу пить, вот удивится свет…
    (Ю.Шевчук, ДДТ)

    Приятно ничего не делать, не к чему не стремиться, не за что не бороться, жить не для чего-то, а просто потому. Я так не умею и это моя слабость. Надеюсь скоро научусь, научусь у того человека, который приходит на работу и просто сидит на своем чугунном стуле, протирая дыру в стене взглядом и наслаждается симуляцией отнесения себя к трудовому сообществу в противовес безработным. Научусь у того пьяницы, который много знает об этой жизни, но ему, как всегда бывает не повезло, а оттого он много пьет, и в момент опустошения очередной дозы, все таки видит свое, пусть и жалкое, но просветление. Научусь у дворника, стоически метущего мусорную кашу по дворам с видом безмятежного монаха отшельника (а ведь это есть настоящий труд, не передвижения офисных тел, бумаг, аналитики, прочего хлама в четырех стенах и по оптоволоконным кабелям). Бездействие – это тоже своего рода деятельность, я не могу абсолютно бездействовать, что-то во мне продолжает работать, там, на глубине, в кладовых мозга кипит незримая работа, но многие рассматривают ее, как леность и праздность. А ведь это довольно тяжело - продолжительное время быть безучастным ко всему происходящему. Человек в конце концов начинает искать себе выход, порой неадекватный, импульсивный, идиотский, ведь не может он просто так существовать в бездействии, ведь он не видит себя, ведь он не чувствует собственной значимости. Из этого вырастает насилие, глупость, обреченность, так раскручивает свое жало порочная стезя Я-тени.

    Хочется молчать  и быть услышанным, молчать, не желая коммуникаций и взаимодействий, молчать, просто молчать жизнью, ради счастливой жизни, но получится ли в этой жизни, где молчание расценивается как слабость, как хилость ума, как недостаток мыслительного аппарата.
    Тишина так осязаема, когда научишься ее слушать, но можно ли слушать тишину в какофонии городского безумия, можно ли вкушать её в шуме злословия? Тишина так тонка, ювелирная тонкость, но я привык кричать, кричать изо всех дыр, по любому поводу, и я кричу, срывая глотку, а тишина поет, поет соловьиной молитвой мимо моих ушей, мимо моих дорог, мимо меня не услышанного вечно.



    Все, брат, прорвались, прямая дорожка!
    Вольное место, да в небе луна…
    (Г.Сукачев, Бригада-С)

    Интересно наблюдать за собой, делать выводы, опять же наблюдать и делать уже другие выводы, еще раз наблюдать и не понимать, как можно было раньше так рассуждать или напротив удивляться своей проницательности. Человеческое существо многомерно, всегда неповторимо в каждый отдельно взятый промежуток времени, настроения, погоды, обстоятельств, поэтому когда меня просят рассказать о себе, обличить это в формат “какой я”, это вызывает у меня недоумение. Одно хочется вдолбить в голову собеседника: я разный! Нет меня хорошего, нет меня плохого, нет меня специалиста, нет меня бездаря, я то, что я есть на данный момент во всей совокупности переменных величин, образующих этот момент. Да, есть какое-то ядро, вокруг которого обвивается эта паутина личностных образований, поведенческих актов и прочей научной мишуры, но это ядро скрыто так глубоко от посторонних глаз и так интимно и дорого мне, что непосредственно выкладывать его на всеобщее обозрение, чтобы каждый ощупывал и разглядывал прищуренным, оценивающим взором мой внутренний костяк, у меня нет никакого желания.
    Каждый видит во мне то, что присутствует в нем, или точнее сказать так, как он может, исходя из своего внутренней состоятельности и ценности.  Поэтому я не только разный для себя, в себе, но и будь я хоть непреложной константой, я был бы множественен в глазах других.
    Несмотря на все это я не отказываюсь, не отвергаю свой прошлый опыт, опыт своего миросозерцания, отношения, решений. Все произошедшее подчинено своему порядку и своей закономерности, не ведомой мне, но именно такой, не иначе, какой она должна была предстать в моей жизни, пусть выбрал я ее, или она свалилась мне на голову божьей милостью. Я уверен в себе, потому что я уверен в том, что все это не просто так, это все по наитию чего-то выходящего за рамки понимания, я верю этому, хотя и не подозреваю, что бы это могло быть.


    Я серый голубь.
    Я самый плохой, я хуже тебя
    Я самый ненужный, я гадость, я дрянь
    Зато я умею летать!
    (П.Мамонов, Звуки Му)

    Страх гонит человека, страх перед смертью - к выживанию, страх перед болью - к чувственному удовольствию, страх перед трусостью - к отчаянному бесстрашию, страх перед негативным откликом - к ублажению деревянного правила и сладкому звучанию в его купальне каждой ноты, каждого слова. Поэтому немного о рецензиях, критике и прочей галерочной составляющей поэтического ремесла. Мне кажется дурацкой привычка разбирать все по косточкам, словно попал в филологический кружок. Я пишу, как чувствую, как пробую, как слышу, как ощущаю, все просто и не заморочено, зачем искать в каждой букве и запятой смысл, это дело не благодарное, есть общая картина, есть общее настроение, есть свободное и легкое течение словосочетаний, пусть и без литературных изысков в классическом понимании, но свое собственное, родное, а не приносное, срисованное, подражательное.  
    Лучшее, что дал Бог человеку – это природа, так зачем идти против собственной природы, против собственного сердца, потакая ученой грамоте учебников и неудачников писак, которые выбившись в критиканы, разбивают в пух и прах всякое новшество, всякое не вписывающиеся в их узкие рамки смелое начинание. Я имею ввиду: то, что, режет слух, но мысль лелеет, это звонок в будущее. В то время, как славные ценители и просвещенные мужи застревают глубоко в болоте прошлого, откуда их вытащит разве, что умудренный надзиратель из их сословия, стоящий на ступени выше и случайным, волшебным образом снизошедший до свежего веяния.

    Код для вставки анонса в Ваш блог

    Точка Зрения - Lito.Ru
    Илья Гутковский
    : Круговерть. Эссе.
    Неяпонская философия.
    25.12.08
    <table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/riff>Илья Гутковский</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/68468>Круговерть</a>. Эссе.<br> <font color=gray>Неяпонская философия.<br><small>25.12.08</small></font></td></tr></table>


    А здесь можно оставить свои впечатления о произведении
    «Илья Гутковский: Круговерть»:

    растянуть окно комментария

    ЛОГИН
    ПАРОЛЬ
    Авторизоваться!


  • Круговерть (Илья Гутковский). Раздел: ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  • Здесь Сергей показал наглядно, как нужно "чистить" тексты, вызывающее сомнения. Хорошо, что автор принял редактуру спокойно. Хорошо, что в публицистике "водятся" такие добросовестные редакторы и понимающие авторы! Спасибо, Илья, спасибо, Сергей!

     

    Елена Сафронова, зав.отделом критики и публицистики [25.12.08 18:23]

    Ответить на этот комментарий







    СООБЩИТЬ О ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ


    Регистрация

    Восстановление пароля

    Поиск по сайту




    Журнал основан
    10 октября 2000 года.
    Главный редактор -
    Елена Мокрушина.

    © Идея и разработка:
    Алексей Караковский &
    студия "WEB-техника".

    © Программирование:
    Алексей Караковский,
    Виталий Николенко,
    Артём Мочалов "ТоМ".

    © Графика:
    Мария Епифанова, 2009.

    © Логотип:
    Алексей Караковский &
    Томоо Каваи, 2000.





    hp"); ?>