п»ї Точка . Зрения - Lito.ru. Борис Скворцов: Заключение контрольно-спасательной службы (О путешествиях).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Регистрация | Правила | Help | Поиск | Ссылки
Редакция | Авторы | Тексты | Новости | Премия | Издательство
Игры | «Первый шаг» | Обсуждение | Блоги | Френд-лента


сделать стартовой | в закладки | вебмастерам: как окупить сайт
  • Проголосовать за нас в сети IMHONET (требуется регистрация)



































  • Статьи **











    Внимание! На кону - издание книги!

    Борис Скворцов: Заключение контрольно-спасательной службы.

    Текст, названный рассказом, но по сути являющийся документальным в прямом смысле. Публикация документа, относящегося к давним событиям и всплывшего через много лет после них.
    В том драматическом походе, приведшем к гибели одного из горных туристов, участвовал и автор. А потом подробно писал об этом, публикуя свои тексты в том числе и на нашем сайте: http://lito1.ru/text/9525, http://lito1.ru/text/13035
    Это было в мае 1978 года, ровно 38 лет назад. Но, видно, не отпускает давняя трагедия, пережитая автором в неполные 20 лет.

    Редактор отдела прозы, 
    Елена Мокрушина

    Борис Скворцов

    Заключение контрольно-спасательной службы

    Мне, как летописцу того похода, Заключение КСС по разбору причин несчастного случая, произошедшего в нашей группе в мае далёкого 1978 года, особенно интересно. Получил его совсем недавно - в конце 2015 года. Вадим Кочнев, разбирая свой архив, наткнулся на документ и отправил его мне. Вадим был одним из 12 человек, упомянутых в Заключении, кто поднимал тело Андрея Изотова со дна Чебдарского ущелья. Теперь читаем сам документ.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    контрольно-спасательной службы по разбору причин
    несчастного случая, произошедшего в группе туристов
    г. Новосибирска 22 мая 1978 года

    I.
    Группа туристов Новосибирского электротехнического института в количестве 17 человек под руководством Филиппова А.М. в период с 7 по 18 мая совершали пешее путешествие II категории сложности в районе Восточного Алтая по маршруту: с. Чемал – р. Чемал – пер. Тогусколь – пер. Сайгонош – р. М. Сумульта – пер. Тюрдем – р. Коный – пер. Коный – р. Аксаазкан – пер. Уйменский – р. Уймень – пер. Карасаазкан – пер. Штатив – р. Уйкараташ – пер. Самурла – р. Самурла – пер. Чакрык – пер. Ачелман – р. Ачелман – с. Балыкча, маршрутная книжка № 5/78 рассмотрена МКК турклуба НЭТИ, шифр МКК 145-2220000.

    II.
    22 мая 1978 года около 16 часов группа туристов НЭТИ двигалась по берегу р. Чебдар, представляющему собой нагромождение больших валунов береговой сыпи. Направляющий группы Изотов А.И. прыгнул на «живую» плиту, лежащую на большой глыбе и, поскользнувшись /шёл мелкий дождь/, падает с плиты, ухватившись за неё, в расщелину между большой глыбой и рядом лежащим камнем. Плита весом около 1000 кг, лежавшая на большой глыбе падает в расщелину, придавив Изотову А.И. левую часть туловища и голову. Через 3-5 мин. пострадавший был освобождён от камня и вытащен из расщелины в бессознательном состоянии.

    На протяжении 3-х часов пострадавшему делали искусственное дыхание и массаж сердца, но в сознание он не приходил, пульс не прощупывался.
    В это же время руководитель группы Филиппов А.М. направил 3-х участников похода в с. Балыкча с просьбой об оказании помощи, оставшись с группой в ущелье р. Чебдар.

    26 мая, не дождавшись помощи, Филппов А.М. вновь посылает 3-х человек в с. Балыкча.

    III.
    Сообщение о несчастном случае в КСС не поступало. Контрольный срок группы истёк 21 мая 1978 г. В связи с плохими метеорологическими условиями /нелётная погода/ поисковые работы были начаты 25 мая, был сделан облёт по маршруту группы, но группу обнаружить не удалось.

    26 мая при облёте в районе р. Чебдар в 5-10 км выше устья группа была обнаружена на дне ущелья р. Чебдар, на левом борту ущелья был выложен белый крест. Спас. отряд в количестве 5 чел. был высажен на водоразделе левого склона р. Чебдар 26 мая для оказания помощи группе.

    27 мая КСС стало известно, что 3 участника пришли в с. Балыкча вечером 26 мая, а другие 3 участника вышли из лагеря в ущелье р. Чебдар по направлению с. Балыкча 26 мая.

    Спас. отряд в количестве 6 человек начал поиск пропавшей тройки 27 мая.
    28 мая группа в количестве 13 чел. Доставлена вертолётом МИ-8 в г. Горно-Алтайск, в этот же день пропавшая тройка вышла в с. Балыкча.
    29 мая спас. отряд в количестве 12 чел. был направлен в р-н происшествия для транспортировки трупа Изотова А.И.

    31 мая 1978 г. труп Изотова был доставлен в Горно-Алтайскую областную больницу для проведения судебно-медицинской экспертизы. 2 июня труп Изотова А.И. отправили.

    IV.
    Причины несчастного случая:

    Сам факт гибели туриста Изотова А.И. в группе НЭТИ под руководством Филиппова А.М. можно было бы расценить как непредвиденную случайность, вызванную его личной Изотова А.И. неосторожностью, однако ряд дополнительных обстоятельств и прежде всего то, что несчастный случай произошёл в труднодоступном ущелье р. Чебдар /т.е. в стороне от утверждённой линии маршрута/ и 22 мая 1978 г., когда по утверждённому графику маршрут группы должен был уже заканчиваться, заставляет более серьезно и глубоко разобраться, почему группа оказалась в бедственном положении, почему ей был нарушен график движения и контрольный срок, почему группа оказалась в стороне от утвержденного маршрута, проходящего по тропе и была вынуждена преодолевать исключительно сложный участок нижней части ущелья р. Чебдар, где и случилось несчастье.

    Подробно разобрав все обстоятельства происшедшего, КСС Горно-Алтайского облсовета по туризму и экскурсиям считает, что настоящему несчастному случаю предшествовал ряд грубых нарушений «Правил организации туристских путешествий на территории СССР», недопустимое легкомыслие руководителя группы в период подготовки и утверждения маршрута, серьёзные ошибки руководителя во время проведения похода.

    1. Маршрут, который планировала совершить группа в районе Северо-Восточного Алтая от от с. Чемал до с. Балыкча через 10 перевалов согласно Перечню эталонных туристских маршрутов, утвержденного ЦС по туризму и экскурсиям относится к пешеходному маршруту III категории сложности. Об этом не мог не знать руководитель группы т. Филиппов А.М. Более того, он обязан был знать, что в период раннего межсезонья все перевалы закрыты глубоким снегом, преодоление их значительно усложняется и таким образом усложняется и без того сложный маршрут.

    В этой ситуации маршрут фактически превышал требования, предъявляемые к маршруту III категории сложности и в соответствие с Правилами, к участникам маршрута достаточно компентентная МКК могла и должна была предъявить требования выше, чем к обычному маршруту III категории сложности. Однако, хорошо зная, что формально участники маршрута не отвечают даже обычным требованиям к маршруту III категории сложности, руководитель во-первых, сознательно занизил категорию сложности намеченного маршрута, и во-вторых, чтобы не получить категорический отказ у квалифицированной МКК /какими наверняка являются городская и областная МКК Новосибирска/, провел утверждение маршрута через МКК туристского клуба НЭТИ, т.е. по существу утвердил маршрут сам себе, поскольку ясно, что подавляющее большинство членов институтской МКК – это студенты института. Работой туристского клуба и МКК практически руководит преподаватель кафедры физического воспитания Филиппов А.М.

    2. Маршрутно-квалификационная комиссия туристского клуба НЭТИ не имела права утверждать настоящий маршрут, поскольку её полномочия ограничены утверждением пешеходных маршрутов II категории сложности.

    3. Трудно понять и объяснить, с какой целью и для чего руководитель группы избрал столь сложный вариант маршрута для группы студентов, явно не имеющих достаточной подготовки, прошедших лишь начальное обучение для будущей работы в туристско-оздоровительном лагере НЭТИ «Эрлагол». Контрольно-спасательной службе хорошо известно, что все маршруты этого лагеря проходят в непосредственной близости от него и ни один маршрут не превышает II категорию сложности для испытания будущих инструкторов в этом году.

    4. У КСС складывается впечатление, что руководитель группы т. Филиппов А.М., несмотря на свой довольно большой туристский опыт и высокое спортивное звания /кандидат в мастера спорта по туризму/ подошёл к выбору маршрута легкомысленно, наивно и без достаточных оснований, полагая, что он и его группа справятся с маршрутом.

    5. Будущий руководитель не посчитал для себя необходимым детально ознакомиться с возможностью прохождения маршрута в исключительно сложных условиях ранней весны, не потрудился ознакомиться со снежной обстановкой на маршруте, не проклнсультировался по этим вопросам ни с опытными туристами, хорошо знающими район, ни с контрольно-спасательной службой Горно-Алтайского областного Совета.

    6. Руководитель группы и на маршруте продолжал совершать ошибки. Уже в начале маршрута для всех участников и, вероятно, для самого руководителя стали очевидными чрезвычайно трудные условия похода /неслучайно по плановому маршруту 77, почти аналогичному тому, что шла группа НЭТИ, первый инструкторский, Бийской туристской базы «Алтай» начинается лишь в начале июня и даже тогда, спустя месяц немало перевалов приходится проходить по глубокому снегу/. Если бы руководитель во время понял явную авантюрность своего замысла, то у него было бы достаточно вариантов для значительного упрощения и сокращения маршрута, как в начале его /например, выход обратно после второго перевала или уход на с. Эдиган/, так и в середине маршрута, когда стало очевидным, что группа основательно выбивается из графика и нарушение контрольного срока неизбежно. Если бы руководитель правильно и трезво оценил обстановку, то даже в условиях значительного нарушения графика движения, после Уйменского перевала можно было отказаться от дальнейшего продолжения маршрута и выйти по долине р. Уймень в с. Уймень.

    Сообщить о прекращении до истчения контрольного срока. Этого сделано не было, руководитель, несмотря на все неблагопрятные обстоятельства, упрямо продолжал маршрут, наконец в верховьях реки Уйкараташ пропустил поворот троп /по всей вероятности тоже из-за снега/ и стал спускаться сначала по долине р. Уйкараташ, а затем по долине р. Чебдар, не подозревая, что на этом пути группу ждёт исключительно сложный и фактически непроходимый каньон Чебдара.

    Там и случилось несчастье 22-го мая, когда контрольный срок группы уже истёк. Недостаток информации о нижнем участке долины р. Чебдар окончательно убеждает, что руководитель не слишком затруднял себя при разработке маршрута, иначе от него не ускользнула бы широко известная среди туристов печальная слава этого труднопреодолимого каньона. Видимо руководителя успокаивал тот факт, что вся линия маршрута идёт по тропе планового маршрута № 77, по которому ежегодно проходят несколько десятков групп, но просчитался, т.к. чаще перед группой была не обычная торная туристская тропа с маркировкой, показывающей направление пути, а сплошные снежные поля, глубиной значительно выше колена.

    Таковы основные причины несчастного случая с группой туристов НЭТИ, приведшие к гибели одного из участников, к срыву маршрута, к исключительно тяжелому, можно сказать, критическому, положению группы на маршруте, к нарушению контрольных сроков, к проведеню крупных спасательных работ и затрате на них значительных государственных средств, наконец. К большой и вполне обоснованной тревоге руководителей института, партийных, советских и профсоюзных организаций, родных и близких участников этого похода.

    Справедливости ради следует отметить, что при постановке группы на учет работником контрольно-спасательной службы Горно-Алтайского областного совета т. Суховым В.М., к сожалению, не были замечены изложенные выше явные нарушения. Он выполнил свои обязанности чисто формально и односторонне, т.е. проверил наличие маршрутной книжки, наличие печати МКК и контрольных сроков, не обратив должного внимания на необычно раннюю попытку прохождения сложного маршрута, а главное, на несоответствие категории сложности маршрута. указанной в маршрутной книжке фактической сложности маршрута. Работник КСС сработал весьма неквалифицированно, за что строго наказан по административной линии.

    Начальник контрольно-спасательной
    Службы Горно-Алтайского областного
    Совета по туризму и экскурсиям
    В.М. Шипунов


    Ранее я публиковал собственный анализ случившегося, начиная с событий, предшествующих трагически закончившемуся походу. Там же, в частности, приведён дневник Сергея Ульянова (http://www.proza.ru/2002/08/29-99). Из этого дневника, как и из моих записей следует, что Андрей Изотов погиб не 22, а 23 мая, через двое суток после окончания контрольного срока. Налицо несоответствие дат.

    Затем разыгралась страшная непогода, непозволявашая спасателям начать работы. Поднялась река Чебдар, наполнив до краев каменную ловушку, в которой погиб Андрей.

    Жуткая таёжная ночь на дне Чебдарского ущелья, кромешная мгла, сквозь которую мы слышим мрачную симфонию завывающего ветра и стонущих деревьев. В зловещем грохоте реки угадывается какое-то гоготанье и улюлюканье. Разгулявшаяся стихия словно ликует, празднуя победу над человеком.

    Ещё одна неточность в приведённом выше документе: не пропускал Филиппов поворот троп в верховьях Уйкараташа. Это произошло в верховьях реки Самурлу, по которой группа затем спускалась до её устья. Здесь-то руководителем и была совершена роковая ошибка: сход с неожиданно появившейся конной тропы, ведущей от охотничьей избы с лабазом наверх, и затем, спуск к реке, по берегам которой мы стали продвигаться вниз, «...не подозревая, что на этом пути группу ждёт исключительно сложный и фактически непроходимый каньон Чебдара».

    По словам начальника Новосибирского ПСО, заслуженного мастера спорта России Валерия Говора, это Заключение – «продукт того времени, хотя не все уж так соответствовало действительности» (см. Постфактум в Летописи).

    Как всё было на самом деле, подробно, по дням и часам – описано в этой «Летописи одного турпохода» на http://www.proza.ru/2002/03/18-90. Тех, кто не читал, приглашаю прочитать.

    На самом деле: «Горы нужно любить, чтобы туда ходить, и горы нужно уважать, чтобы оттуда приходить».

    С уважением, автор.

    Код для вставки анонса в Ваш блог

    Точка Зрения - Lito.Ru
    Борис Скворцов
    : Заключение контрольно-спасательной службы. О путешествиях.
    Текст, названный рассказом, но по сути являющийся документальным в прямом смысле. Публикация документа, относящегося к давним событиям и всплывшего через много лет после них.
    20.05.16
    <table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/bskvor>Борис Скворцов</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/78026>Заключение контрольно-спасательной службы</a>. О путешествиях.<br> <font color=gray>Текст, названный рассказом, но по сути являющийся документальным в прямом смысле. Публикация документа, относящегося к давним событиям и всплывшего через много лет после них.<br><small>20.05.16</small></font></td></tr></table>


    А здесь можно оставить свои впечатления о произведении
    «Борис Скворцов: Заключение контрольно-спасательной службы»:

    растянуть окно комментария

    ЛОГИН
    ПАРОЛЬ
    Авторизоваться!







    СООБЩИТЬ О ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ


    Регистрация

    Восстановление пароля

    Поиск по сайту




    Журнал основан
    10 октября 2000 года.
    Главный редактор -
    Елена Мокрушина.

    © Идея и разработка:
    Алексей Караковский &
    студия "WEB-техника".

    © Программирование:
    Алексей Караковский,
    Виталий Николенко,
    Артём Мочалов "ТоМ".

    © Графика:
    Мария Епифанова, 2009.

    © Логотип:
    Алексей Караковский &
    Томоо Каваи, 2000.





    hp"); ?>