п»ї Точка . Зрения - Lito.ru. Юрий Евдокимов: За праздничным столом (Прозаические миниатюры).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Регистрация | Правила | Help | Поиск | Ссылки
Редакция | Авторы | Тексты | Новости | Премия | Издательство
Игры | «Первый шаг» | Обсуждение | Блоги | Френд-лента


сделать стартовой | в закладки | вебмастерам: как окупить сайт
  • Проголосовать за нас в сети IMHONET (требуется регистрация)



































  • Статьи **











    Внимание! На кону - издание книги!

    Юрий Евдокимов: За праздничным столом.

    Четыре миниатюры, очень разные. То ли грустные, то ли забавные - это как посмотреть.
    И всё-таки они все об одном. Об одиночестве.
    А последняя мне чеховскую "Чайку" напомнила. Вернее, ту пьесу Треплева о "мировой душе", которую так и не доиграла Нина Заречная. Конечно, в современной интерпретации...

    Редактор отдела прозы, 
    Елена Мокрушина

    Юрий Евдокимов

    За праздничным столом

    За праздничным столом

    В день взятия Бастилии, за праздничным столом, Людмила Викторовна Мамочкина выпила рюмку водки и захмелела. У неё как-то нехорошо запершило в горле, а потом она взяла, да и расплакалась. «Надо было позвать Анатолия» - сквозь слёзы думала Людмила. И пусть бы подруги смеялись над ней. Чёрт бы с ними. Пусть бы смеялись над тем, что рубашка у Анатолия – старомодная, с удлинённым воротом, и с оранжевыми пуговицами, каких уже сто лет не носят. Пусть! Пусть бы она со стыда сгорала, от того, что Анатолий не разбирается в марках итальянских вин и что он не умеет правильно произнести слово «Пассито ди Пантелерия»
    Пусть. Только бы Анатолий смотрел на неё своими синими глазами. Как нежно он умеет держать её за талию! Он обнимает её до тех пор, пока она не скажет: «Ну всё, Толя, хватит» и отведёт его руку, не отпуская.
    Тем временем, Анатолий Тимофеевич, тот самый знакомый Людмилы Викторовны, у себя дома, ходил по комнате, от одного угла к другому. Откроет холодильник, а в нём - только лампочка горит. Зарплату задержали. А оставшиеся рубли - отягощали его карман мелочью, и требовали, чтобы их немедленно потратили.
    Рябиновая настойка и томатная паста. Это только на первый взгляд, кажется, что эти продукты не сочетаются, на самом деле – они очень как сочетаются. Сначала употребляется настойка – за четыре раза, по пол стакана с перекурами. Потом - томат в прикуску с хлебом. И обязательно, каждую порцию нужно посыпать щепоткой соли.
    «Хлеба, чуток не рассчитал» – Анатолий Тимофеевич соскоблил весь оставшийся томат из банки и облизал ложку. Вообще-то, вместо томатной пасты, можно было риса купить. На килограмм бы денег хватило – отваривай, да ешь в своё удовольствие, хоть два дня. Китайцы вон, живут и не жалуются»
    Эх, сейчас бы картошечки бы отварной – Анатолий Тимофеевич потянулся и посмотрел в окно, потом продолжил мечтать - да с огурчиками, да капусты бы квашеной, и сальца бы с мясными прослойками и чесночком. За окном была осень – время подведения итогов, время уборки урожая.
    В день взятия Бастилии, за праздничным столом, у Людмилы Викторовны из рук выпал нож – это Анатолий Тимофеевич подумал о ней.


    Сон Ивана

    Приснился Ивану сон, яркий такой, цветной, с переживаниями. И не то, чтобы он был героем, а так, будто бы он погулять вышел. И видится Ивану, что идёт он по знакомой улице, а навстречу ему – Бог, да-да, тот самый, которого на иконах рисуют, только одежда у него старая, джинсы с дырками, разбитые ботинки, рубашка грязная. Неужели некому постирать? Ему? «Да я бы с места в карьер» – бельё бы выстирал и высушил, и за стол бы его, чаем поить.. Да я бы - торт со сгущённым молоком. Всё бы для него - и малиновое варенье, и мясо бы пожарил с хрустящей корочкой, чтобы ему понравилось. И последнюю рубашку бы отдал. А Бог, смотрит на него и улыбается.
    - Не нужно, говорит, мне еды твоей, а сам руку положил на голову Ивана и гладит нежно.
    У Ивана сразу слёзы рекой, и ноги подкосились, он упал на колени и стал прощения просить.
    - Прости ты меня Господи, за то, что я Лену бросил с ребёнком на руках. Прости меня, или убей.
    Дело прошлое. Лена забеременела на втором курсе, а весной, когда уже все говорили, глядя на живот, что будет девочка, Иван сбежал. Толи от того, что ответственности испугался, толи от того, что был молод. А может быть, от того, что любить перестал. Кто его знает? Скитался потом по северам, менял города, профессии, одно время был даже начальником участка, а вот семья так и не сложилась.
    Знал ли он, что у него есть дочь? Конечно знал. И однажды, в отделе детских игрушек Иван приметил медвежонка, пушистого такого и весёлого. И так ему захотелось купить его и отправить по почте. Но он не знал куда. Не было у него не адреса, не индекса.
    - Господи, прости меня, Верни меня назад, я всё исправлю.
    Иван держал Бога за ноги, он опустил голову до самой земли, до его рваных ботинок, и увидел асфальт так близко, как никогда раньше. Каждая пылинка, каждая песчинка создавали рельеф поверхности, и ему казалось, что будто бы это не налетевший мусор, а горы и старинные замки. Так ему казалось. В это самое место ступал когда-то каблучок Лены. Иван вспомнил её сапожки, которые были куплены на две их стипендии. Маленький участок асфальта перед глазами, не закатанный за все годы вторым слоем, ещё помнил их шаги.
    Бог спросил у Ивана:
    - У тебя есть выпить?
    Иван проснулся. И выпил.



    Андрейка и Енот

    Идёт Андрейка по тропинке (ему домой очень надо) А тропинка в тёмный лес упирается. И не то, чтобы в тайгу, или в джунгли, или в заповедник какой-нибудь - а упирается в нормальный такой, берёзовый перелесок, с зарослями вишни. Метров триста в ширину, не меньше. Сначала Андрейка шёл вдоль берега реки, потом по поляне, а когда оказался в лесу, то испугался и подумал:
    «Тут можно и шапку потерять» Того и гляди, что попадёшь енотам в лапы.
    «Они где-то рядом»
    Эти еноты, они никого не пощадят – Андрейка осторожно, чтобы не наступить на сухую ветку, стал продвигаться по тропинке.
    «Скорее всего, они сидят на деревьях» и ждут момента, чтобы кинуться. Лес-то берёзовый, в нём они и водятся. Везде их гнёзда.
    «Вот, если бы я учился в пятом классе», или в шестом, тогда бы другое дело, тогда бы я их – палкой по морде. Третьему классу в лесу делать нечего. А лес всё темнее, тропинка уходит в самое гиблое место.
    «Не страшны мне никакие еноты» - хотел было подбодрить себя Андрейка, но получилось что-то невнятное, еле слышное, почти шёпот.
    Андрейка сбавил ход. «Это ещё хорошо, что на мне шапка не енотовая» - подумал он - а то, как примут за своего – соберутся стаей – начнут спрашивать - «то да сё, мол», откуда шапка? Ой, как невесело смотрят они сзади. Страшно.
    «Енот может и на медведя пойти» - запросто может – Андрейка был уверен в этом. Наденет енот, енотовую шапку из самого себя. (енотам - это вполне позволено) Да как мяукнет! Медведь сразу и сядет. Медведь, хоть он и большой, но подумает, прежде чем рот открыть. Скажет про себя: «С такой шапкой я связываться не буду». И отступит.
    Да что там медведь? Эти еноты, они, наверное, и лосям проходу не дают. Спиливают у них рога, сдают в металлолом, потом зубы себе вставляют, чтобы кусать сильнее. А нам потом - расхлёбывай.
    Идёт Андрейка через лес, а леса конца не видать. Из-за каждого дерева – глаза светятся. Ужас наводят.
    «Главный враг енотов – это кабан» - это знают все! Или почти все. А может быть и никто не знает. Запрыгну я на кабана – мечтает Андрейка - достану саблю, и как закричу: «Ура-а-а!» – и выгоню всех енотов из леса.
    А самый злой енот - тот, которого Андрейка больше всего боялся - на дереве сидел, и поджидал его. Как только Андрейка подойдёт поближе - так он его и схватит.
    От ожидания, кровь вскипела в жилах у енота, даже буквы у него в паспорте задымились. Хотя, какой там, к чёрту паспорт, одна только надпись на бересте: «Такой-то, мол, такой-то, зовут Енотом, год не разборчиво. Не судим.
    Вообще-то, Енот и не собирался нападать на Андрейку. Так только, попугать хотел и шапкой похвастаться.
    А Андрейка нормально дошёл, до самого крыльца. Там его и встретили.




    Погружение в реальность


    Первый удар был в грудь. Артур, не замечая крови, опустился на колени. Второй удар был в шею. «Теперь всё»! - подумал он и упал лицом в палубу.
    Ещё одну минуту Артуру было слышно, как капитан кричал хриплым голосом:
    - Шевелись, сучьи дети! Тысяча чертей вам в глотку!
    Холодные брызги забортной воды ещё долетали до него, но Артур их уже не слышал. Был только свет. Свет и тоннель, а в конце - надпись: «Артур Фернандес. Продолжительность 24 года. Реальность погружения 100% Конец жизни»
    Три раза мигнул индикатор, и Артур перестал быть Артуром. Он стал тем, кем и был всю жизнь – андроидом Е902 – роботом с искусственным интеллектом.
    Главным отличием Е902 от других андроидов – было то, что он имел первую степень защиты всех систем от механического и электронного воздействия, а также - внутренний источник энергии, неограниченного срока использования.
    Е902 – не просто инженер и капитан корабля – он - хранитель библиотеки, и единственный обитатель космической станции, на борту которой находится архив, где собраны записи жизней всех, кто когда-либо существовал на планете Земля. Каждая запись - в отдельной ячейке на прозрачной пластине, которую можно вставлять в устройство воспроизведения.
    В прошлое погружение, Е902 был прокурором, очень богатым и очень справедливым. Правда, завистники, то и дело клеветали на его, называя продажным и алчным, но сам он так не считал, и был уверен, что полезен обществу. Он хотел жить долго, по крайней мере, лет до девяноста девяти. Но вмешалась оса, маленькое насекомое, она ужалила прокурора, и он, за два дня слёг. Как не пытались доктора поставить его на ноги, а болезнь, всё же, оказалась сильнее.
    В первое воскресенье ноября, на сорок шестом году жизни, прокурор оставил мир, изрядно похудевшим и измученным.
    Каждый раз, после возвращения, Е902 долго ещё оставался под впечатлением прожитой жизни, размышляя о ней, уже как бы сверху, и чем больше в его память укладывались человеческие судьбы, тем меньше ему хотелось кого-либо обвинять. В его тонких слоях микросхем - кирпичик за кирпичиком, понемногу выстраивалась общая картина.
    Индикатор дал сигнал, Е902 закрыл глаза. Титры.
    Теперь он - маленькая девочка Жанна, она ещё совсем крошка, но уже понимает, что её очень любят и никогда не обидят. Мама исполнит любой её каприз. Она улыбается, и ей улыбаются в ответ.
    Впереди у Жанны - долгий путь. Будут годы учёбы и выпускной бал и первая любовь, будет научная работа и докторская степень. Придёт время, и она будет управлять государством.
    В библиотеке у Е902 – ещё миллионы миллионов жизней, коротких и длинных, скучных и наполненных смыслом, и несметное количество кем-то прожитых лет, там даже есть жизнь осы, которая укусила прокурора.
    Давно уже нет планеты «Земля» и нет Солнечной Системы. Давно уже нет тех, кто создал Е902. На этом месте только холодная пустота. Лишь маленький шарик в пространстве, размером с комнату. В нём – андроид Е902. Когда-нибудь он узнает всё.

    Код для вставки анонса в Ваш блог

    Точка Зрения - Lito.Ru
    Юрий Евдокимов
    : За праздничным столом. Прозаические миниатюры.
    Четыре миниатюры, очень разные. То ли грустные, то ли забавные - это как посмотреть...
    13.08.18
    <table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/george5>Юрий Евдокимов</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/78465>За праздничным столом</a>. Прозаические миниатюры.<br> <font color=gray>Четыре миниатюры, очень разные. То ли грустные, то ли забавные - это как посмотреть...<br><small>13.08.18</small></font></td></tr></table>


    А здесь можно оставить свои впечатления о произведении
    «Юрий Евдокимов: За праздничным столом»:

    растянуть окно комментария

    ЛОГИН
    ПАРОЛЬ
    Авторизоваться!







    СООБЩИТЬ О ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ


    Регистрация

    Восстановление пароля

    Поиск по сайту




    Журнал основан
    10 октября 2000 года.
    Главный редактор -
    Елена Мокрушина.

    © Идея и разработка:
    Алексей Караковский &
    студия "WEB-техника".

    © Программирование:
    Алексей Караковский,
    Виталий Николенко,
    Артём Мочалов "ТоМ".

    © Графика:
    Мария Епифанова, 2009.

    © Логотип:
    Алексей Караковский &
    Томоо Каваи, 2000.





    hp"); ?>