п»ї Точка . Зрения - Lito.ru. Мария Чепурина: Рецензия на книгу З. Прилепина "Санькя" (Критические статьи).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Регистрация | Правила | Help | Поиск | Ссылки
Редакция | Авторы | Тексты | Новости | Премия | Издательство
Игры | «Первый шаг» | Обсуждение | Блоги | Френд-лента


сделать стартовой | в закладки | вебмастерам: как окупить сайт
  • Проголосовать за нас в сети IMHONET (требуется регистрация)



































  • Статьи **











    Внимание! На кону - издание книги!

    Мария Чепурина: Рецензия на книгу З. Прилепина "Санькя".

    Рецензию на рецензию писать достаточно интересно. Потому, что отношение к авторам и их произведениям у разных критиков разное. И чтобы убедить как можно большее число читателей и критиков в своей правоте, нужны цитаты. Как можно больше, длиннее... Когда я читала эту весьма интересную рецензию, мне не хватало цитат. Мне хотелось самой прочувствовать стиль писателя, о котором идет речь, его достоинства, о которых так красноречиво пишет его рецензент. Коротких фраз для этого недостаточно. Любую свою мысль желательно иллюстрировать фрагментами текста, тогда и цель рецензента будет достигнута.

    Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
    Наталия Май

    Мария Чепурина

    Рецензия на книгу З. Прилепина "Санькя"

    Писать рецензии на скверные вещи намного легче, чем на хорошие. Там обличил недостаток, здесь высмеял ляп, тут раскритиковал построение – и всё, готово. Что сказать о качественной книге? Рассыпаться в похвалах на все пять (десять, двадцать) тысяч знаков? Вроде бы не годится, несерьёзно, как-то не так выглядит. Да и сарказмом, остроумием не блеснёшь ведь на хорошем материале! Так что рецензировать «Санькю» - дело нелёгкое. Но я всё-таки попытаюсь.

    Книга вышла в издательстве «Ад Маргинем», и это её уже характеризует. Главный герой – член молодёжной экстремисткой организации. Это так же характеризует её, ещё в большей степени. Интернет полон разговоров о том, что Прилепин запустил политику в литературу, что выступил как проводник национал-большевизма, что рискует сильно и теперь наверняка станет одним из символов протестного движения. Между тем, на мой взгляд, политического в книге меньше, чем художественного.

    В начале первым делом понимаешь, что держишь в руках – верите или нет – вещь, написанную в русле той самой великой и классической русской литературы, которую положено хвалить, но не читать, при всяком случае высказывая сожаления о её недавней смерти. Прилепин замечательно владеет словом. Его стиль – без вычурности, без излишеств, ясный, гладкий, чуть-чуть архаичный и с массой находок, очень точных и оригинальных выражений. То там, то сям выскакивающее слово в стиле XIX века не выглядит, как у многих авторов, жеманно: нет, всё на своих местах. В целом роман похож на фильм: в конце каждого из абзацев режиссёр кричит «Стоп, снято!». Фильм очень подробный, со множеством крупных планов, демонстрируемый в замедленном темпе: фигуры на экране движутся размеренно, не смешиваясь в кучу, не мелькая и не запудривая мозги зрителя спецэффектами – между тем, перед нами сцена битвы. «Саша ещё стоял возле строя, не найдя своего места, но молодая его пасть уже была разинута в крике – краем зрения он видел испуганно взмывших с асфальта голубей, нервно дёрнувшегося офицера, стоящих у ограды «срочников», сразу начавших перехватывать дубинки вялыми руками. – Саша кричал вместе со всеми, и глаза его наливались той необходимой для крика пустотой, что во все века предшествует атаке».

    Своей исключительно политической тематикой и сочным слогом «Санькя» вызвал в моей памяти «Жизнь Клима Самгина». Здесь тоже есть обольстительно-асоциальные девушки, нерешительно-либеральные интеллигенты, машинообразно-исполнительные экстремисты и много-много разговоров о судьбах России. Актуальных. Умных. Составляющих, как и у любимого мной Горького, основное содержание книги, не имеющей ни общей завязки, ни развязки, ни интриги, но читающейся быстро, с большим удовольствием. Наверно, прежде всего благодаря яркости стиля и очаровательности образов: «Что за одиночество, если всё прожитое – в тебе и с тобой, словно ты мороженщик, который всё распродал, но ходит со своим лотком, и, ложась спать, кладёт его рядом, холодный».

    В отличие от подавляющего большинства книг о протесте и несовершенстве либеральных ценностей, рассчитанных лишь на «свой» - молодёжный и заранее разгневанный – контингент, книга З. Прилепина адресована гораздо более широкой группе читателей. Сживаясь с Санькой, членом революционной партии, читатель-либерал или читатель-консерватор и, уж конечно же, читатель-не-определившийся неожиданно оказывается в ситуации, где он сочувствует идейному противнику, по крайней мере, человеку, увидав которого на улице, в деле, в момент сожжения Макдональдса, вызвал бы милицию. Ему – бунтовщику – и вместе с тем его брошенной ради революционной борьбы матери. И либералу Безлётову, верному, дружелюбному, со своей правдой. Автор далёк от того, чтоб ограничиваться описаниями достоинств «левых» и никчёмности «правых». Будь так, наверное, сочувствовать главному герою оказалось бы проблематично. Но, нет, то тут, то там проскальзывают фразы, не то, чтоб близкие к унизительному психоанализу, но как бы раздевающие и идеологию героя, и её основы: «Саша делал своё дело, отгоняя иные чувства, помимо желания разбить и сломать как можно больше»; «На самом деле это никогда и не было политикой»; «Мы – безотцовщина в поисках того, кому мы нужны как сыновья». Теперь оппонент с торжествующим видом не сможет уже уличить Саньку в том, что его политика – не политика, а все устремления товарищей – на самом деле из-за семейных проблем. И правильно – какие-либо убеждения не умаляет то, что они происходят из проблем, так как и не принижает воду то, что она – всего лишь кислород плюс водород. За то взгляд на героя без превознесения делает его живей в глазах читателя.    

    На фоне массы книг под  маркой «контркультура», «неформат», «альтернатива» и тому подобное, которые, как правило, являют собой смесь чернухи и порнухи, где умный читатель должен разглядеть очередное обличение жупела «потребительского общества», роман «Санькя» представляет собою отличное и исключительное свидетельство того, что Революция с Литературой – совместимы.

    Код для вставки анонса в Ваш блог

    Точка Зрения - Lito.Ru
    Мария Чепурина
    : Рецензия на книгу З. Прилепина "Санькя". Критические статьи.

    06.09.06
    <table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/aleida>Мария Чепурина</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/53751>Рецензия на книгу З. Прилепина "Санькя"</a>. Критические статьи.<br> <font color=gray><br><small>06.09.06</small></font></td></tr></table>


    А здесь можно оставить свои впечатления о произведении
    «Мария Чепурина: Рецензия на книгу З. Прилепина "Санькя"»:

    растянуть окно комментария

    ЛОГИН
    ПАРОЛЬ
    Авторизоваться!


  • Рецензия на книгу З. Прилепина "Санькя" (Мария Чепурина). Раздел: ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  • Не так много и потерял. Не шедевр, однозначно

     

    Евгений Родин, редактор [28.11.06 12:29]

    Ответить на этот комментарий


  • Рецензия на книгу З. Прилепина "Санькя" (Мария Чепурина). Раздел: ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  • Неприятный мужик. Не читал и не хочу почему-то.

     

    Упырь Лихой [11.09.06 18:19]

    Ответить на этот комментарий







    СООБЩИТЬ О ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ


    Регистрация

    Восстановление пароля

    Поиск по сайту




    Журнал основан
    10 октября 2000 года.
    Главный редактор -
    Елена Мокрушина.

    © Идея и разработка:
    Алексей Караковский &
    студия "WEB-техника".

    © Программирование:
    Алексей Караковский,
    Виталий Николенко,
    Артём Мочалов "ТоМ".

    © Графика:
    Мария Епифанова, 2009.

    © Логотип:
    Алексей Караковский &
    Томоо Каваи, 2000.





    hp"); ?>