п»ї Точка . Зрения - Lito.ru. константин латыфич: Попытка равновесия II (Цикл стихотворений).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Регистрация | Правила | Help | Поиск | Ссылки
Редакция | Авторы | Тексты | Новости | Премия | Издательство
Игры | «Первый шаг» | Обсуждение | Блоги | Френд-лента


сделать стартовой | в закладки | вебмастерам: как окупить сайт
  • Проголосовать за нас в сети IMHONET (требуется регистрация)



































  • Статьи **











    Внимание! На кону - издание книги!

    константин латыфич: Попытка равновесия II.

               
                              "При получении нового уровня персонаж
                              может увеличить любые 3 базовые
                              характеристики на значение от 1 до 5."
                                                (Руководство по ролевой игре)

        С каждой новой "Попыткой" Константин Латыфич обретает все больше поэтического равновесия. Выражаясь языком RPG, можно было бы сказать, что у его лирического перса с каждым новым левелом растет соответствующий скилл. Это, конечно, шутка, но не совсем.
        Все тексты, вошедшие во вторую часть цикла, написаны ямбом, и возможности этого метра автор использует прекрасно. Ямб удобен для подробных описаний, углубленных размышлений и прочего любомудрия. В сочетании с продуманной, неслучайной и неторопливой метафорой результат может быть – и бывает – удивительным. Сравнить старинную башню с шахматной ладьей может почти любой, но для того, чтобы пойти дальше и представить всю окружающую местность как шахматную доску со взаимодействующими на ней фигурами, а затем снова расширить фокус высказывания и распространить его, через географию и историю, на культурное поле, требуется особая форма взгляда, – еще один скилл. Впридачу к навыку тщательной балансировки формы и содержания Константин, кажется, усиленно развивает у своего персонажа навык "углубленного поэтического зрения". Умение воспринимать и описывать глубинную суть наблюдаемого, не теряя притом непосредственных, прямых впечатлений позволяет тексту оставаться конкретным и содержательным, не превращаться для читателя в сумбурный поток авторских ассоциаций. "[…] Башня темно-красной спицей / накручивает год на год, а век на век, / хиджаб меняя на фасон английский": позвольте себе сколько угодно отвлеченных размышлений, но башня – вот она, перед глазами.
        К перечисленному выше добавьте частую смену весьма разнообразных локаций, уникальную работу с камерой (замедление хода времени путем синтаксического обособления высказываний), продуманные культурные отсылки и достаточно аккуратные стилизационные ходы – и вы поймете, что в эту игру стоит играть, а многие умения Константина и его героя неплохо бы перенять у них, усвоить самому и тем изменить свой собственный мир.
        В конце концов, разве не для этого существуют стихи?
             

    Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
    Михаил Майгель

    константин латыфич

    Попытка равновесия II

    1.
                                           деду

    Садился на нагретые ступени.
    А в это время яблоко по крыше
    скатилось и упало на колени…
    Вдруг стало тише, стало еще тише…

    Так неожиданно и так закономерно.
    И неизбежней рая или ада
    пейзаж, чье продолжение нетленно,
    лишается участливого взгляда.



    2. Локация.

    Как будто считая утраты
    иль души, попавшие в плен –
    сидят под землею солдаты,
    не слыша вращенья антенн.

    Светящихся точек удары –
    как зерен размеренный сев,
    читая развертку радара,
    считают они нараспев.

    И в жгут перекручены нервы.
    И речи осознан весь строй.
    И вот произносится: «Первый»,
    чтоб тут же продолжить: «Второй».



    3.
    Открыв письма шершавый треугольник,
    увидишь оживленный полустанок,
    где каждый пассажир уже невольник,
    и взят на карандаш. Там продавец баранок,

    стоящий у распахнутых дверей,
    и циферблат на здании вокзала,
    и бабы с ведрами, идущие быстрей
    с шипеньем паровоза. «Здесь так мало, –

    заканчивается синяя строка, –
    воспоминаний, сотканных детально.
    А фрукты дешевы. Куда везут – пока
    нам не известно…» И прощальный

    славянский марш услышишь, как пассат.
    И сразу восстановишь амальгаму,
    куда глядят корреспондент и адресат,
    фиксируя свою кардиограмму.



    4.
    В стекло ты видишь белое шоссе.
    И каждый дом в округе обесточен.
    Чуть слева – церковь, справа – медресе.
    И заметает фуры вдоль обочин.

    Здесь исчезает каждой шины след.
    Лишь скоростью воссоздавая Хронос.
    Укажет направление дальний свет,
    летящий снег закручивая в конус.

    Ты исчезаешь, двигаясь вперед,
    доверившись отжатому сцеплению.
    И знаешь – налипает тонкий лед
    с устойчивою силой возвращения.



    5.
                                           Елене Новиковой

    Ты «duty free» запомни, как плацдарм.
    И к лайнерам повернутые лица.
    Зажжется: «Загреб», гаснет «Амстердам».
    И будто бы затертую страницу

    перелистает букинист затем,
    что стрелки на часах заранее
    здесь переводят, и сверяют с тем
    городом, чье имя на экране.

    Земля кругла. И каждый пешеход,
    под скорый шаг подверстывая время,
    скрывается в подземный переход.
    Он на перрон, замеченный не всеми,

    выходит… Не спеши вослед.
    Повремени бороться с расстоянием.
    Дана отсрочка на две сотни лет
    тем, кто пленен взаимным узнаванием.



    6. Потьма.
                               Потьма – железнодорожная станция в Мордовии
                               на пути между Самарой и Москвой.


    Стоянка поезда не больше трех минут.
    Он свой маршрут прошел до середины.
    И вдоль перрона медленно бредут
    от слабо освещенной сердцевины

    вокзальной площади, толкая впереди
    бутылями гружённые тележки,
    встречаясь, как с решением судьи,
    поочередно с теми, кто без спешки

    выходят из вагонов, навсегда
    из вида проводницы пропадая.
    Напряжены и чёрны провода.
    И рельсов блеск от края и до края.

    Дрожит названья станции неон
    над темною поляною и лесом,
    где часовой на вышке – вознесен
    над лагерем. Стоит он мелким бесом

    и смотрит вниз. И веткой не шурша,
    оценивает правильность хождения.
    Штыком касаясь краешка Ковша,
    отыскивая ложное движение.



    7. Sarajevo.
                              «Город, доживающий свой век, и умирающий,
                              и одновременно зарождающийся, и преображающийся
                              вновь.»

                                                         Иво Андрич

    Он на вершинах черных гор разъят.
    И сверху ограничен небесами.
    И слышится – колокола звонят,
    сливаясь над ущельем с голосами

    зовущих муэдзинов. Перестук
    чеканщиков по разогретой меди.
    Кальяна дым, жаровен полукруг.
    И здесь, как будто вечные соседи –

    кириллица с латиницей – в улов –
    на вывески стремятся вереницей,
    как голуби на площадь без углов,
    где башня темно-красной спицей

    накручивает год на год, а век на век,
    хиджаб меняя на фасон английский.
    Здесь время, задержав свой римский бег,
    о берег не разбилось византийский,

    и снова начинается с листа.
    Песок с руин, увы, не отлетает.
    Здесь помнят выстрел у Латинского моста,
    который до сих пор не затихает.

    Он снова будто взят в карандаши
    под солнцем переменчивым – штриховкой.
    И купол джамии Али-Паши.
    И церковь Михаила, и парковка,

    и Миляцка, что плещет в окоем
    под арками, не ведая о шири…
    С корицей «кафа» выпита вдвоем
    в одном из переулков Башчаршии.



    8. Пармиджанино. «Антея».

    Как будто бы волшебное кольцо
    на пальце, удалившись за кулисы,
    из сумрака являя нам лицо,
    что сразу выдает повадку лисью,

    алхимик поворачивает… Нем
    и глух теперь здесь каждый соглядатай.
    И кисть взрывает нормы теорем,
    то делая немного виноватой,

    то яростной, то дерзостной, – вовне
    неявно фокусируется нежность
    на бархатно-зеленом полотне.
    Умело маскируясь в безмятежность.

    В перчатке черной – правая рука,
    как будто бы спасаясь от укуса
    стремительной куницы… Свысока,
    затянута в атлас, не чуя бус,

    Она глядит, не видя впереди
    развернутого вдаль тысячелетия.
    Рукою левою касаясь до груди,
    негромкому открыта междометью.



    9. Остров Корчула.
                                           Вадиму Месяцу

    Здесь моря соль и крепь известняка
    работают над верностью раствора.
    И гонит кучевые облака
    над капищем седого Антенора,

    зной разбавляя, – ледяной мистраль,
    оттачивая линию прибоя,
    в сосновую вкрапляя пастораль
    цветенье розмарина и левкоя.

    И медленно меняет часовых
    на башне той, что шахматной ладьею
    отрядам городов береговых
    поставит мат. И праведным судьею

    в проливе появившимся флотам
    сей долгий ветер обернется разом.
    И, письменным доверившись листам,
    вдруг станет он законченным рассказом

    в темнице генуэзской – как исток
    для каждого грядущего момента.
    Впустив в Европу шелковый Восток,
    и завершая форму континента.

    Здесь колокол, как склянки, в полчаса
    один раз бьет. Веранда Марко-Поло
    пустеет ночью. Слышно голоса
    у лавок сувенирных возле мола,

    и скрипки звук за первым же углом.
    Туда ведет извилисто дорога.
    Там факелы, как прежде, над столом.
    И официант подносит осьминога.

    Здесь вновь узнаешь истинность лица,
    угли найдя под ветхою золою.
    Как будто сын, вдруг вспомнивший отца.
    Как будто бы воссозданный землею.
               

    Ключевые слова: стихи о зиме стихи о времени стихи о дедушке спокойствие задумчивость созерцание современная поэзия акмеизм философская лирика стихи о встрече стихотворения о жизни стихи о городе стихи о красоте

    Код для вставки анонса в Ваш блог

    Точка Зрения - Lito.Ru
    константин латыфич
    : Попытка равновесия II. Цикл стихотворений.
    Аккуратно и изощренно устроенные стихи, не теряющие ни в яркости, ни в глубине передаваемых впечатлений.
    02.02.09
    <table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/kosta>константин латыфич</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/68812>Попытка равновесия II</a>. Цикл стихотворений.<br> <font color=gray>Аккуратно и изощренно устроенные стихи, не теряющие ни в яркости, ни в глубине передаваемых впечатлений.<br><small>02.02.09</small></font></td></tr></table>


    А здесь можно оставить свои впечатления о произведении
    «константин латыфич: Попытка равновесия II»:

    растянуть окно комментария

    ЛОГИН
    ПАРОЛЬ
    Авторизоваться!


  • Попытка равновесия II (константин латыфич). Раздел: ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  • И наконец по поводу "кардиограммы". Автор, оценивая текст фронтового письма представляет, как в момент его написания корреспондент и адресат представляют себе друг друга, слушая каждый свое сердце. Потому что слушать в этот момент больше нечего и некого. Смотрят друг на друга через пространство. Так что и здесь не вижу парадокса.

     

    константин латыфич [03.02.09 08:46]

    Ответить на этот комментарий


  • Попытка равновесия II (константин латыфич). Раздел: ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  • По поводу определения "ветхий". Здесь же метафора. Герой открывает для себя нечто значимое, расчищая золу времени.

     

    константин латыфич [03.02.09 08:38]

    Ответить на этот комментарий


  • Попытка равновесия II (константин латыфич). Раздел: ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  • Добрый день! Всем критикам отвечаю по порядку.


    Ирина, сначала по поводу Ваших реплик. Честно говоря не вижу парадокса. Люди, увиденные во времени, через прочтение фронтового письма,как и звучащий в тех же временах марш "Прощанье славянки" также далеки от автора, как и воздушные течения в тропических широтах. но по мнению, автора впечатления от этого такие сильные, как и дуновение пассата.

    По поводу второй реплики. Действительно ветер дующий возле берегов хорватской Корчулы "ветер времени" меняющий декорации. возле Корчулы произошло сражение между генуэзским и венецианским флотами. В результате чего Марко Поло участвовавший в нем на стороне венецианцев был пленен. Находясь в генуэзской тюрьме он повстречался с Рустикелло - человеком, обладающим литературным даром. в результате европейцы узнали о путешествии в Китай и Индию. т.е ветер, возможно повлиявший на исход сражения стал рассказом, открывшем Европе Восток.

    по поводу официанта.Все таки "подносит". Т.е делает это как то услужливо.


    "Как будто бы воссозданный землею" -эта строка важна для меня чрезвычайно. По сути она ключ ко всему циклу. Лирический герой пройдя от сомнений первого стиха, где обыгрывается с одной стороны "ньютоновское" яблоко и шопегауэровская "воля к смерти" в последнем стихотворении, как бы возрождается, ощутив одновременно и прошлое и будущее. В одном из последних стихов "Чистилища" Дант говорит: "воссозданный, чтоб посетить светила". Т.е воссозданный как личность, как человек... Ну а дальше ассоциации на Ваше усмотрение.


    Слава, по поводу Вашей реплики.Конечно, здесь конкретное обращение к адресату:)А на две сотни лет, потому что раньше, видимо, не получится:)

    Всем, с уважением

    Константин

     

    константин латыфич [03.02.09 08:30]

    Ответить на этот комментарий

    Константин, спасибо за пояснения. Рад увидеть на ТЗ адекватного автора-поэта , который в ответ на замечания не говорит, что стихи мол, не объясняют и не встаёт в позу недооцененного гения (мол, я так вижу!.... а вам не разглядеть... о:) )

     

    slava grafomanov [03.02.09 10:33]

    Константин, спасибо за пояснения. Рад увидеть на ТЗ адекватного автора-поэта , который в ответ на замечания не говорит, что стихи мол, не объясняют и не встаёт в позу недооцененного гения (мол, я так вижу!.... а вам не разглядеть... о:) )

     

    slava grafomanov [03.02.09 10:33]

    Константин, спасибо за пояснения. Рад увидеть на ТЗ адекватного автора-поэта , который в ответ на замечания не говорит, что стихи мол, не объясняют и не встаёт в позу недооцененного гения (мол, я так вижу!.... а вам не разглядеть... о:) )

     

    slava grafomanov [03.02.09 10:33]

    Константин, спасибо за пояснения. Рад увидеть на ТЗ адекватного автора-поэта , который в ответ на замечания не говорит, что стихи мол, не объясняют и не встаёт в позу недооцененного гения (мол, я так вижу!.... а вам не разглядеть... о:) )

     

    slava grafomanov [03.02.09 10:33]

    Константин, спасибо за пояснения. Рад увидеть на ТЗ адекватного автора-поэта , который в ответ на замечания не говорит, что стихи мол, не объясняют и не встаёт в позу недооцененного гения (мол, я так вижу!.... а вам не разглядеть... о:) )

     

    slava grafomanov [03.02.09 10:33]

    Константин, спасибо за пояснения. Рад увидеть на ТЗ адекватного автора-поэта , который в ответ на замечания не говорит, что стихи мол, не объясняют и не встаёт в позу недооцененного гения (мол, я так вижу!.... а вам не разглядеть... о:) )

     

    slava grafomanov [03.02.09 10:33]

    Константин, спасибо за пояснения. Рад увидеть на ТЗ адекватного автора-поэта , который в ответ на замечания не говорит, что стихи мол, не объясняют и не встаёт в позу недооцененного гения (мол, я так вижу!.... а вам не разглядеть... о:) )

     

    slava grafomanov [03.02.09 10:33]

    Константин, спасибо за пояснения. Рад увидеть на ТЗ адекватного автора-поэта , который в ответ на замечания не говорит, что стихи мол, не объясняют и не встаёт в позу недооцененного гения (мол, я так вижу!.... а вам не разглядеть... о:) )

     

    slava grafomanov [03.02.09 10:33]

    Константин, спасибо за пояснения. Рад увидеть на ТЗ адекватного автора-поэта , который в ответ на замечания не говорит, что стихи мол, не объясняют и не встаёт в позу недооцененного гения (мол, я так вижу!.... а вам не разглядеть... о:) )

     

    slava grafomanov [03.02.09 10:33]

    Константин, спасибо за пояснения. Рад увидеть на ТЗ адекватного автора-поэта , который в ответ на замечания не говорит, что стихи мол, не объясняют и не встаёт в позу недооцененного гения (мол, я так вижу!.... а вам не разглядеть... о:) )

     

    slava grafomanov [03.02.09 10:33]

    Константин, спасибо за пояснения. Рад увидеть на ТЗ адекватного автора-поэта , который в ответ на замечания не говорит, что стихи мол, не объясняют и не встаёт в позу недооцененного гения (мол, я так вижу!.... а вам не разглядеть... о:) )

     

    slava grafomanov [03.02.09 10:33]

    Константин, спасибо за пояснения. Рад увидеть на ТЗ адекватного автора-поэта , который в ответ на замечания не говорит, что стихи мол, не объясняют и не встаёт в позу недооцененного гения (мол, я так вижу!.... а вам не разглядеть... о:) )

     

    slava grafomanov [03.02.09 10:33]

    Константин, спасибо за пояснения. Рад увидеть на ТЗ адекватного автора-поэта , который в ответ на замечания не говорит, что стихи мол, не объясняют и не встаёт в позу недооцененного гения (мол, я так вижу!.... а вам не разглядеть... о:) )

     

    slava grafomanov [03.02.09 10:33]

    Константин, спасибо за пояснения. Рад увидеть на ТЗ адекватного автора-поэта , который в ответ на замечания не говорит, что стихи мол, не объясняют и не встаёт в позу недооцененного гения (мол, я так вижу!.... а вам не разглядеть... о:) )

     

    slava grafomanov [03.02.09 10:33]

    Константин, спасибо за пояснения. Рад увидеть на ТЗ адекватного автора-поэта , который в ответ на замечания не говорит, что стихи мол, не объясняют и не встаёт в позу недооцененного гения (мол, я так вижу!.... а вам не разглядеть... о:) )

     

    slava grafomanov [03.02.09 10:33]

    Константин, спасибо за пояснения. Рад увидеть на ТЗ адекватного автора-поэта , который в ответ на замечания не говорит, что стихи мол, не объясняют и не встаёт в позу недооцененного гения (мол, я так вижу!.... а вам не разглядеть... о:) )

     

    slava grafomanov [03.02.09 10:33]

    Константин, спасибо за пояснения. Рад увидеть на ТЗ адекватного автора-поэта , который в ответ на замечания не говорит, что стихи мол, не объясняют и не встаёт в позу недооцененного гения (мол, я так вижу!.... а вам не разглядеть... о:) )

     

    slava grafomanov [03.02.09 10:33]

    Константин, спасибо за пояснения. Рад увидеть на ТЗ адекватного автора-поэта , который в ответ на замечания не говорит, что стихи мол, не объясняют и не встаёт в позу недооцененного гения (мол, я так вижу!.... а вам не разглядеть... о:) )

     

    slava grafomanov [03.02.09 10:33]

    Константин, спасибо за пояснения. Рад увидеть на ТЗ адекватного автора-поэта , который в ответ на замечания не говорит, что стихи мол, не объясняют и не встаёт в позу недооцененного гения (мол, я так вижу!.... а вам не разглядеть... о:) )

     

    slava grafomanov [03.02.09 10:33]

    Константин, спасибо за пояснения. Рад увидеть на ТЗ адекватного автора-поэта , который в ответ на замечания не говорит, что стихи мол, не объясняют и не встаёт в позу недооцененного гения (мол, я так вижу!.... а вам не разглядеть... о:) )

     

    slava grafomanov [03.02.09 10:33]


  • Попытка равновесия II (константин латыфич). Раздел: ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  • Достаточно симпатично. Снижает впечатление небрежность в некоторых строках , неубедительных, на мой взгляд,
    «славянский марш услышишь, как пассат.»- пассат- воздушные течения в тропических широтах
    «куда глядят корреспондент и адресат,
    фиксируя свою кардиограмму.»- каким образом в данных обстоятельствах они это делают, интересно!

    «сей долгий ветер обернется разом.
    И, письменным доверившись листам,
    вдруг станет он законченным рассказом»- при всей красивости какое-то косноязычие – долгий ветер станет законченным рассказом?

    «Слышно голоса
    у лавок сувенирных возле мола,
    и скрипки звук за первым же углом»- слышны голоса! а если слышно, то как.

    «И официант подносит осьминога.» - приносит, а не подносит
    «угли найдя под ветхою золою»- слово « ветхий»- старый, древний- к золе это не относится.
    «Как будто сын, вдруг вспомнивший отца.
    Как будто бы воссозданный землею.»- последняя строка непонятна.
    .

     

    Ирина Ионова [02.02.09 22:34]

    Ответить на этот комментарий


  • Попытка равновесия II (константин латыфич). Раздел: ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  • Да, в "эту игру" стоит играть.
    Единственное, что не понял, почему именно на две сотни лет ?

    "выходит… Не спеши вослед.
    Повремени бороться с расстоянием.
    Дана отсрочка на две сотни лет
    тем, кто пленен взаимным узнаванием"(с)

    Что-то за этим конкретное или так, для размера , ритма и красного поэтического словца ? о:)

     

    slava grafomanov [02.02.09 19:35]

    Ответить на этот комментарий







    СООБЩИТЬ О ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ


    Регистрация

    Восстановление пароля

    Поиск по сайту




    Журнал основан
    10 октября 2000 года.
    Главный редактор -
    Елена Мокрушина.

    © Идея и разработка:
    Алексей Караковский &
    студия "WEB-техника".

    © Программирование:
    Алексей Караковский,
    Виталий Николенко,
    Артём Мочалов "ТоМ".

    © Графика:
    Мария Епифанова, 2009.

    © Логотип:
    Алексей Караковский &
    Томоо Каваи, 2000.





    hp"); ?>