п»ї Точка . Зрения - Lito.ru. Елена Мокрушина: Пыль цивилизации (Репортаж).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Регистрация | Правила | Help | Поиск | Ссылки
Редакция | Авторы | Тексты | Новости | Премия | Издательство
Игры | «Первый шаг» | Обсуждение | Блоги | Френд-лента


сделать стартовой | в закладки | вебмастерам: как окупить сайт
  • Проголосовать за нас в сети IMHONET (требуется регистрация)



































  • Статьи **











    Внимание! На кону - издание книги!

    Елена Мокрушина: Пыль цивилизации.

    Мне нравятся тексты Елены Мокрушиной, о чем бы она ни писала. Согласитесь, когда равно увлекательно пишется о переживаниях над прочитанными книгами, о раздумьях и чувствах и о... "рекламной" чистке ковра, это талант!
    Можно, конечно, "затрудниться" над позиционированием нижеследующего текста: эссе, репортаж, очерк нравов... Ведь наш интерфейс, мягко говоря, несовершенен! И Елена Мокрушина выбрала рубрику, самую близкую к тому, что у нее получилось. Но для репортажа ее "Пыль цивилизации" слишком глубока, символична и содержит мудрую мысль, пусть даже не придуманную лично Еленой, но уместно повторенную: "цивилизация – это постоянное изобретение новых потребностей." Вот нам и навязывают потребности, без которых человечество жило гораздо дольше, чем с ними...
    А начался этот глобальный вывод - якобы с пустячка!

    Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
    Елена Сафронова

    Елена Мокрушина

    Пыль цивилизации

    - Тебе звонили насчёт чистки ковров?
    - Каких ковров?
    - Твоих. Мне позвонили и предложили почистить. Я их к дочке привела – у нее пыль уже целый год копится. Пришёл молодой человек с таким навороченным агрегатом – как ещё втащил его на наш пятый этаж без лифта. И правда почистил, но его супертехника пылью забилась. В другую комнату уже не пошёл.
    - И сколько это стОит?
    - Нисколько. Рекламная компания. Просил назвать знакомых, к кому ещё можно пойти. Я дала твой телефон. Если не хочешь, можешь отказаться.
    - Да нет, в общем, хочу…. В гостиной надо бы…
    - Ну, хорошо. Пока!
    Я хотела ещё что-то спросить, но подруга уже повесила трубку.
    Назавтра действительно позвонили. Голос женщины был приторно-вкрадчив:
    - Наш сотрудник почистит два предмета, на выбор…. Ковёр? Конечно, только пусть ваш супруг присутствует. Ах, в субботу он занят? Тогда в воскресенье, утром. Придёт поздно, долго будет спать? А вечером? Ах, вы уходите…. Ну, тогда днём, в полвторого. Хорошо?
    В субботу мы с внучкой были в цирке. В разгар представления тот же голос позвонил на мобильный: «А вы помните, что завтра, в половине второго…». Слова едва пробивались сквозь грохот циркового оркестра.
    Завтрашний сотрудник оказался худым юношей в сером костюме с галстуком и двумя огромными синими сумками. Он опоздал на пять минут и, едва раздевшись, попросил телефон.
    - Звонит менеджер Попов, - доложил он в трубку. - Я на месте. Приступаю.
    Это походило на игру в разведчиков.
    - А где ковёр?
    Мы прошли налево. Раньше здесь жил старший сын, вначале один, потом с семьёй. Когда они уехали, комната стала гостиной. Мы оклеили стены золотистыми обоями, а на пол положили ворсистый ковролин того же солнечного цвета, хоть как-то разбавлявшего мрачную питерскую зиму.
    Но ковру не повезло – в первую же неделю на него вылился полный бокал вина. Муж тут же высыпал сверху полпачки соли, и пятно из густо-красного стало светло-серым. Уже год я иногда лениво думала, что хорошо бы купить какое-нибудь средство и ликвидировать пятно совсем, если получится. Но так и не перешла к активным действиям. Возможно, в глубине души мне было жалко стирать пятно. Оно уже стало историей.
    - …Американская фирма, существует сто двадцать лет. И все годы выпускала только подобную технику. Что будет, если сто двадцать лет заниматься одним? Правильно, можно дойти до совершенства. Свою продукцию фирма рекламирует только так, путём прямой демонстрации. Никаких реклам по телевизору…. Так гораздо эффективнее. А где же ваш муж?
    Молодой человек проворно распаковывал одну из сумок, соединял какие-то блестящие трубки и говорил беспрерывно.
    - Вы знаете наши цены? Нет? Вот прайс-лист.
    Прайс-лист был странно пустым. Где-то в его середине затерялись три строчки мелким шрифтом. Сумма, стоящая в первой строке, не сильно отличалась от моей годовой зарплаты. Ниже шли условия кредита. Минимальный первый взнос приближался к зарплате за пять месяцев.
    Муж нехотя оторвался от Интернета. Заглянул в бумажку.
    - За такие деньги можно машину купить. Мы гараж бетонный купили дешевле.
    - Так то пять лет назад было…
    Тем временем в комнате возникло сверкающее чудо с высокой ручкой – чтоб водить, не наклоняясь – и изящным шлангом.
    - Металлический корпус – как вы думаете, какой долговечнее, он или пластмассовый? А знаете, какой гарантийный срок? Ни за что не догадаетесь – тридцать лет! Только каждые два года надо проходить техосмотр.
    Я не думала заранее о том, зачем наш воскресный гость втащил сюда свои сумки. Кажется, даже решила, что это – реклама выездной чистки ковров и мебели. Но цель у бедняги оказалась куда серьезнее: продать нам сверкающий агрегат. За вышеупомянутую цену.
    - Смотрите, вот набор щеток, как у каждого пылесоса. А вот – видите, как легко открывается! – здесь контейнер с жидкостью, куда входит пятновыводитель. А эта насадка для полировки, ею можно чистить кафель и ванну…. Вот мешок – он вмещает восемь килограммов пыли. А эта насадка – как вы думаете, для чего? Не догадались? Это вибромассажёр!
    Он прошёлся массажёром по нашим спинам. Затем чудо техники снова исчезло в сумке, а из второго баула с той же скоростью появилась демонстрационная модель – поскромнее и без ручки. Мешка у неё не было, пыль оседала на белых бумажных кружках - сменных фильтрах.
    - У вас пылесос есть? Какой? Да, довольно мощный. Ну, почистите им эту часть дивана. А теперь смотрите!
    Он провёл по тому же месту какой-то мудрёной насадкой – и жестом фокусника извлёк из своего агрегата фильтр, покрытый тонким серым слоем.
    - Откуда пыль? Вы же почистили!
    - Изнутри…
    - Вот именно! Смотрите – в этой насадке щётки быстро ударяют по поверхности, выбивая пыль. А за ними – турбосистема: пыль втягивается туда, как в воронку торнадо. Иначе вы её никак оттуда не достанете!
    А зачем доставать, если – никак иначе? Если эта пыль осела туда навечно – и уже никогда не поднимется в воздух?
    - И ваш диван будет как новый!
    Дивану лет пятнадцать. Все эти годы он копил пылинки, как люди копят воспоминания. Извлеките их – и диван станет таким, как вышел из ворот фабрики…. Вот бы такой пылесос для мозгов! Вычищающий всё, что накоплено за предыдущую жизнь. И человек – как новый. Можно вкладывать что-то другое…
    - Вы можете сэкономить, не менять мебель! Сколько стОит этот диван?
    Диван достался нам даром – знакомым было легче отдать его, чем тащить на помойку. Впрочем, он до сих пор неплохо выглядит – благодаря тёмно-серому цвету и странной нелюбви кошки, предпочитающей драть другой диван, в кабинете.
    - А теперь я ваш стул почищу! Смотрите!
    Это моя любимая пара итальянских стульев. Они металлические, но очень изящные. Достались они мне с большой скидкой, как части разрозненного гарнитура.
    Тут же мягкое сиденье одного из них покрылось слоем пены, быстро осевшей.
    - Видите, сиденье лишь чуть влажное. А стул как новый!
    Наконец настало время чистки ковра. Пятно покрылось пеной – и исчезло. Затем наш гость обвёл небольшой квадрат:
    - Почистите здесь вашим пылесосом. Сто раз!
    Муж прилежно водил щёткой. Я считала. После сотого раза чудо-насадка прошлась по тому же месту – и менеджер Попов с восторгом вытащил очередной запыленный фильтр:
    - Смотрите, ваш пылесос всё не убирает! Даже за сто раз! А пыль – видите, какая? В ней много острых песчинок. Они перетирают нити ковра, и он ветшает быстрее…
    - За такие деньги можно двадцать ковров купить, - отозвался муж, включая телевизор. - Да вы продолжайте, я без звука. Сейчас футбол, что этих комментаторов слушать…. А вы за «Зенит» болеете?
    Ковёр неуловимо менял цвет с одного края. Другой конец покрывался запылёнными белыми кружочками, сменяемыми почти ежесекундно. Молодой человек протянул мне анкету:
    - Ответьте на все вопросы, пожалуйста. А на обратной стороне – список ваших знакомых, кому вы рекомендуете нашу продукцию. У нас соревнование – кто больше соберёт рекомендаций.
    Первый вопрос анкеты был – понравилась ли Вам наша техника? Я ответила: да. На второй вопрос (считаете ли Вы, что она необходима в Вашем доме?) я ответила – нет. Дальше шло что-то о причинах, а в конце – какие условия кредита были бы для Вас приемлемыми? Все их суммы я поделила на десять. При этом срок кредита вырос до десяти лет. Затем я решила подсластить пилюлю, переписав на обратную сторону листка заметную часть своей записной книжки.
    Ковёр уже состоял из двух одинаковых половин: одна была почищена, а другая – сплошь покрыта белыми фильтрами.
    - Не убирайте, - предупредил борец за чистоту. – Я должен их сфотографировать.
    Он взял анкету и поперхнулся вторым вопросом. Вернее, моим ответом.
    - Почему же… - начал он тихо.
    - Это не наш уровень. У нас вся мебель стОит меньше, чем один ваш агрегат.
    - Так и будете жить в пыли?
    - Полвека жили.
    - О здоровье подумайте! На каком оно у вас месте, по ценности?
    - На первом. Но ещё неизвестно, что вреднее – пыль или, например, пятновыводитель…
    Молодой человек, говоривший целый час непрерывно, вдруг резко замолчал, словно выключился. В мгновение ока разобрал свою демонстрационную модель, почистил от пыли.
    - А как же вторая половина ковра?
    - Я вам стул почистил, - ответил он сухо. – И ваш супруг ушёл раньше времени.
    Муж и впрямь тихонько испарился, разочаровавшись игрой «Зенита». Видимо, с точки зрения фирмы это было нарушением.
    Напоследок наш гость снова взял телефонную трубку и доложил с обидой в голосе:
    - Менеджер Попов. Я закончил. Наша техника не нужна.
    На самом деле его задача не была такой уж невыполнимой: он должен был поселить мечту в нашем доме. Чтобы я годами собирала деньги, видя во сне сверкающий агрегат.
    Кто-то сказал, что цивилизация – это постоянное изобретение новых потребностей.
    Цивилизация покидала нас молча. На лице её посланника лежала печать мировой скорби. Он даже не забрал анкету, несмотря на внушительный список своих потенциальных жертв на обороте.
    - А вообще у вас этот пылесос покупают? – спросила я, чтобы хоть что-нибудь сказать.
    - Нет, - ответил он с горечью. У нас предпочитают жить в грязи.
    Я подобрала так и не сфотографированные фильтры. Они еле влезли в мешок для мусора.
    - И зачем было его приглашать? – ворчал муж.
    - Я не приглашала. Они сами…
    - Так надо было отказаться!
    - Да ладно вам, - встряло молодое поколение в лице младшего сына (он с утра не отходил от компьютера и даже не взглянул на чудо техники). – Пришёл человек – и пришёл. Зато ковёр у нас теперь без пятна.

    Код для вставки анонса в Ваш блог

    Точка Зрения - Lito.Ru
    Елена Мокрушина
    : Пыль цивилизации. Репортаж.
    Цивилизация - это постоянное изобретение новых потребностей...
    28.03.11
    <table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/Ladoga>Елена Мокрушина</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/73654>Пыль цивилизации</a>. Репортаж.<br> <font color=gray>Цивилизация - это постоянное изобретение новых потребностей...<br><small>28.03.11</small></font></td></tr></table>


    А здесь можно оставить свои впечатления о произведении
    «Елена Мокрушина: Пыль цивилизации»:

    растянуть окно комментария

    ЛОГИН
    ПАРОЛЬ
    Авторизоваться!


  • Пыль цивилизации (Елена Мокрушина). Раздел: ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  • Елена, спасибо за публикацию.
    Весь сценарий "демонстрации" основан на инфернальном ужасе хозяек при виде пыли, извлечённой из их мебели. У большинства единственным результатом посещения "менеджеров" оказывается надолго испорченное настроение. Хотя иногда это срабатывает - одни наши знакомые (не бедняки, но далеко не олигархи) такой пылесос купили.
    Сочетание подобного агрегата с интерьером хрущёвки - это сюрреализм с комическим уклоном. Меня визит Попова позабавил, хотя под конец даже стало его жалко.
    И вообще он, выходит, появился не зря - а то рассказа бы не было...

     

    Елена Мокрушина, редактор [29.03.11 08:46]

    Ответить на этот комментарий

    И Вам спасибо! Это была приятная работа!

     

    Елена Сафронова, зав.отделом критики и публицистики [29.03.11 12:56]


  • Пыль цивилизации (Елена Мокрушина). Раздел: ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  • Елена! Огромное спасибо за этот репортаж - даже если, по моему мнению, это больше, чем репортаж! Тем более, спасибо!
    Отдельное спасибо за то, как Вы справились с "менеджером Поповым". Я уж не стала впиывать во вступительную рецензию собственные впечатления от контакта с такой же "цивилизацией"! Эта пылесосная компания практически во всех городах России метастазы пустила!
    Года три или четыре назад мне позвонили из этой фирмы, сослались на одну знакомую - деловую состоятельную женщину, которая дала им мой телефон. Рассказали про демонстрацию чудо-пылесоса. У меня цепкая память, и я мигом вспомнила, как наши друзья впустили в дом такого же продавца пылесосов... с демонстрацией... Нет, у них ничего не пропало, не испортилось после того визита... Кроме настроения. Они очень впечатлились горстями серой дряни, которую им с торжеством показал продавец. Но купить пылесос, ясное дело, не смогли. По той же причине, что и Вы. И остались в печали. Поэтому я сослалась на ремонт, который мешает мне принять пылесос в гости.
    Что Вы думаете? Звонили каждую неделю: кончился ремонт? Нет? Когда вам позвонить?
    У меня терпение лопнуло. Я сказала: вы мне звоните уже месяц. Должны, кажется, сделать вывод, что я сама делаю ремонт. Значит, я кто? - бедный человек. В отличие от своей приятельницы. Я его у вас не куплю все равно. Не тратьте на меня время. Девушка обиделась: мы предлагаем демонстрацию, а не покупку!
    Но звонить перестала.
    Ага - демонстрацию! Потом в салоне красоты разговорились с клиенткой и педикюршей. К мастеру приехали на дом и тоже битый час убеждали купить эту цивилизованную пакость. Она им говорила, как людям: у меня квартира в ипотеке! Ответ: "У нас тоже кредит возможен!". Клиентка похвасталась, что сумела отбрить их еще по телефону: сказала, что сирота, безденежная, помощи ждать неоткуда...
    Люди, что работают в этой фирме, не виноваты. Они от безысходности и за такую работу берутся. Душа обрастает шерстью, когда хочешь кушать. Работа собачья. Моя богатая знакомая тоже не купила такое чудо техники. Мало кому в России они по карману. А кому по карману, так знают, где купить то же самое дешевле... Но страшно и противно, что в нашем обществе торговля во всяких видах и формах становится центральным, единственным занятием для большинства... и что она, как те деньги для императора Веспасиана, "не пахнет"...

     

    Елена Сафронова, зав.отделом критики и публицистики [28.03.11 18:54]

    Ответить на этот комментарий

    А у меня этот самый менеджер Попов потерпел фиаско.))
    Мы предложили пропылесосить берлогу дочери, а бедняга и представить не мог, сколько раз в году там делается уборка. И чудо-агрегат сломался. :)

    Зато маму несколько раз нагревали красноречивые мошенники, звоня в квартиру и всучивая ненужные вещи.

     

    Александра Созонова [28.03.11 19:56]

    А еще я сделала вывод, что посредством этой фирмы очень здорово пакостить людям, которые тебе тоже чем-то насолили. Учитывая, что эта самая знакомая "сдала" мой телефон на волне некоторого охлаждения отношений. Гениальный вообще ход, прямо для "Вредных советов" Остера: изображаешь заботу о друге (это отмазка на случай его претензий), даешь его телефон, и друг расплевывается с назойливыми поставщиками, насколько сил хватит...

     

    Елена Сафронова, зав.отделом критики и публицистики [28.03.11 23:13]

    Уважаемая Александра! Простите за офф-топ! Пожалуйста, направьте еще раз сборник "Когда уходят юные". Если сможете (т.е. позволит интерфейс) - прямо Сергею Зубареву. Если нет - то на завовскую страницу рубрики "Публицистика".

     

    Елена Сафронова, зав.отделом критики и публицистики [29.03.11 22:58]







    СООБЩИТЬ О ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ


    Регистрация

    Восстановление пароля

    Поиск по сайту




    Журнал основан
    10 октября 2000 года.
    Главный редактор -
    Елена Мокрушина.

    © Идея и разработка:
    Алексей Караковский &
    студия "WEB-техника".

    © Программирование:
    Алексей Караковский,
    Виталий Николенко,
    Артём Мочалов "ТоМ".

    © Графика:
    Мария Епифанова, 2009.

    © Логотип:
    Алексей Караковский &
    Томоо Каваи, 2000.





    hp"); ?>