п»ї Точка . Зрения - Lito.ru. Борис Суслович: Слово о Ряшенцеве (Эссе).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Регистрация | Правила | Help | Поиск | Ссылки
Редакция | Авторы | Тексты | Новости | Премия | Издательство
Игры | «Первый шаг» | Обсуждение | Блоги | Френд-лента


сделать стартовой | в закладки | вебмастерам: как окупить сайт
  • Проголосовать за нас в сети IMHONET (требуется регистрация)



































  • Статьи **











    Внимание! На кону - издание книги!

    Борис Суслович: Слово о Ряшенцеве.

    Признаюсь: лирики Ряшенцева почти не знаю. Кажется, давным-давно, в другую эпоху, видела подборку в "Юности".
    Но песни на его стихи известны всем. Незабываемую "Историю лошади" в товстоноговском БДТ я смотрела трижды - каждый раз был неповторим. Благо мне, в отличие от Бориса, никуда не надо было для этого ехать (тогда многие ради спектаклей БДТ ездили в Ленинград из Москвы - оказывается, из Днепропетровска тоже:)). Ну и фильмы того же времени - яркие и запоминающиеся, как и песни к ним: Мушкетёры, Гардемарины...
    Но стихи Ряшенцева, включённые в данный текст, прочла впервые. Действительно мощно. Дух времени - и каждое слово на месте. Одним поэтом-современником для меня стало больше. Могу сказать, что эссе Бориса расширило мой кругозор.
    Надеюсь, что не только мой.

    Редактор отдела прозы, 
    Елена Мокрушина

    Борис Суслович

    Слово о Ряшенцеве

    В 1975 году я, студент-третьекурсник, впервые попал в Ленинград. И влюбился в город без памяти. Прилетая на все студенческие каникулы, проводил дни в основном в Эрмитаже и Русском музее, а вечера – в театрах, благо, купить билет с рук не составляло труда. Бывал, конечно, и в Мариинке, и в театре имени Комиссаржевской, и в театре имени Ленсовета. Но театральной Меккой, куда приходил через вечер, а то и чаще, стал товстоноговский БДТ. Для питерских театралов это «застойное» время было благословенным. «А поутру они проснулись» с Лебедевым, «Мольер» с Юрским и Басилашвили, «Прошлым летом в Чулимске» с Лавровым, «Ханума» с Макаровой, Стржельчиком, Трофимовым, Ковель, «Король Генрих IV» с Борисовым и Басилашвили. И заглавный спектакль театра – «История лошади». В нём блистали Ковель, Басилашвили, Волков. И первый актёр театра – Евгений Лебедев. Его «лошадиный» взгляд, загадочно-естественные движения, передающие то галоп, то малоподвижность, отрешённый, почти безжизненный голос: «Наутро мне дали воды. Я выпил и навек перестал быть той лошадью, какою я был». Каждое слово, каждый жест отличали удивительная глубина, естественность, мера.
    В спектакле пели. Милый (Волков): «Моя лошадка, / приподымем хвосты! / Так, право, сладко / ликовать без узды. / А ну-ка, ну-ка, / маслаки разомнём. / Любовь – наука, / не будь я конём!».
    Холстомер (Лебедев) и Вязопуриха (Ковель): «Как пригрело солнышко горячо... / Положи мне голову на плечо».
    Песни были органичной частью театрального действа, представить спектакль без них было немыслимо. И тогда же, как удар плетью, как ожог совести, прозвучал голос за сценой:

    Мироздание! Чьё же ты слово,
    если нет у Творца твоего
    ничего беззащитней живого,
    беспощадней живых – никого?!

    Так произошло моё знакомство со стихами Юрия Ряшенцева.
    Прошло несколько лет. По стране триумфально прошёл кинофильм «д’Артаньян и три мушкетёра». Песни из него распевались всеми: «Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс – / и в ваших жилах тоже есть огонь, / но умнице Фортуне, ей-Богу, не до вас, / когда на белом свете есть Гасконь...».
    «Две капли сверкнут на дне, / эфес о ладонь согреешь, / и жизнь хороша вдвойне, / коль ей рисковать умеешь».
    И заразительное, пахнущее Дюма и Францией: «Пора-пора-порадуемся на своём веку / красавице и кубку, счастливому клинку, / пока-пока-покачивая перьями на шляпах, / судьбе не раз шепнём: Мерси боку!»
    Узнав, чьи это стихи, тут же вспомнил любимый спектакль и любимый город.
    Проходили годы, десятилетия. Живя в Израиле, старался следить за тем, что происходит в литературной метрополии. Время от времени появлявшиеся в «толстых» журналах подборки Ряшенцева читал, цокая языком от удовольствия: «Мастер!» И всё же для меня (и, думаю, не только для меня) замечательный паролье заслонял лирика.
    Отношение изменилось почти по волшебству после прочтения «Избранного». Похожие ощущения испытывал, когда открывал для себя Липкина, Левитанского, Плисецкого, Кушнера, Чухонцева. Юрий Евгеньевич – из этого ряда. Из тех, кого в «русском языке от силы десять» (Лосев). Нам всем просто повезло, подфартило, что большой русский поэт выбрал в качестве второй профессии не лингвистику или педагогику, а создание песен для фильмов и спектаклей. Что и делает с редкостным мастерством и талантом. Но то, что его лирику «знает лишь узкий круг ценителей настоящей поэзии» (Н. Богатырёва), вызывает досаду и горечь. Судите сами.

    Чай, четвёртый день Победы на дворе!
    Горько тешится народная обида.
    Ох, и ясны прохоря на блатаре…
    Ох, занозистый протез у инвалида…

    Инвалид не знает удержу в речах,
    он ерошит кудри сыну-малолетке
    и кричит на весь квартал о стукачах –
    да не слушайте вы, лестничные клетки!..

    Из-под танка он уполз не целиком,
    чтобы сгинуть в зарешёченном вагоне…
    Пригляди ты, вор в законе, за сынком,
    как отцом его займется Вождь в законе...

    Афористичный, мощный, прозрачный стих пропитан временем, его кровавой, бессмысленной жертвенностью. Ведь уже яснее ясного, кто на деле выиграл войну – и что получил в итоге якобы победивший народ.

    Ни божества, ни смертного, ни твари
    не встретишь на ноябрьском тротуаре.
    А ночь – как дама пик:
    надежды нет на «тройку» и «семёрку» –
    измерь, тащась пешком в свою каморку,
    весь евроазиатский материк.

    ...Работает сюжет неутомимый:
    и честное предательство любимой
    и частный детектив,
    всегда живущий хоть в одном знакомце,
    с утра начнут стучать в твоё оконце
    и позовут на помощь коллектив.

    И убегать от сущего – нелепость.
    Не в Англии: твой дом – какая крепость?
    Готовься ко всему:
    к гостям – без них какой же одинокий? –
    к напору аргументов, аналогий –
    к бездомной жизни в собственном дому.

    И, дух счастливых лет превозмогая,
    поверив в то, что будет и другая, –
    возненавидь её:
    зачем она вернее той и чище,
    и вся – костёр, коль мило пепелище,
    вся – правда, если дорого – враньё...

    Взревел мотор. Две капли прозвенели.
    Промёрзший лист прошаркал по панели.
    Сегодня важен слух.
    Он знает то, что зрению невнятно.
    А очевидное – невероятно:
    горел, горел очаг наш – и потух!..

    Ещё недели две до снегопада,
    и так темно, что света и не надо:
    не разглядишь судьбы,
    которая – как верхняя соседка:
    слышна всегда, а вот видна так редко,
    вся – в звуках: от угрозы до мольбы.

    Любовная лирика. Она же – философская. Единственно возможные слова в единственно возможном порядке. Абсолютная естественность речи в сочетании с полной непредсказуемостью каждого продиктованного свыше слова: «Промёрзший лист прошаркал по панели». Как «важен слух», чтобы услышать «то, что зрению невнятно». Голос судьбы, которая «вся – в звуках: от угрозы до мольбы». Стихи хочется перечитывать без конца, радуясь своей читательской удаче. «Пуркуа па? Почему бы нет?»

    2014, сентябрь-октябрь

    Код для вставки анонса в Ваш блог

    Точка Зрения - Lito.Ru
    Борис Суслович
    : Слово о Ряшенцеве. Эссе.
    Оказывается, автор песен к известным фильмам - ещё и замечательный лирик...
    04.12.14
    <table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/bsuslovich>Борис Суслович</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/77606>Слово о Ряшенцеве</a>. Эссе.<br> <font color=gray>Оказывается, автор песен к известным фильмам - ещё и замечательный лирик...<br><small>04.12.14</small></font></td></tr></table>


    А здесь можно оставить свои впечатления о произведении
    «Борис Суслович: Слово о Ряшенцеве»:

    растянуть окно комментария

    ЛОГИН
    ПАРОЛЬ
    Авторизоваться!







    СООБЩИТЬ О ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ


    Регистрация

    Восстановление пароля

    Поиск по сайту




    Журнал основан
    10 октября 2000 года.
    Главный редактор -
    Елена Мокрушина.

    © Идея и разработка:
    Алексей Караковский &
    студия "WEB-техника".

    © Программирование:
    Алексей Караковский,
    Виталий Николенко,
    Артём Мочалов "ТоМ".

    © Графика:
    Мария Епифанова, 2009.

    © Логотип:
    Алексей Караковский &
    Томоо Каваи, 2000.





    hp"); ?>