п»ї Точка . Зрения - Lito.ru. Борис Суслович: Моя Цветаева. К 125-летию со дня рождения (Цикл стихотворений).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Регистрация | Правила | Help | Поиск | Ссылки
Редакция | Авторы | Тексты | Новости | Премия | Издательство
Игры | «Первый шаг» | Обсуждение | Блоги | Френд-лента


сделать стартовой | в закладки | вебмастерам: как окупить сайт
  • Проголосовать за нас в сети IMHONET (требуется регистрация)



































  • Статьи **











    Внимание! На кону - издание книги!

    Борис Суслович: Моя Цветаева. К 125-летию со дня рождения.

    Сорок дней назад исполнилось 125 лет со дня рождения Марины Цветаевой. Она родилась на 6 лет раньше, чем моя бабушка. Её сын - как раз между моими родителями. А мы с автором этой небольшой подборки принадлежим к поколению внуков, которых у неё так и не было.
    Помню, как поразили меня её стихи - и особенно проза - в юности. Тогда и достать-то её книгу было проблемой. Поражало почти каждое слово...
    В ней не было - и не могло быть - ничего мелкого. Либо грандиозно - либо никак. Редкая черта, даже для поэта.
    Она вышла из Серебряного века, но по-настоящему не принадлежала ни к какому: "...а я - до всякого столетья!"
    Она была абсолютно, фантастически уникальна. Хотя почему была - есть. "Я знаю, как меня будут любить через сто лет". Действительно - знала.
    "Тебе никто не нужен, только письменный стол" - эти слова автор вложил в уста Мура. Не знаю, говорил ли так реальный Мур, но это неправда. Марина была женщиной, а женщин, которым нужен только стол, не бывает. Даже гениальных...

    Редактор отдела прозы, 
    Елена Мокрушина

    Борис Суслович

    Моя Цветаева. К 125-летию со дня рождения

    Елабуга, 31августа 1941года

    Зачем-то дрожит огонь,
    и пепел летит на платье,
    и тени со всех сторон,
    и некогда разогнать их,

    и некому. Здравствуй, Смерть!
    Узнала? Встречай жилицу.
    Вдвоём веселей, поверь.
    Подай мне стакан – напиться.

    Иди сюда: говорить
    хочу, задавать вопросы.
    Позволь мне лишь докурить
    последнюю папиросу,

    да выпить глоток воды,
    да Муру черкнуть два слова...
    Ну где же ты? Подходи.
    Готова. Давно готова.

    1978


    Ташкент. 1943

    «Удивительный мальчик! Вылитый Марин Цветаев».
    С. Эфрон, 1925
    «Я всё глубже проваливаюсь в пустоты мрака».
    Г. Эфрон, 1943

    Нелепый мальчик, выпихнутый в мир,
    ест непрерывно: организм растущий
    нельзя насытить. Пища – ориентир,
    иные мысли – побоку. А пуще
    всего – проевший душу едкий страх
    воспоминаний. Сын спешит туда же,
    куда спешила мать. Всё глубже мрак,
    всё неотвязней – голод. На продажу
    он ставит стопку материнских книг
    и выручку в охотку проедает.
    …Не гибель ли твоя ведёт дневник
    несостоявшийся Марин Цветаев?

    2011

    Цветаева: 1939. Отъезд

    Марина Ивановна вышла из полпредства и пошла домой, к сыну. Новостей не было, отъезд вновь откладывался. Она уже не знала, огорчаться или радоваться. Точь-в-точь старая крыса, одурманенная флейтой крысолова. Настолько, что думать о собственном будущем совсем не хочется.
    Сотрудник был вежлив – и равнодушен. Видимо, она недостаточно убедительна. Видимо, к мужу и дочери просятся не так. Цветаева понимала это, но ничего не могла с собой поделать.
    Она без конца уговаривала, заклинала себя, вбивала в голову, что её место там, на родине, где уже живут Аля и Серёжа, где у них снова будет семья. Что они с Муром никому не нужны в этой чужой, самодовольной Франции. Особенно сейчас, после Серёжиного бегства, когда желающих общаться с ней совсем не осталось. Разве что Ходасевич, да и тот умирает в больнице. Жалко, конечно. Очень.
    Уговаривать уговаривала, но сама себе не верила. С жадностью читала, что пишут об СССР русские газеты: это она-то, на дух их не выносящая! И понимала с отчаянием и обречённостью, что всё написанное там – немыслимая, неправдоподобная правда. А бодрые письма Али, которые ей регулярно передавали в миссии – чушь. Мелодийка для глупой, беспомощной крысы.

    – Марина, почему так долго? – Муру было скучно: после того, как мать отменила школу, приходилось целыми днями торчать дома. – Что ты узнала? Мы едем или нет?
    – Не знаю, Мурёныш. Говорят – ждите.
    – А ты рада стараться. Будь твоя воля, мы бы вообще остались. А я хочу к папе и Але. Если тебе всё равно, то мне нет.
    – Что ты, сыночек... Думаешь, я по ним не скучаю?
    – Думаю, нет. Тебе никто не нужен. Только письменный стол.
    – Только стол? Ты уверен?

    Странно, Сергей уже полтора года в Москве, а Мур до сих пор говорит его языком. Те же костяные фразы. Сыночка, куда же мы с тобой тащимся? Ладно, тебе четырнадцать, а мне? Хороша малолетка…
    Она прошлась по комнате, посмотрела на упакованные вещи. И сколько им так жить? Чтобы выйти из дома, приходится разбирать какие-то узелки, а после возвращения всё складывать назад. Не оставаться же взаперти. Пока хоть разрешено куда-то выходить...

    – Мур, давай прогуляемся: хороший вечер. Кто знает, сколько мы ещё здесь пробудем?
    – Чего? Месяцев или недель?
    – Нет. Дней или часов.
    – Ну, ты даёшь, Марина! Откуда такой оптимизм?

    Мать с сыном долго бродили по июньским улицам. «Этот город так и не стал ближе, – Цветаева поймала себя на мысли, что сожалеет. – Нужно ли было кичиться своей «русскостью»? В этой гордости есть что-то сатанинское. Если бы я раньше поняла...» Она посмотрела на сына. Полное лицо было довольно и спокойно. Мальчик любил Париж: дворцы и мансарды, музеи, аллеи, улицы, парки. Воздух. Это ведь его город. Вопрос, как встретит их её Москва.
    Когда они вернулись, было уже поздно. Только-только зайдя в дом, Марина почувствовала странное беспокойство.

    – Что с тобой? Спишь на ходу? – Мур смотрел на неё, ничего не понимая.

    Не говоря ни слова, она приоткрыла дверь и подняла с пола письмо. Как оно попало сюда? Никаких, совсем никаких звуков не было слышно. Послание было коротким. Их информировали, что отъезд назначен на завтрашнее утро, и просили
    никуда не отлучаться. Мелодия была доиграна: крысоловка захлопнулась.

    Май 2012

    Код для вставки анонса в Ваш блог

    Точка Зрения - Lito.Ru
    Борис Суслович
    : Моя Цветаева. К 125-летию со дня рождения. Цикл стихотворений.
    Маленькая подборка, разнесенная во времени: первое стихотворение написано совсем молодым, а два других - уже немолодым человеком. О чем я ни за что не догадалась бы без дат написания.
    18.11.17
    <table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/bsuslovich>Борис Суслович</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/78311>Моя Цветаева. К 125-летию со дня рождения</a>. Цикл стихотворений.<br> <font color=gray>Маленькая подборка, разнесенная во времени: первое стихотворение написано совсем молодым, а два других - уже немолодым человеком. О чем я ни за что не догадалась бы без дат написания.<br><small>18.11.17</small></font></td></tr></table>


    А здесь можно оставить свои впечатления о произведении
    «Борис Суслович: Моя Цветаева. К 125-летию со дня рождения»:

    растянуть окно комментария

    ЛОГИН
    ПАРОЛЬ
    Авторизоваться!


  • Моя Цветаева. К 125-летию со дня рождения (Борис Суслович). Раздел: ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  • ???

     

    Борис Суслович, редактор [18.11.17 23:52]

    Ответить на этот комментарий

    Елена, Мур ей и не такое говорил: я читал его дневники. И даже писал где-то, что ни на нём , ни на Ариадне природа не отдыхала. Сын вообще был одарён не менее великой матери. Судьба детей Цветаевой - страшная трагедия для всей русской культуры.

     

    Борис Суслович, редактор [18.11.17 23:57]







    СООБЩИТЬ О ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ


    Регистрация

    Восстановление пароля

    Поиск по сайту




    Журнал основан
    10 октября 2000 года.
    Главный редактор -
    Елена Мокрушина.

    © Идея и разработка:
    Алексей Караковский &
    студия "WEB-техника".

    © Программирование:
    Алексей Караковский,
    Виталий Николенко,
    Артём Мочалов "ТоМ".

    © Графика:
    Мария Епифанова, 2009.

    © Логотип:
    Алексей Караковский &
    Томоо Каваи, 2000.





    hp"); ?>