п»ї Точка . Зрения - Lito.ru. Александр Балтин: Сумма ситуаций (Прозаические миниатюры).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Регистрация | Правила | Help | Поиск | Ссылки
Редакция | Авторы | Тексты | Новости | Премия | Издательство
Игры | «Первый шаг» | Обсуждение | Блоги | Френд-лента


сделать стартовой | в закладки | вебмастерам: как окупить сайт
  • Проголосовать за нас в сети IMHONET (требуется регистрация)



































  • Статьи **











    Внимание! На кону - издание книги!

    Александр Балтин: Сумма ситуаций.

    Всё здесь написанное, даже относящееся к малышу, по сути, автопортрет. С бесконечно меняющимися ракурсами.

    Редактор отдела поэзии, 
    Борис Суслович

    Александр Балтин

    Сумма ситуаций

    ГОРОД АЛХИМИКОВ
    В городе алхимиков гнутые улочки и островерхие крыши, и иные переулки уводят прямо во сны, или мечтания, мерцающие нежно-лунным светом.
    В городе алхимиков строится многое вокруг философского камня, но поскольку одни утверждают, что он есть высший план души, а другие алкают видеть предмет, способный обращать в золото, что угодно, то строится весьма условно: как яростны, но совершенно бесполезны споры.
    …таблицы включают в себя длинные ряды чисел и символов, знаки, сделанные алхимиками же, повешены над дверьми, и чёрные коты и кошки, что шныряют по дорожкам и скверам города, выглядят более таинственно, чем обычные – в обычных городах.
    Город алхимиков очень мал – он не знал никогда правителя, ибо сложно столь многознающим мужам столковаться, кто более достоин; не ведал торговли – за едою и вещами алхимики ходят в соседний – очень, впрочем, близкий город.
    А так, как едят совсем мало – и еды им нужно крохи, ну то есть совсем чуть-чуть.
    И бытовых вещей им особенно не требуется
    Зато в лабораториях проводят времени много, и не перечесть всех колб, реторт, перегонных мехов, от которых к которым перемещаются мастера, выделывая то, или это…
    Мутнеет нечто в колбе…А другая парит в мастерской, испуская лучи: гомункулус готов, да только другие объявят его обманом зрения, а то, что колбу можно взять в руки – обманом чувств.
    …любое значительное явление может быть подвергнуто осмеянию – в том числе и алхимия – так-то.
    И никто не помешает изобразить нелепый город, где…
    -Герониус, ты не прав, утверждая, что тинктура би эквивалентна квадрату магистерию!
    -Ты сам, Хавьер, заблуждаешься, ставя под сомнения мои расчёты.
    -О, вы воистину глупцы, ибо только герметическая алхимия с медитацией и молитвой может иметь какое-то значение…
    Мелькают чёрные мантии.
    Красиво рыжеет черепица на солнце, и голуби взлетают с неё в лепную, великолепную синь…

    ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ МЫШКА
    Между рифлёными деревянными рейками, закрывающими металлические, тоже рифлёные щитки лоджии, слышится шорох – слышишь его, когда выходишь курить, глядишь на двор, теряющий последнюю листву, двор, залитый пасмурным светом позднего октября; и представляешь – мышка завелась там, возится, устраивая гнездо.
    Интересно – а какая она?
    Они бывают очень занятные, симпатичные, вспоминается вдруг – сел в лесопарке на скамью, и мусор, из опрокинутой рядом урны, чуть шевелился. Пригляделся – и на тебя смотрела, опираясь крохотной лапкой на старый пакет мышка – точно: смотрела – серенькая, чёрной бусинкой глаза, будто изучала.
    Улыбнулся, затушил окурок сигареты, и вошёл в квартиру, как в конкретику яви.
    Вряд ли мышка завелась… а что там шуршит? Безвестно…

    ТОНКАЯ ПЛЁНКА
    Ночной двор в окне слегка подсвечен снегом – от первой белизны, её тонкой плёнки, идёт чуть розоватый, как в детстве казалось, отлив…
    На скатах крыш гаражей, на траве, вихрами, узорами – на дорожках…
    Утром вёл малыша в сад; а мальчишка так ждал снега, хотел лепить снеговиков, строить крепости, всё спрашивал – когда же, когда…
    …в пять лет, вероятно, жизнь тянется очень медленно; в пять лет нет представления о времени – или мнится оно бесконечным.
    -Маленький снег, па. А когда будет большой?
    Держишь его за лапку, чувствуя, как всегда, магический переток жизненной субстанции – своей, связанной с кровью, родом.
    -Скоро, малыш. Уже октябрь кончается, а в ноябре может быть много снега.
    -Совсем-совсем много?
    Обходите огромный куб котельной, и у машин, стоящих возле гаражей, передние стёкла запорошены.
    -Неизвестно, малыш. У снега свой характер.
    -Па, у машинки стекло белое!
    -Да, сынок. Снег так лёг.
    -А почему у другой обычное?
    -А на всех не хватило. Ещё же маленький снег.
    Узкий перешеек между школьным забором и высоткой.
    Многие ведут детей – кто в школу, кто в тот же сад.
    Малыш глядит вверх.
    -Па, луна видна.
    Приглядываешься: спутанные тополиные ветки мешают.
    Но, когда перешеек кончается, и небо открывается во всей бледновато-синей мощи – видишь.
    -Она белая, па…
    -Да, сейчас белая. А вечером – помнишь какая?
    -Жёлтая.
    Да, жёлтая, как масло. Или дыня.
    Светофор брызгает ядовито-красным, и секунды бегут, сменяясь быстро-быстро…
    На другой стороне на асфальте тонкие льдистые узоры мороза – стрелки и зигзаги, но малыш не замечает их, устремляясь скорее в сад – к друзьям, играм, гулянию…

    ПУЛЬСИРУЮЩАЯ НИТКА ОДИНОЧЕСТА
    Ждал, ждал…
    Перебрал уже все игрушки, навозился с любимыми машинками, из кубиков многократно построил и разрушил домик.
    Мама не шла.
    Воспитательница успокаивала.
    …уже не помнил, как приведённый в сад в первый раз, ревел, кидался на пол, и пестрота ковра текла перед глазами, пока он, минуя ноги, стремился вырваться, чтобы попасть домой.
    Ждал.
    Сознанье заволакивало страхом.
    …взрослый, бывая возле старого дома, поражался, какое крохотное расстояние было от сада до дома.
    Мама задержалась на работе, прибежала, обняла, прижала к себе.
    Потом как-то раз не пришли забирать из бассейна: роскошен дворец пионеров: подлинный дворец – пышный, многоэтажный.
    Собравшись, потерпел немного – и рванул: бегом, по улицам, мимо огромных домов, в центре Москвы изрядно таких – индивидуальных, с другими не перепутаешь; бежал, и улицы казались пустынными, бежал – и одиночество пульсировало в воспалённом сознание ниткой.
    Вот уже гулкая железная лесенка, ведущая в собственный двор из другого, пониже; вот и булочная осталась позади…
    Удивились ли родители? Почему не пришли забирать тогда?
    Одиночество не даёт ответа взрослому, помнящему цветные картинки забытости фрагментарно, кусками…

    ВСЁ УСЛОЖНЕНО
    До снежных хлопьев ещё далеко, а самолёт, быстро пересекающий участок ночного неба, мигает огнями, не оставляя за собою следа, о чём спросит малыш, поинтересовавшись, ночь ли сейчас.
    -Вечер, малыш.
    Вечер октября, девять…
    Сам не знал никогда, где грань, когда одно переходит в другое.
    …Тереза Иисусова, вглядывающаяся в слои небес: они открываются ей перенасыщенными своими мирами.
    Хорошо, когда так.
    А если просто фантазии?
    Кто и когда смог следовать путём Иисуса, даже если слова на Тайной вечере были восприняты прямо, косно?
    Неужели человек двадцать первого века, хоть как-то знакомый с физиологией, действительно может считать, что хлеб и вино в нём превращаются в плоть и кровь бога?
    А ведь там сказано – ешьте хлеб-плоть-суть моего учения и пейте вино-кровь-сущность моих слов, то есть – следуйте моему примеру.
    Малыш увлёкся конструктором, сооружает замок, у него хорошо получается.
    Многим ли удаётся построить замок своей жизни?
    Чаще хибары кривостенные.
    Время капает, падает отвесно, переходит во…
    -Пора купаться, малыш.
    Он радостно бежит в ванную.
    Замок завершён.
    Тереза Иисусова познала каковы они, - астральные миры.
    Если познала.
    Синевато блистая, вода хлещет в ванную.
    Нет ничего однозначного, всё амбивалентно, тройственно, усложнено…

    …Я БИБЛИЮ ЧИТАЮ
    Низкорослая, точно составленная из шаров плоти, с крашеными, рыжими, растрёпанными волосами собирает очередь в булочной, не ругаясь, но говоря возмущённо: Я заплатила! Я заплатила за четвертушку, вы смахнули мелочь, и не заметили.
    Продавщица, тщась уличить наглую во лжи, вступает в перепалку, и над торговым залом витает: Я не могу лгать. Я Библию читаю, я в церковь хожу.
    Она вытаскивает из сумки растрёпанный том. – Видите, - машет им. – Я Библию читаю. Я не могу лгать. Я заплатила за четвертушку.
    Очередь глухо рокочет.
    Продавщица машет на тётку рукой – бесполезно с такой объясняться, мол.
    Ты, толкаясь, лезет через толпу, что-то продолжая бормотать про четвертушку и Библию…

    НИЩИЙ В ПЕРЕХОДЕ
    Один старик в подземном переходе просит подаяние: он сидит на складном стуле, и глядит в пол, или в собственную, мелочью наполненную кружку.
    У него сивая, чуть в прожелть борода, крепкий морщинистый лоб, и, когда внезапно поднимает голову, я непроизвольно сталкиваюсь с его взглядом, в котором читается бездна.
    Многажды слышал о нищенстве, как о доходном бизнесе, но тут вряд ли подобный случай, ибо боль, мерцающая в глазах, столь неподдельна, что…
    Кабы были деньги – подал, да я сам их не вижу толком много-много лет.
    И много-много лет считаю, что человек, в сущности, бездна – в телесном, достаточно компактном оформление.

    ВИТУС БЕРИНГ
    Датский городок Хорсенс – сам уют и тишина: черепица, гнутые проулки, длинные шеи соборов, торжественная тишина которых завораживает – так, как завораживали мальчишку Витуса невероятные дали и морские, идущие одна на другую волны.
    Он заканчивает кадетский корпус в Амстердаме, и поступает на русскую службу в чине подпоручика, чтобы совершив путешествие в Ост-Индию, служить на Балтийском флоте, узнать ядра ужаса и преодоление страха во время Семилетней войны.
    Он становится опытным капитаном. Его производят в капитан-лейтенанты.
    Море раскрывается ему цветущими своими пластами, и игра света на поверхности только подчёркивает глубину морскую и мощь.
    …на ладьях плавали между Охотским и Западным побережьем Камчатки…
    И в результате Первой камчатской экспедиции под командованием Беринге, на карту наносятся залив Креста, бухта Провидения, анадырский пролив.
    Букеты открытого Берингом обогащают человечество настолько, что есть нечто символическое в том, что деревянный крест установлен только предположительно там, где должна была находиться могила великого постигателя пространства.

    ТОЛЬКО АЛКОГОЛЬ ЛЬЁТСЯ И ЛЬЁТСЯ
    Бытие российского пьяницы имеет много этапов – от восторженного фейерверка настроения, до свинца похмелья, заливающего сознание, ибо он расплавлен, и двинуться невозможно.
    Метафизические корни каковы?
    Тут всё просто – действительность в России такова, что приноровиться к ней невероятно сложно: алкоголь смягчает углы, и многие люди, не успевая за его счастливой скоростью, падают в прораны…
    Дело усугубляется количеством литературных лабиринтов в стране, ибо человек, идущий ими, подвержен не только психозам, пустым страхам, амбициям, но и алкоголизму тоже.
    Или просто пьянству.
    О! пьют все! – Возьму-ка себе коньячку, коли сподобился гонорар получить.
    -Сосед, не нальёшь?
    -Ага. Самому похмелиться треба.
    Пьют на лавочках, на детских площадках, когда нет детей, прямо на ходу.
    Вон тот интеллигентный бородач, остановившись напротив полицейского участка, подносит чекушку к губам, запрокидывает голову: вызов и риск: пустяшный, но всё же…
    Кстати, зачем России столько пишущих?
    Души жаждут что ли?
    А чего?
    Нет ответа.
    Только алкоголь льётся и льётся…




    Код для вставки анонса в Ваш блог

    Точка Зрения - Lito.Ru
    Александр Балтин
    : Сумма ситуаций. Прозаические миниатюры.
    Всё здесь написанное, даже относящееся к малышу, по сути, автопортрет. С бесконечно меняющимися ракурсами.
    29.11.18
    <table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/baltin>Александр Балтин</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/78520>Сумма ситуаций</a>. Прозаические миниатюры.<br> <font color=gray>Всё здесь написанное, даже относящееся к малышу, по сути, автопортрет. С бесконечно меняющимися ракурсами.<br><small>29.11.18</small></font></td></tr></table>


    А здесь можно оставить свои впечатления о произведении
    «Александр Балтин: Сумма ситуаций»:

    растянуть окно комментария

    ЛОГИН
    ПАРОЛЬ
    Авторизоваться!







    СООБЩИТЬ О ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ


    Регистрация

    Восстановление пароля

    Поиск по сайту




    Журнал основан
    10 октября 2000 года.
    Главный редактор -
    Елена Мокрушина.

    © Идея и разработка:
    Алексей Караковский &
    студия "WEB-техника".

    © Программирование:
    Алексей Караковский,
    Виталий Николенко,
    Артём Мочалов "ТоМ".

    © Графика:
    Мария Епифанова, 2009.

    © Логотип:
    Алексей Караковский &
    Томоо Каваи, 2000.





    hp"); ?>