п»ї Точка . Зрения - Lito.ru. Александр Балтин: Суфийское небо (Прозаические миниатюры).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Регистрация | Правила | Help | Поиск | Ссылки
Редакция | Авторы | Тексты | Новости | Премия | Издательство
Игры | «Первый шаг» | Обсуждение | Блоги | Френд-лента


сделать стартовой | в закладки | вебмастерам: как окупить сайт
  • Проголосовать за нас в сети IMHONET (требуется регистрация)



































  • Статьи **











    Внимание! На кону - издание книги!

    Александр Балтин: Суфийское небо.

    Руми, Хайям, Фирдоуси, Саади... Замечательно! Но где Хафиз?

    Редактор отдела поэзии, 
    Борис Суслович

    Александр Балтин

    Суфийское небо

    СУФИЙСКОЕ НЕБО РУМИ
    Отец – придворный богослов-юрист и популярный в народе суфий – повествовал сыну о бесконечной череде превращений и о зыбкости внешних форм, сущность которых сокрыта в тайниках высот, с которыми и соединяемся, теряя формы.
    Отец был вынужден бежать из родного города под угрозой монгольского нашествия, и обосноваться в Малой Азии, в городе Конья…
    Руми занимает место умершего отца; и придворная пышность, лабиринты дней и лабиринты залов позволяют ему познать нечто неуловимое…
    Нет! надвигаются грозы монголов, и Руми уходит в дебри суфизма, ищет крайних степеней оного, предполагая духовное делание -основой основ.
    Диван ткётся и растёт, истины облекаются в иносказания; поучительные рассказы прерываются аллегориями, двустишия множатся, отражая зеркалами истины суфизма; и танец знаков стремительно покрывает страницы…
    Цветут миниатюры, где тексты даже визуально подобны тонким изгибам суфийской мысли.
    Глыба «Маснави» вдвигается в реальность, двустишия переплетаются, созидая целостный свод, поднимающийся в небеса, уходящий корнями в тайнознание, ради освещения которого и пришёл в мир Руми, растворившийся в длительной череде аллегорий собственных текстов…

    ВОЛШЕБНОЕ ВИНО ХАЙЯМА
    Самарканд раскрылся Хайяму великолепным цветением наук: и внешняя его роскошь ничуть не контрастировала с внутренним делом, в котором был призван раствориться юноша.
    В предисловие к Алгебре он писал о гибели многих учёных – сельджукское завоевание Центральной Азии было жестоким; писал и о других – облекающих истину в ложь.
    В шестнадцать лет он столкнулся с потерями: ушли его мать и отец.
    Владел ли он тогда суфийской грамотностью?
    Хайям не задерживается в городах: Бухара открывает ему свои пределы; работая с группой учёных, Хайям создаёт солнечный календарь более точный, чем григорианский.
    Он пишет трактаты по математики и становится известнейшим астрономом – достаточно для зыбей вечности, но Хайям пишет стихотворные афоризмы – рубаи: постоянно, на протяжении всей жизни.
    Он переносит в них то, что будет истолковано превратно, ибо под вином, щедро пролитым в строки, имеет в виду экстаз божественного опьянения.
    Светящийся след идёт в века, и в них уже считается, что было два человека: Хайям-учёный и Хайям-поэт.
    Так сообщает, к примеру, знаменитый словарь Брокгауза и Эфрона…
    Забытые рубаи снова возникают – сначала в переводах на латынь трудами Фицджеральда, потом – на всех языках расцветают коврами необыкновенной прелести: играя огнями мудрости, и обманывая простецов внешней доступностью содержания.





    НЕБЕСНЫЕ СВИТКИ ФИРДОУСИ
    Бесконечно шли войны, и поместья Фирдоуси, будучи невелики, с трудом кормили владельцев…
    Молодость поэта совпадает с периодом освобождения Ирана от арабского господства; позже, служивший при дворе султана, познал гнев владыки – острие сатиры больно ужалило властителя, и поэт вынужден был бежать, до конца дней скитаясь, живя в бедности…
    Шахнаме росла и росла, собирались золотые зёрна фольклора, из которых поднимались деревья смыслов; древнеиранские мифы, доисламский эпос, сказания зороастрийцев входили в поэму, обогащая роскошь свода; эпос о царях представлял собою торжество персидского языка…
    История сама вошла в поэму – от первого царя и первого человека, воплотивших собою общечеловеческое детство, до современности, какою всегда живёт автор: поэма перерастала временные свитки, уходила в небо, черпала из космоса, и не было и не будет ей конца… в разной, последовавшей жизни человеков.


    СВЕТ СААДИ
    Практический, житейский суфизм – и произрастающая из него крупнейшая фигура – Саади.
    Странствуя, писал, писал, странствуя; в Индии принял веру огнепоклонников – к тому склонили обстоятельства. А то, что бежав, убил камнем стража – правда ли? или приукрашивание и без того пёстрой биографии Саади…
    Суфийская философия и этика должны быть подкреплены примерами, что и было сделано Саади в «Бустане», где образность цветения примеров выявляет всё линии и оттенки суфизма…
    И громоздится Диван, вздымаясь к сферам, и черпая из оных, и не затмит сияний идущих от него, время, и дух Саади витает над световою бездной, не представить которую живущим в низине жизни.

    Код для вставки анонса в Ваш блог

    Точка Зрения - Lito.Ru
    Александр Балтин
    : Суфийское небо. Прозаические миниатюры.
    Руми, Хайям, Фирдоуси, Саади... Замечательно! Но где Хафиз?
    20.11.18
    <table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/baltin>Александр Балтин</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/78538>Суфийское небо</a>. Прозаические миниатюры.<br> <font color=gray>Руми, Хайям, Фирдоуси, Саади... Замечательно! Но где Хафиз?<br><small>20.11.18</small></font></td></tr></table>


    А здесь можно оставить свои впечатления о произведении
    «Александр Балтин: Суфийское небо»:

    растянуть окно комментария

    ЛОГИН
    ПАРОЛЬ
    Авторизоваться!







    СООБЩИТЬ О ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ


    Регистрация

    Восстановление пароля

    Поиск по сайту




    Журнал основан
    10 октября 2000 года.
    Главный редактор -
    Елена Мокрушина.

    © Идея и разработка:
    Алексей Караковский &
    студия "WEB-техника".

    © Программирование:
    Алексей Караковский,
    Виталий Николенко,
    Артём Мочалов "ТоМ".

    © Графика:
    Мария Епифанова, 2009.

    © Логотип:
    Алексей Караковский &
    Томоо Каваи, 2000.





    hp"); ?>