п»ї Точка . Зрения - Lito.ru. Александр Балтин: Глубины русской антиутопии (Эссе).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Регистрация | Правила | Help | Поиск | Ссылки
Редакция | Авторы | Тексты | Новости | Премия | Издательство
Игры | «Первый шаг» | Обсуждение | Блоги | Френд-лента


сделать стартовой | в закладки | вебмастерам: как окупить сайт
  • Проголосовать за нас в сети IMHONET (требуется регистрация)



































  • Статьи **











    Внимание! На кону - издание книги!

    Александр Балтин: Глубины русской антиутопии.

    Одно уточнение: семнадцатый год привёл к чудовищной регрессии, прежде всего - культурной.
    Революция и расцвет несовместимы.

    Редактор отдела поэзии, 
    Борис Суслович

    Александр Балтин

    Глубины русской антиутопии

    Справедливо ли забыт Виктор Клюшников?
    Если возможна утопия, логично возникновение антиутопии: мир полярен, он и держится на контрастах.
    Одной из первых антиутопий было «Марево» В. Клюшникова: текст, противостоящий Герцену, отрицающий либеральные воззрения; более того суммой картин, с вовлечёнными в них многочисленными действующими лицами, утверждающий опасность каких бы то ни было демократических преобразований…
    Мол, сословия – это правильно, и любая попытка окультурить мужика приведёт только к печальным последствиям.
    Великое свершение двадцатого века – 17 год: двойственно: гекатомбы жертв и тонны крови, но – движение, вертикальное движение общества, начавшееся затем, словно примиряет общечеловеческую совесть с количеством погибших, павших, растерзанных.
    Нет!
    (И здесь снова вступает в игру извечная амбивалентность)…
    Оправдания крови быть не может – как невозможно никакое значительное человеческое движение без пролития оной: люди так устроены.
    Но…
    Вот, например, цитата из забытого «Марева»:
    \"— Вспомнилось и наше студенчество, продолжалъ Русановъ. Сколько силъ потрачено! сколько времени убито! И для чего? Разграничивали, разграничивали Европу, а потомъ пошли на площадь и тамъ ихъ лавочники похватали! До чего дошло: своими ушами слышалъ въ Английскомъ клубе господина. На что намъ, говоритъ, образованные люди?..\"

    А вот – из 2012 года, и говорит это Г. Греф:
    Как только все люди поймут основу своего я, самоидентифицируются, управлять, то есть манипулировать, ими будет чрезвычайно тяжело. Люди не хотят быть манипулируемы, когда они имеют знания. В иудейской культуре Каббала, которая давала науку жизни, она 3000 лет была секретным учением, потому что люди понимали, что такое — снять пелену с глаз миллионов людей и сделать их самодостаточными. Как управлять ими?
    Не правда ли страшновато похоже?
    …писал Клюшников довольно не плохо, с изяществом создавая иных персонажей, туго формируя других, и язык его вполне соответствовал понятию качества; но «Марево», запрещённое в Советском Союзе, мало известно и в наши дни.
    Крестовский в «Кровавом пуфе», описывая атмосферу конца 19 века, сконцентрировался на антирусских настроениях в обществе, на польском варианте русофобии, интересно исследуя методы подрывной работы, в равной мере и брожение умов…
    «На ножах» бесспорно, уступает лесковским шедеврам, не отличаясь от них густотой речевой плазмы; названное Лесковым «новым» нигилистическое течение воплощается в двух молодых людях, появляющихся в провинциальном городе с жаждой переустройства… хотя бы сначала его, этого города.
    Сарказм, с которым рисуются и герои, и их жажда, очевиден; едва ли разделявший либеральные идеи Лесков, не представлял, увы, разгула корыстного неолиберализма, готового весь мир распластать в пыли ради собственного комфорта.
    Есть ли общее между романом Лескова (двумя, учитывая ещё «Некуда») и махиной Достоевского?
    Да, «Бесы» конечно увенчали пирамиду русского антиутопического романа, но, учитывая гениальность Достоевского, и выходят за пределы разновидности прозы такого плана.
    Тут вечное, достоевское – роение, кружение, хаос, из которого рождается свет: свет отрицания, в данном случае: не перестроишь общество методами П. Верховенского и Шигалёва, никак не перестроишь.
    Либерализм был Достоевскому – ложным учением, противоречащим и Христу, и коренной русской самости; либерализм был – наводнение мира торгашеством, разделение его на чистых и нечистых, ещё большее нагромождение несправедливости.
    Куда уж тут слеза ребёнка: тут всё утонет в океанах слёз.
    Сделанные им персонажи продавливают и современное сознанье: уж больно неприятная порода бесов показана: подлинные-то действуют тоньше.
    Так, или иначе, произошло то, что произошло: и семнадцатый год был логичен, и готовился десятилетия (если не столетия) – слишком долго зрел нарыв.
    Так или иначе, семнадцатый год привёл страну к расцвету (в том числе культурному) – не смотря на все чудовищные изъяны пути.
    Так или иначе, потребительская, пролиберального толка революция 1991 года привела к сумме последствий, которые скучно перечислять – всем известны, и назвать их преимущественными перед семью десятками лет существования Союза вряд ли кто-то решится (исключая миллиардеров и миллионеров, всосавших богатства огромной страны)…
    А русский антиутопический роман остаётся феноменом речи и напластования идей, показывающих тогдашнее брожение умов: со страхом перед кровью – оправданным и закономерным, с гирляндой блестящих типажей, и с вечной болью – за Россию, её грядущее, за жизни детей, в конце концов…

    Код для вставки анонса в Ваш блог

    Точка Зрения - Lito.Ru
    Александр Балтин
    : Глубины русской антиутопии. Эссе.
    Одно уточнение: семнадцатый год привёл к чудовищной регрессии, прежде всего - культурной. Революция и расцвет несовместимы.
    29.07.20
    <table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/baltin>Александр Балтин</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/79031>Глубины русской антиутопии</a>. Эссе.<br> <font color=gray>Одно уточнение: семнадцатый год привёл к чудовищной регрессии, прежде всего - культурной. Революция и расцвет несовместимы.<br><small>29.07.20</small></font></td></tr></table>


    А здесь можно оставить свои впечатления о произведении
    «Александр Балтин: Глубины русской антиутопии»:

    растянуть окно комментария

    ЛОГИН
    ПАРОЛЬ
    Авторизоваться!







    СООБЩИТЬ О ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ


    Регистрация

    Восстановление пароля

    Поиск по сайту




    Журнал основан
    10 октября 2000 года.
    Главный редактор -
    Елена Мокрушина.

    © Идея и разработка:
    Алексей Караковский &
    студия "WEB-техника".

    © Программирование:
    Алексей Караковский,
    Виталий Николенко,
    Артём Мочалов "ТоМ".

    © Графика:
    Мария Епифанова, 2009.

    © Логотип:
    Алексей Караковский &
    Томоо Каваи, 2000.





    hp"); ?>