О проекте | Регистрация | Правила | Help | Поиск | Ссылки
Редакция | Авторы | Тексты | Новости | Премия | Издательство
Игры | «Первый шаг» | Обсуждение | Блоги | Френд-лента


сделать стартовой | в закладки





Статьи **




Александр Балтин: Русский взгляд на историю болгарской литературы.

Этот взгляд не только "русский". Дружеский, нежный, влюблённый.

Редактор отдела поэзии, 
Борис Суслович

Александр Балтин

Русский взгляд на историю болгарской литературы

Традиция, восходящая к 886 году: к Преславной книжной школе, к первой славянской книжной школе в мире, созданной Наумом – одним из учеников Кирилла и Мефодия – в Плиске, тогдашней столице.
…труды Наума Охридского, чью жизнь не представить в деталях и подробностях; создание литературной школы; возможное авторство первоначальной версии «Сказания об Андрее Первозванном».
Сладко поют буквицы, собираясь в слова; глядит с иконы аскетичное лицо святого Наума: знавшего такие поля сияний запредельности, какие и не вообразить…
…народная лирика, отличающаяся нежностью, проникновенностью, задушевностью мелодий; обрядовые песни, связанные в религией древних болгар, проникнутые утилитарным, наивно-прагматичным духом: в сущности, молитвы о хлебе, здоровье, тепле…
Эпос, разделяющийся на исторический, героический и бытовой; борьба последнего болгарского царя Ивана Шишмана против турок: составляющая ядро исторического эпоса; гайдуки, как персонажи героической его части…
Фантастические легенды, созданные богомилами: по форме и содержанию напоминающие апокрифы.
Сияет подвиг Солунских братьев: из массы графических начертаний, возможных и доступных человеку, из хрустальных пространств геометрических форм находить соответствие звуку – как постичь сие теперь, когда буквицы настолько родные, что и не думаешь о них?
Как рождался Аз – именно в таком – с заострённым кверху сужением и с перемычной посередке – виде?
Как радовались Солунские братья, добывая новое начертание, не думая, что совершают подвиг, но – творя заурядную для себя, келейную работу?
Праздник мысли представлял ясность речи, созидая порядок драгоценной азбуки через космические тайники смыслов: Аз буки ведаю глаголю добро есть жизнь…
Добро – корень бытия, мощный и незыблемый, забытый ныне, но оттого не ослабевший.
Ленты жизни – той, которая должна бы была быть, перевивают великолепную азбуку.
И гипотетическая радость Кирилла и Медофия – радость-радуга, полноцветье сияния – была такой малостью перед бездной открывавшейся мудрости: простой, так и не понятой…
Возвышается «Супрасльский сборник»! Как прекрасна архаическая словесная вязь, великолепные смысловые орнаменты, таящие в себе столько неугасимых свечей духа!
Туретчина сковывает возможности развития литературы: словно засыпает творческий дух народа: до лучших времён; и – они настают.
Из Святогорского монастыря – как волшебная птица – вылетает «Славяно-болгарская история о народах и царях болгарских» Паисия Хилендарского: и перья птицы падают в души лучших представителей народа, дабы солнечно озарились они…
Христо Ботев – как символ борьбы и творчества: огонь первый яростно бушует во втором: и горстка стихотворений, оставленная героем, воспринимается суммами алмазов, словесными шедеврами…
Разнообразный Петко Славейков, совмещавший метафизические розы и лирическое натяжение парусов; Любен Каравелов, сводящий к единству интенсивность незаурядного литературного делания с социальностью, активным вторжением в жизнь; монументальный Вазов, чья проза жёсткою правдой о мире не подвержена ветшанию, также, как и поэзия…
Литературные сады болгарского слова поднимаются ярко и весомо, и различные растения, испускающие духовный и эстетический свет, произрастают в них.
Историческая повесть Загорчинова «Легенда о Святой Софии», получает широкую известность, просвечивая современностью сквозь суммы исторических коллизий.
Димитр Димов, чей антифашистский пафос равен художественной цельности и крупной выразительности прозаических форм; и нежная Э. Багряну, чьи палевые разводы точно занимают цвета и цветов у закатов; неистово рвущийся, не узнавший покоя Вапцаров, так ощущавший свободу, как необходимость хлеба; и – столь популярный некогда Б. Райнов, выстраивающий повествования столь же занимательно, сколь и интенсивно наполняющий их размышлениями о жизни…
Богатство имён!
Разнообразие ракурсов, с которых рассматривается мир…
Густота истории Болгарии плотно отражена в истории её литературы, и те века, в которые национальная душа как бы находилась в состояние анабиоза, точно отзовутся ещё неведомым замечательным творчеством лучших представителей болгарского народа…



Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Александр Балтин
: Русский взгляд на историю болгарской литературы. Эссе.
Этот взгляд не только "русский". Дружеский, нежный, влюблённый.
11.10.20
<table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/baltin>Александр Балтин</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/79150>Русский взгляд на историю болгарской литературы</a>. Эссе.<br> <font color=gray>Этот взгляд не только "русский". Дружеский, нежный, влюблённый.<br><small>11.10.20</small></font></td></tr></table>


А здесь можно оставить свои впечатления о произведении
«Александр Балтин: Русский взгляд на историю болгарской литературы»:

растянуть окно комментария

ЛОГИН
ПАРОЛЬ
Авторизоваться!





СООБЩИТЬ О ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ


Регистрация

Восстановление пароля

Поиск по сайту




Журнал основан
10 октября 2000 года.
Главный редактор -
Елена Мокрушина.

© Идея и разработка:
Алексей Караковский &
студия "WEB-техника".

© Программирование:
Алексей Караковский,
Виталий Николенко,
Артём Мочалов "ТоМ".

© Графика:
Мария Епифанова, 2009.

© Логотип:
Алексей Караковский &
Томоо Каваи, 2000.

hp"); ?>