п»ї Точка . Зрения - Lito.ru. Александр Балтин: Русский взгляд на историю болгарской литературы (Эссе).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Регистрация | Правила | Help | Поиск | Ссылки
Редакция | Авторы | Тексты | Новости | Премия | Издательство
Игры | «Первый шаг» | Обсуждение | Блоги | Френд-лента


сделать стартовой | в закладки | вебмастерам: как окупить сайт
  • Проголосовать за нас в сети IMHONET (требуется регистрация)



































  • Статьи **











    Внимание! На кону - издание книги!

    Александр Балтин: Русский взгляд на историю болгарской литературы.

    Этот взгляд не только "русский". Дружеский, нежный, влюблённый.

    Редактор отдела поэзии, 
    Борис Суслович

    Александр Балтин

    Русский взгляд на историю болгарской литературы

    Традиция, восходящая к 886 году: к Преславной книжной школе, к первой славянской книжной школе в мире, созданной Наумом – одним из учеников Кирилла и Мефодия – в Плиске, тогдашней столице.
    …труды Наума Охридского, чью жизнь не представить в деталях и подробностях; создание литературной школы; возможное авторство первоначальной версии «Сказания об Андрее Первозванном».
    Сладко поют буквицы, собираясь в слова; глядит с иконы аскетичное лицо святого Наума: знавшего такие поля сияний запредельности, какие и не вообразить…
    …народная лирика, отличающаяся нежностью, проникновенностью, задушевностью мелодий; обрядовые песни, связанные в религией древних болгар, проникнутые утилитарным, наивно-прагматичным духом: в сущности, молитвы о хлебе, здоровье, тепле…
    Эпос, разделяющийся на исторический, героический и бытовой; борьба последнего болгарского царя Ивана Шишмана против турок: составляющая ядро исторического эпоса; гайдуки, как персонажи героической его части…
    Фантастические легенды, созданные богомилами: по форме и содержанию напоминающие апокрифы.
    Сияет подвиг Солунских братьев: из массы графических начертаний, возможных и доступных человеку, из хрустальных пространств геометрических форм находить соответствие звуку – как постичь сие теперь, когда буквицы настолько родные, что и не думаешь о них?
    Как рождался Аз – именно в таком – с заострённым кверху сужением и с перемычной посередке – виде?
    Как радовались Солунские братья, добывая новое начертание, не думая, что совершают подвиг, но – творя заурядную для себя, келейную работу?
    Праздник мысли представлял ясность речи, созидая порядок драгоценной азбуки через космические тайники смыслов: Аз буки ведаю глаголю добро есть жизнь…
    Добро – корень бытия, мощный и незыблемый, забытый ныне, но оттого не ослабевший.
    Ленты жизни – той, которая должна бы была быть, перевивают великолепную азбуку.
    И гипотетическая радость Кирилла и Медофия – радость-радуга, полноцветье сияния – была такой малостью перед бездной открывавшейся мудрости: простой, так и не понятой…
    Возвышается «Супрасльский сборник»! Как прекрасна архаическая словесная вязь, великолепные смысловые орнаменты, таящие в себе столько неугасимых свечей духа!
    Туретчина сковывает возможности развития литературы: словно засыпает творческий дух народа: до лучших времён; и – они настают.
    Из Святогорского монастыря – как волшебная птица – вылетает «Славяно-болгарская история о народах и царях болгарских» Паисия Хилендарского: и перья птицы падают в души лучших представителей народа, дабы солнечно озарились они…
    Христо Ботев – как символ борьбы и творчества: огонь первый яростно бушует во втором: и горстка стихотворений, оставленная героем, воспринимается суммами алмазов, словесными шедеврами…
    Разнообразный Петко Славейков, совмещавший метафизические розы и лирическое натяжение парусов; Любен Каравелов, сводящий к единству интенсивность незаурядного литературного делания с социальностью, активным вторжением в жизнь; монументальный Вазов, чья проза жёсткою правдой о мире не подвержена ветшанию, также, как и поэзия…
    Литературные сады болгарского слова поднимаются ярко и весомо, и различные растения, испускающие духовный и эстетический свет, произрастают в них.
    Историческая повесть Загорчинова «Легенда о Святой Софии», получает широкую известность, просвечивая современностью сквозь суммы исторических коллизий.
    Димитр Димов, чей антифашистский пафос равен художественной цельности и крупной выразительности прозаических форм; и нежная Э. Багряну, чьи палевые разводы точно занимают цвета и цветов у закатов; неистово рвущийся, не узнавший покоя Вапцаров, так ощущавший свободу, как необходимость хлеба; и – столь популярный некогда Б. Райнов, выстраивающий повествования столь же занимательно, сколь и интенсивно наполняющий их размышлениями о жизни…
    Богатство имён!
    Разнообразие ракурсов, с которых рассматривается мир…
    Густота истории Болгарии плотно отражена в истории её литературы, и те века, в которые национальная душа как бы находилась в состояние анабиоза, точно отзовутся ещё неведомым замечательным творчеством лучших представителей болгарского народа…



    Код для вставки анонса в Ваш блог

    Точка Зрения - Lito.Ru
    Александр Балтин
    : Русский взгляд на историю болгарской литературы. Эссе.
    Этот взгляд не только "русский". Дружеский, нежный, влюблённый.
    11.10.20
    <table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/baltin>Александр Балтин</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/79150>Русский взгляд на историю болгарской литературы</a>. Эссе.<br> <font color=gray>Этот взгляд не только "русский". Дружеский, нежный, влюблённый.<br><small>11.10.20</small></font></td></tr></table>


    А здесь можно оставить свои впечатления о произведении
    «Александр Балтин: Русский взгляд на историю болгарской литературы»:

    растянуть окно комментария

    ЛОГИН
    ПАРОЛЬ
    Авторизоваться!







    СООБЩИТЬ О ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ


    Регистрация

    Восстановление пароля

    Поиск по сайту




    Журнал основан
    10 октября 2000 года.
    Главный редактор -
    Елена Мокрушина.

    © Идея и разработка:
    Алексей Караковский &
    студия "WEB-техника".

    © Программирование:
    Алексей Караковский,
    Виталий Николенко,
    Артём Мочалов "ТоМ".

    © Графика:
    Мария Епифанова, 2009.

    © Логотип:
    Алексей Караковский &
    Томоо Каваи, 2000.





    hp"); ?>