п»ї Точка . Зрения - Lito.ru. Александр Балтин: Гармония И. Гончарова (Эссе).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Регистрация | Правила | Help | Поиск | Ссылки
Редакция | Авторы | Тексты | Новости | Премия | Издательство
Игры | «Первый шаг» | Обсуждение | Блоги | Френд-лента


сделать стартовой | в закладки | вебмастерам: как окупить сайт
  • Проголосовать за нас в сети IMHONET (требуется регистрация)



































  • Статьи **











    Внимание! На кону - издание книги!

    Александр Балтин: Гармония И. Гончарова.

    "Но ведь действительно – Обломовы хорош.
    Невозможно представить его, совершающим подлый поступок.
    Разве не замечательно?
    Однако, жизнь, тяготеющая к тотальному сну, не выразит себя никакими свершениями.
    …но возвышается монументально роман, и плывёт «Фрегат «Паллада», и цветут образы «Обрыва», и в метафизические небеса встроенный суммарно свод И. Гончарова не меркнет…" Конечно, замечательно!

    Редактор отдела поэзии, 
    Борис Суслович

    Александр Балтин

    Гармония И. Гончарова

    1
    Райский уже фамилией своей наводит на определённые ощущения…
    Учёба в университете и недолгая армейская служба заканчиваются вольным существованием в недрах золотой молодёжи: с музицированием, сочинением романа о жизни.
    Жизнь выльется из разных источников, заполняя русла романа: не того, который пишет Райский, но того, что сочиняет Гончаров.
    …вечно молодое вдохновение и жизненная усталость, сквозящие в глазах Райского; сильно сделанный Волохов, точно вторгающийся в жизнь из бунта; чудная бабушка…
    Люди, наполненные соком жизни: вернее – её разнообразными соками; и неторопливое письмо Гончарова, достигающее апогея в самом знаменитом его романе…
    Илья Ильич не хочет вставать – а зачем?
    Дрёма течёт так сладко, всё окутано ею…
    Кажется Штольц написан искусственно, а естественность жизни – это и есть Обломов, Илья Ильич, никому не делавший зла, сам добрый, тёплый, большое дитя.
    Так жить нельзя?
    Но Обломов задумывается, зачем он помнит, что в каком-то древнем году один царь разбил другого, а зачем живёт – не знает…
    В Обломове отсутствует созидательная стихия: включить бы её, и…
    Но никакого «и» – не последовало; однако, кажется, почему-то, что многие черты Обломова Гончарова списывал с себя…
    Один из центральных персонажей глобального русского эпоса со множеством голосов, Обломов давно живёт среди нас, призывая к доброте и парализуя ленью, показывая абсурдность многих сует, и отрицая собою избыточность не нужных действий…

    2
    Область Обломова - сладкое, сонное, сытое…
    Нечто вертится, варится, но только в сознанье Обломова; в жизни же – главное не вставать, пригревшись в тепле постели, приняв лежание альфой бытия…
    Бездействие, как не-совершение греха – нечто восточное, самопогружённое, созерцательное непроизвольно прочитывается в обломовских безднах.
    Свистящая, непоседливая сила Штольца, как противоположность – но она, будто искусственна, дана, как умозрительный противовес, а настоящее – это барское, царское, спокойное время Обломова.
    Вероятно, сам Гончаров имел в характере многое, от построенного им глобального образа; чувствуется, как писатель растекался сладостно страницами, создавая обломовский миф; а потом являлась необходимость живописать Штольца, и – собирался с силами, выгранивал резкое, деловое.
    Обломов добр.
    Обломов мягок.
    Он нерешителен в такой же степени, в которой сон не сможет подвинуть явь, где необходимо действовать.
    Двойственность всего отражена образом великолепно: действуя, обретаешь потери, в бездействии теряешь возможность обретения дальнейшего.
    Сонное, сладкое, сытое…
    Обломов не сделает зла.
    Он не построит жизнь – просто проплывёт её на нежных волнах вечной неги.
    Сгустки очень русского впечатаны в лежание Ильи Ильича, в его век, тянущийся медленно, будто часы отменены…
    Замечательный «Обрыв», славная «Обыкновенная история», актуальная и сегодня: сколько иллюзий придётся потерять каждому, вклиниваясь в жизнь, изучая её собою; но Обломов высится шедевром своеобразия русскости – одной из ипостасей оной – которую не отменить.
    3
    «Фрегат «Паллада» движется по водам времени на парусах правды, и движение это, давшее немало стольким поколениям читателей, связано с недрами душ даже больше, нежели с географией.
    Гончаров пишет плавно, постепенно, внимательно фиксируя множественные детали мира; он увлекает в речь, как был вовлечён в путешествие, и его пышное наполнение богато изливалось на хорошо проветренные и чисто освещённые страницы.
    Путешествие!
    Сколько смыслового зерно сконцентрировано в этом слове! Сколько надежды и счастья…
    Оно совмещает романтизм и реализм – а ни без того, ни без другого жизнь не обойдётся.
    И то, и другое щедро подарено фрегатом, названным в честь богини мудрости.
    И мудрость вложена уже в саму повествовательную манеру Гончарова.
    Мудрость, богатство красок, тонкость оттенков.
    И плывёт, и плывёт фрегат, множа читательскую радость.

    4
    Атомы «Обыкновенной истории» слишком привычны и в наше время – уровень романтического мировосприятия быстро разобьётся о прагматизм.
    Давящий прагматизм мира!
    Как он работает, видоизменяя человеческую душу, мощно показано Гончаровым: ибо современность – в определённом смысле – царит всегда.
    Главная область гончаровского континента, конечно, обломовская.
    Пресловутый Илья Ильич!
    Добрый, умный, сонный; яро противостоящий ему Штольц: тоже прагматизм, но в гуманистической упаковке.
    Обломов написан роскошно – с обилием сочных деталей, даже с соком еды, текущим с иных страниц.
    Странная ассоциация: Обломов – и не-деяние буддизма, как стремление к чистоте.
    Очевидно, что Гончаров, живописуя очень характерный русский типаж, не вкладывал такого значения.
    Но ведь действительно – Обломовы хорош.
    Невозможно представить его, совершающим подлый поступок.
    Разве не замечательно?
    Однако, жизнь, тяготеющая к тотальному сну, не выразит себя никакими свершениями.
    …но возвышается монументально роман, и плывёт «Фрегат «Паллада», и цветут образы «Обрыва», и в метафизические небеса встроенный суммарно свод И. Гончарова не меркнет…


    Код для вставки анонса в Ваш блог

    Точка Зрения - Lito.Ru
    Александр Балтин
    : Гармония И. Гончарова. Эссе.
    "Но ведь действительно – Обломовы хорош. Невозможно представить его, совершающим подлый поступок. Разве не замечательно?" Конечно, замечательно!
    17.10.20
    <table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/baltin>Александр Балтин</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/79169>Гармония И. Гончарова</a>. Эссе.<br> <font color=gray>"Но ведь действительно – Обломовы хорош. Невозможно представить его, совершающим подлый поступок. Разве не замечательно?" Конечно, замечательно!<br><small>17.10.20</small></font></td></tr></table>


    А здесь можно оставить свои впечатления о произведении
    «Александр Балтин: Гармония И. Гончарова»:

    растянуть окно комментария

    ЛОГИН
    ПАРОЛЬ
    Авторизоваться!







    СООБЩИТЬ О ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ


    Регистрация

    Восстановление пароля

    Поиск по сайту




    Журнал основан
    10 октября 2000 года.
    Главный редактор -
    Елена Мокрушина.

    © Идея и разработка:
    Алексей Караковский &
    студия "WEB-техника".

    © Программирование:
    Алексей Караковский,
    Виталий Николенко,
    Артём Мочалов "ТоМ".

    © Графика:
    Мария Епифанова, 2009.

    © Логотип:
    Алексей Караковский &
    Томоо Каваи, 2000.





    hp"); ?>