п»ї Точка . Зрения - Lito.ru. Александр Балтин: Высоты и битвы Леонида Бородина (Эссе).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Регистрация | Правила | Help | Поиск | Ссылки
Редакция | Авторы | Тексты | Новости | Премия | Издательство
Игры | «Первый шаг» | Обсуждение | Блоги | Френд-лента


сделать стартовой | в закладки | вебмастерам: как окупить сайт
  • Проголосовать за нас в сети IMHONET (требуется регистрация)



































  • Статьи **











    Внимание! На кону - издание книги!

    Александр Балтин: Высоты и битвы Леонида Бородина.

    Какой писатель! Сразу захотелось познакомиться поближе.

    Редактор отдела поэзии, 
    Борис Суслович

    Александр Балтин

    Высоты и битвы Леонида Бородина

    ВЫСОТЫ И БИТВЫ ЛЕОНИДА БОРОДИНА
    Эпосом веет от «Третьей правды» Л. Бородина; хотя повесть скорее камерная; но… нечто, овевающее её, мерцает величием силы – и любви: к космосу края родного, и людям, живущим там; характеры Ивана Рябинина и Андриана Селиванова даны именно с размахом, врывающимся в равнодушные недра вечности, дабы не могли они никак влиять на силу говоримого…
    Бородин, формулируя своё кредо – в том числе, вероятно, и писательское – говорил: Как это желательно - видеть линию своей судьбы штрихом на плане судьбы народной.
    И, выстраданное и выношенное, зрелое, как роскошная пшеница, суждение писателя настояно на мудрости и высотах, которые смогла одолеть душа.
    Сочные воспоминания из детства Бородин превращает в сказку, интересно варьируя элементы фольклора, и книга, наименованная «Год чуда и печали» раскрывается суммой прекрасных лепестков-эпизодов в действительность.
    Серебряная тень Бажова мерцает над лестницей страниц.
    …папа и мама, друзья и одноклассники, и – ярко выдуманный князь Байколла, его дочери Нгара и Ри, братья Марит и Нессей…
    Туго сверкают могучими телами величественные реки, дивно ткётся легенда, предложенная писателем.
    Утренние походы на рыбалку, неповторимое искусство, какое нужно продемонстрировать при ловле хариуса, впечатления от сбора кедровых шишек: всё согрето светом любви, и теневое, негативное отступает, скукоживаясь от стыда за себя.
    Круто лепилась судьба Л. Бородина: в 1967 году арестованный по делу организации «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа», был приговорён к шести годам политлагерей строгого режима.
    Именно в заключение Л. Бородин начинает писать стихи, и становится самобытным, ярким и сильным, поэтом.
    Проза приходит потом.
    …благородная ярость, бушевавшая в стихах Бородина, выплёскивалась снежно и ветрено:

    Я завтра кончаю с этим!
    Я завтра иду в побег!
    Да будь посильнее, ветер!
    Да будь посильнее, снег!

    Мне завтра всего дороже
    Метель да сосняк в бреду!
    Но даже по свежей пороше
    Я все равно уйду!

    Продутые онтологическим ветром строки звенели истинной жаждой свободы, и идеи христианизации политической – да и вообще жизни – в стране – точно вспыхивали порою внутри строк.
    Надежда сочетается с молитвой, и, помноженные друг на друга, звенят они великолепной, поэтической уверенностью:

    Наступит день...
    пусть будет он не сразу...
    Я с этим днем все думы примирил!
    В наш мир придет Алеша Карамазов!
    Его нам русский гений подарил!

    Придет как совесть новых поколений,
    Как искупленье —
    молодая Русь!
    И вместе с ним я встану на колени
    И за отцов и дедов помолюсь!

    Был и второй арест: подтверждающий стержневую силу Бородина, не умевшего сдаваться, желавшего идти до конца: пусть даже не будет победным.
    Книгу «Без выбора. Автобиографическая повесть» стоит рассматривать, как веху осмысления определённого периода российской истории.
    Книга сделана жёстко и сухо, порою напоминает отчёт о былом, из которого извечно растёт настоящее…
    Бородин сочетал христианское чувство и патриотическое мировосприятие, он мыслил, как государственный муж – с поправкой на уважение к свободе и чувствам всех – которое обычно напрочь отсутствует у власть имущих.
    Леонид Бородин был из тех людей, в психический, душевный состав которых включено больше алмазного, чем низового; и писательский его дар, щедро реализовавшийся в реальности, оставил столько значительного, что переоценить сложно…

    ОБРЕЧЁННОСТЬ В КНИГАХ Л. БОРОДИНА
    Учитывая чрезмерно биографии Леонида Бородина, её ярость, яркость и мужество от прозы его стоит ожидать стальных, мускульных ритмов – и напряжения, направленного на преобразование действительности, как стремился к этому Бородин, как борец, как человек с больной совестью, считающий равнодушие пороком.
    Что ж, такова и была его проза: никакого жира – ни в смысле стилистики, ни в плане строения сюжета; это проза духовного атлета, и – вместе хроникёра времени.
    Материал жизни, который пришлось узнать Бородину, того покроя, что узнаётся совсем не многими, потому и конфликты в недрах его романов, тяжелы, как свинец.
    Понимание справедливости зависит от многого, в том числе от внутреннего ощущения своей правоты; молодые люди, ведущие игру посерьёзнее, чем Риварес, обладающие своеобразной душевной грацией и элегантностью, практически обречены, но чувство правоты, переданное через ощущение справедливости, не может обмануть, но – хоть на чуть осветлить выпавшую им реальность.
    А обречённость может рассматриваться, как вариант победы…


    ЛЕОНИД БОРОДИН, КАК ПОЭТ
    Леонид Бородин, получивший известность прежде всего, как прозаик и диссидент, был ещё и замечательным поэтом – с виртуозной огранкой строки, тонкой нюансировкой психологических переживаний, и собственным, узнаваемым в поэзии голосом.
    Трагические изломы сущностного, основного в человеке блестят белой солью в стихах Бородина:
    Верую, Господи, в то,
    что Ты есть!
    Верю в святую
    запутанность быта!
    Кубы и грани сознания, или – нечто, закрученное очень туго, вихреобразно в составе человеческой психики, чётко фиксируется Бородиным – на том уровне трагизма и с той долей искренности, на какую не каждый бы решился:
    Но да подскажет ангел мой
    мне путь единственно прямой
    туда,
    на родину,
    домой
    из пекла…
    Здесь поэт имеет в виду иную Родину: мерцающую небом, его слоями, неизвестную, желанную – её осознание и предчувствие.
    Интенсивность внутреннего мира, горения и переживаний, оборачиваются перенасыщенностью стиха, столь же фактурного, сколь и глубокого:

    Жизнь пошла нелепая, странная, глухая.
    Право слово, хочется слезою изойти!
    «Пригородный поезд до станции Лихая
    Будет отправляться от третьего пути».

    Зависть и отчаянье, ненависть и ярость
    Божий мир завесили плёнкою слюды.
    Двинулось! Поехало! И в окнах закачались
    Фонари весёлые и белые сады.

    Совмещаются пласты возвышенного и земного, и пригородный поезд, отправляющийся с третьего пути, наползает на зависть и отчаяние…
    А в фонарях весёлых и белых садах льётся та гармония, что призвана осветлить действительность хоть немного – через поэзию.
    Такую, как поэзия Леонида Бородина.




    Код для вставки анонса в Ваш блог

    Точка Зрения - Lito.Ru
    Александр Балтин
    : Высоты и битвы Леонида Бородина. Эссе.
    Какой писатель! Сразу захотелось познакомиться поближе.
    25.10.20
    <table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/baltin>Александр Балтин</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/79183>Высоты и битвы Леонида Бородина</a>. Эссе.<br> <font color=gray>Какой писатель! Сразу захотелось познакомиться поближе.<br><small>25.10.20</small></font></td></tr></table>


    А здесь можно оставить свои впечатления о произведении
    «Александр Балтин: Высоты и битвы Леонида Бородина»:

    растянуть окно комментария

    ЛОГИН
    ПАРОЛЬ
    Авторизоваться!







    СООБЩИТЬ О ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ


    Регистрация

    Восстановление пароля

    Поиск по сайту




    Журнал основан
    10 октября 2000 года.
    Главный редактор -
    Елена Мокрушина.

    © Идея и разработка:
    Алексей Караковский &
    студия "WEB-техника".

    © Программирование:
    Алексей Караковский,
    Виталий Николенко,
    Артём Мочалов "ТоМ".

    © Графика:
    Мария Епифанова, 2009.

    © Логотип:
    Алексей Караковский &
    Томоо Каваи, 2000.





    hp"); ?>