п»ї Точка . Зрения - Lito.ru. Александр Балтин: Эти удивительные животные (Эссе).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Регистрация | Правила | Help | Поиск | Ссылки
Редакция | Авторы | Тексты | Новости | Премия | Издательство
Игры | «Первый шаг» | Обсуждение | Блоги | Френд-лента


сделать стартовой | в закладки | вебмастерам: как окупить сайт
  • Проголосовать за нас в сети IMHONET (требуется регистрация)



































  • Статьи **











    Внимание! На кону - издание книги!

    Александр Балтин: Эти удивительные животные.

    Тема кажется неисчерпаемой. Ещё Джим Есенина, ставший почти соавтором потрясающего стихотворения. Лошадь Маяковского. Остановлюсь.

    Редактор отдела поэзии, 
    Борис Суслович

    Александр Балтин

    Эти удивительные животные

    1
    Мир и лес: лес, увиденный глазами Тэдди: циркового медведя, волей случая оказавшегося в нём уже большим зверем, не ждавшим таких изменений, постигающим лесную дебрь и гущь собственным поздним опытом.
    И мир показан так, будто Казаков сам мог воплотиться – на час, на век – в медведя: услышать все запахи, как он, постигнуть мельчайшие оттенки цвета высотою звериных ощущений…
    Много животных проходит по полям литературы, но запоминаются немногие…
    В несколько страниц укладывается жизнь лисицы из «Скутаревского» Л. Леонова, но страницы уже не выветрить из памяти: как ей, голодной, не отказаться от мечты о жаркой плоти вожделенного петуха.
    И другая лисица – бегущая вдоль железнодорожного полотна, мышкующая, открывающая роман Айтматова «Буранный полустанок» врезается в память с алмазной остротою…
    Верблюд из этого же романа…
    Является ли персонажем Муму?
    Тут собачка – как функция: через неё выявлен конфликт, из которого вырастает трагедия; а вот отношения Вронского с лошадью Фру-Фру, точно делают последнюю кратким персонажем одного из тотальных романов Толстого.
    Белолобый – трогательный и нежный – лизнувший в нос старую волчицу, спасшийся от смерти…
    Чехов, видящий животных, также, как людей: кто забудет Каштанку?
    …неразрывно, мильоном нитей, чьё значение до конца не изучено, люди связаны с животными; естественное появление их в литературе вызвано этими мильонами: золотящимися, совсем чёрными, светлыми…
    …бой медведя и лося с огромными ветвистыми лопастями рогов описан в «Тэдди», как нечто античное: столь не подходящее дремучести русской леса; бой неистовый, с курящимися боками лося, с хлещущей и брызгающей кровью…
    Потом будет сон медведя – с долгими приготовлениями…
    …а бывает крошечная закорючка упоминания, выпукло дающая существование малых существ: так, например, в рассказе Набокова «Памяти Л. И. Шигаева» упоминаемые питомицы героя – три маленькие черепашки – запоминаются резкостью кадра.
    Пробежит Белый Бим, всё лучше и лучше узнающий породу людей…
    Тема не имеет конца…

    2
    Масляная живопись словес, предлагаемая Ильёй Сельвинским, даёт (не говоря обо всём прочем) портрет тигра с такой мощью, что зримость образа превосходит картины, привычно вешаемые на стены:

    Обдымленный, но избежавший казни,
    Дыша боками, вышел из тайги.
    Зеленой гривой он повел шаги,
    Заиндевевший. Жесткий. Медно-красный.
    Угрюмо горбясь, огибает падь,
    Всем телом западая меж лопаток,
    Взлетает без разбега на распадок
    И в чащу возвращается опять.

    Тигр – дух, тигр, вышедший из легенды, зверь, сконцентрировавший в себе столько человеческого представления о красоте, воле и власти, что любые дополнительные краски не будут лишними.
    Впрочем, хватает и тех, что легли на полотно.
    Александр Оленич-Гнененко не получил широкой известности, оставшись скорее первым переводчиком «Алисы в стране чудес», тем не менее среди замечательных стихов, оставленных им, были некоторые, связанные с бесконечным миром животных:

    Уходит дикая коза
    Пастись в дубовые леса.
    Как быть? Козленок мал,
    И с ней ему нельзя идти:
    Лисица встретит на пути —
    И он тогда пропал.
    И говорит козленку мать:—
    Ты должен тихо здесь дремать,
    Запрятавшись в траву.
    Лисиц не бойся и котов,
    Ответить свистом будь готов,
    Когда я позову.

    Великолепная нежность, вписанная во взаимоотношение матери и дитяти, нежность, взятая от искр человеческого бытования, превращает картинку в кусочек жизненной плазмы, изъятый из бытия с мерой и мощью, вызывающими неодолимое чувство подлинности…
    И снова клубятся стихи Сельвинского: в «Охоте на тигра» не животное уже - божество:

    Порой остановится, взглянет грустно,
    Раздраженно дернет хвостом,
    И снова его невесомая грузность
    Движется сопками в небе пустом.
    Рябясь от ветра, ленивый, как знамя,
    Он медленно шел на сближение с нами.

    Великолепие метафор, точность переданного движения, согласованность строк, словно дающая варианты перебора массивных лап!
    Соната сонета не слишком прозвучала по-русски: несмотря на избыток продукции, представленной в оной твёрдой форме, вспоминаются единичные перлы-удачи, вроде «Приморского сонета» Ахматовой.
    Тем не менее, двойной венок Сельвинского «Рысь», дерзко экспериментирующий с твёрдой формой, вроде бы не подлежащей экспериментальным разломам, несомненно, обладает повышенной яркостью: и, учитывая какими красками загорается лес, и то, как блестят, скорее мерцают загадочно, глаза рыси.
    Цитировать можно без конца – и качество стиха завораживает, и зверь, данный персонажем, в не меньшей степени.
    А вот «Слонёнок» Гумилёва: витое и нежное стихотворение о человеческих взаимоотношениях, использующее зверя, как своеобразный символ:

    Моя любовь к тебе сейчас - слоненок,
    Родившийся в Берлине иль Париже
    И топающий ватными ступнями
    По комнатам хозяина зверинца.

    «Пантера» Рильке, упруго меряющая клетку в тяжёлом танце жажды свободы, тоже становится вариантом русского зверя – ибо существует примерно в ста вариантах перевода на наш язык…
    О! животные очень активно поделились своими жизнями с поэзией: они предложили себя в качестве замечательных аллегорий басен Крылова, и вошли реальными, такими, какими являются в жизни, во многие и многие прекрасные русские стихи.

    Код для вставки анонса в Ваш блог

    Точка Зрения - Lito.Ru
    Александр Балтин
    : Эти удивительные животные. Эссе.
    Тема кажется неисчерпаемой. Ещё Джим Есенина, ставший почти соавтором потрясающего стихотворения. Лошадь Маяковского. Остановлюсь.
    27.10.20
    <table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/baltin>Александр Балтин</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/79186>Эти удивительные животные</a>. Эссе.<br> <font color=gray>Тема кажется неисчерпаемой. Ещё Джим Есенина, ставший почти соавтором потрясающего стихотворения. Лошадь Маяковского. Остановлюсь.<br><small>27.10.20</small></font></td></tr></table>


    А здесь можно оставить свои впечатления о произведении
    «Александр Балтин: Эти удивительные животные»:

    растянуть окно комментария

    ЛОГИН
    ПАРОЛЬ
    Авторизоваться!







    СООБЩИТЬ О ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ


    Регистрация

    Восстановление пароля

    Поиск по сайту




    Журнал основан
    10 октября 2000 года.
    Главный редактор -
    Елена Мокрушина.

    © Идея и разработка:
    Алексей Караковский &
    студия "WEB-техника".

    © Программирование:
    Алексей Караковский,
    Виталий Николенко,
    Артём Мочалов "ТоМ".

    © Графика:
    Мария Епифанова, 2009.

    © Логотип:
    Алексей Караковский &
    Томоо Каваи, 2000.





    hp"); ?>