п»ї Точка . Зрения - Lito.ru. Александр Балтин: Линии Леонида Андреева (Эссе).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Регистрация | Правила | Help | Поиск | Ссылки
Редакция | Авторы | Тексты | Новости | Премия | Издательство
Игры | «Первый шаг» | Обсуждение | Блоги | Френд-лента


сделать стартовой | в закладки | вебмастерам: как окупить сайт
  • Проголосовать за нас в сети IMHONET (требуется регистрация)



































  • Статьи **











    Внимание! На кону - издание книги!

    Александр Балтин: Линии Леонида Андреева.

    Спасибо за Леонида Андреева!

    Редактор отдела поэзии, 
    Борис Суслович

    Александр Балтин

    Линии Леонида Андреева

    1
    Сельский священник, сын священника, женатый, имеющий двух детей…
    Жена его, после гибели сына в реке, начинает пить: ей не пережить утрату, молитвы не помогают, жизнь идёт косо…
    …и рождающийся через четыре года сын, оказывается идиотом; сан решивший снять с себя Василий, устанавливает таким образом относительный лад и покой в семье; однако, в случившемся пожаре гибнет жена; и Василий принимает решение остаться священником, жить с идиотом; однако, когда по слову его труп отпеваемого крестьянина не встаёт, Василий выбегает из церкви, и…
    Очень русское…
    Невероятно смешанное: истовость веры, нелепость оной, страшный пожар, чудовищная гибель жены…
    Леонид Андреев был популярнее Бунина и Куприна, и повесть его «Жизнь Василия Фивейского» пламенела дикими розами правды и прозрений.
    В чём же прозрения?
    В том, что только на Руси могут так верить и так отчаиваться, в крайности впадая, теряя себя…
    Только же на Руси прозвучат «Баргамот и Гараська» - тонко выписанная, взятая из густоты натуры картинка, каких много было раскидано по томам Андреева, выходившим часто-часто…
    Он был ярок и красив.
    Он был обаятелен и умен.
    «Иуда Искариот» врывался в действительность кривобоко и рыжеволосо, пламенея необычностью увиденного: словно должен был предать, иначе бы Христос не состоялся: не узнали бы о нём…
    …Анатэма, взывающий к силам тьмы, видящий вдруг женщину в окровавленных и разорванных одеждах, ищущую Давида, радующего людей…
    Символика пьесы довольно проста, и сегодня не будет восприниматься ярко: разве, что необычность исполнения роли Михаилом Чеховым – с потрясающим гримом – припомнить.
    Хотя пьесы Андреева были популярны не менее прозы; так, вполне бытовая «Анфиса» (нечто ибсеновское слышится, вибрирует на заднем плане) пронизана таким внутренним накалом, что, кажется, искры из разорванных проводов чувств брызнут, полетят в зал…
    Едва ли сегодня кто-то одолеет до конца «Сашку Жегулёва»: скучноватое повествование о благородном разбойнике будет сейчас восприниматься, как нечто, подвешенное в безвоздушном пространстве, ходульное, совсем уж условное…
    Но и рассказы и повести Леонида Андреева живут и трепещут, пламенеют и завораживают: вот «Большой шлем», например: где игра взорвётся смертью; вот «Мысль» - с измученным ею Керженцевым внутри, не могущим решить проблемы, вообще решению не подлежащие.
    Андрееву свойственна была попытка прорваться в запредельность, истолковать коренное в жизни, самое главное…
    Может, в большой мере это удалось его сыну: поэту и провидцу, никогда не знавшему отца?

    2
    Роскошь картины: на верхушке колокольни Царь-голод, Смерть и старое Время-Звонарь…
    Пьесы Андреева символичны в достаточной мере: но символика, воспринимавшаяся тогда всерьёз, сейчас, кажется довольно наивной, как и пьесы, наполненные ею.
    Царь-Голод не может обмануть – как никого не обманывает смерть; однако, создаётся впечатление, что цель писателя была создать нечто отстранённо красивое, с дальними мерцаниями, не имеющее отношения к яви, в которой действительной голод слишком свиреп для любых поэтизаций.
    …некто в сером и второй безымянный персонаж, находящиеся на сцене на протяжении всего действия: немудрено: ведь проходит «Жизнь человека».
    Она пройдёт вся, от криков роженицы, в которые вклинивается хихиканье старух, до…возможности встать перед смертью во весь рост, гордо запрокинув седую голову.
    Два полюса определяли театр Андреева – символизм и реальность; тяготение к первому скорее созвучно со временем, со вторым полюсом связывает талант.
    Наиболее живой сейчас кажется «Анфиса» - и сила характера, выписанного крупными мазками, и конфликты, завязанные внутри действа, убеждают и сейчас в огромном даре Андреева-драматурга.

    3
    …её глаза видели только проявления человеческой жестокости: в неё бросали камни и палки, свистели ей вслед…
    Кусака живёт на улице – и вечно живёт в недрах рассказа Л. Андреева.
    …дальше будет ещё хуже: кратковременная ласка людей, к которым привязывается Кусака, и их отъезд, заставляющий выть от безнадёжности…
    Много героев-животных проходит по страницам русской прозы; многие их образы не уступают людским: Каштанка, Белый пудель, Муму…
    Долго можно перечислять.
    Кусака в этом ряду занимает достойное место – в том числе и из-за показа легкомыслия людей, и словно всплывает на заднем плане из другого писателя: Мы в ответе за тех, кого приручили…
    «Рассказ о семи повешенных» возвышается монументально: старый, тучный, одутловатый министр, осознающий, что ночь могла стать его последний, приходящий к тяжёлым выводам о блаженном незнание своего конца, о смерти вообще.
    Зачем разворачивается повествование о разных жизнях: осуждённых.
    Молодые и сильные умрут: они задержаны с адскими машинами, бомбами и револьверами.
    Другие, содержащиеся в камере, слишком отличны от них: каталог людей, человеческих типов перед общим знаменателем – смертью.
    …эстонец Янсон, Таня Ковальчук, казавшаяся матерью заключённым, продолжающим жить…
    Тянутся дни; скорее отупение, чем безнадёжность.
    Тянутся дни страницами произведения, завораживая, бередя мысль, заставляя вновь и вновь думать о смерти.
    Может быть, это была одна из целей Андреева: заставить задуматься о ней?
    Хотя загадку её (в отличие от сына) он не способен разгадать…
    Но крутая лепка людей гипнотизирует: как многое в книгах Андреева: символизм и мера сострадания, жёсткое следование наждачной правде жизни, и стилистическое своеобразие…

    4
    …и чёрная бездна поглотила его…
    Финал рассказа «Бездна» вызвал в печати скандал: немудрено – слишком страшно физиологичным казался оный, больно животно был показан человек…
    Андреев выступал в печати с оправданиями, утверждая, что имел в виду призыв строить жизнь, памятуя о своих корнях; но скандал не стихал; Андреев позже написал рассказ «Антибездна», как бы опровергающий предыдущий…
    …но действительно – бездна черна, она слишком связана с физиологией, которой не противостоять, и с изначальной агрессией-жестокостью, заложенной в людях.
    Говорят – кто-то может преодолеть…
    Возникает «В тумане» - идейное продолжение бездны.
    Нежно влюблённый молодой человек, внутренне обезображен болезнью, решающийся на убийство проститутки…
    Густо сплетены нити: и человеческое слишком страшно: оно часто страшно в книгах Андреева: но ведь и об этом нужно было писать…
    Андреев и писал, вызывая скандалы, будоража читающую публику…


    5
    Крепкая, как соль, простота «Баргамота и Гараськи» - краткого, как формула, рассказа, где каждая фраза даёт характеристику персонажу, уточняя и углубляя общую картину.
    Некогда бушевавшая верх-популярность Леонида Андреева, оправданная словесным мастерством и психологической изощрённостью.
    Увиден ли Христос глазами Иуды? Или внутренним зрением большого писателя?
    Скорее – второй вариант: есть нечто обжигающее в созданном образе Великого Учителя – точно в одном из звеньев цепочки реинкарнаций Андреев (вернее, тот, кем он был тогда) соприкасался со Христом.
    «Жизнь Василия Фивейского», кипящая ярым пламенем словесной плазмы: страшно, сильно; вещее звучание не сглажено никакими иллюзиями.
    «Сашка Жегулёв», некогда популярный роман, сейчас едва ли читается – уж больно дремучей кажется история про благородного разбойника, да и главный персонаж воспринимается весьма ходульно…
    А вот многое из драматического наследия не тускнеет: блещут алмазной гранью реплики; возникают, входя в реальность, герои; страшный Анатэма вновь возникает грозным предвестьем грядущего…
    Но главное, конечно, рассказы и повести; и в повествование о семи повешенных психологическое портретирование наслаивается на сострадание ко всем малым сим – столь вообще свойственное русской литературе…
    …голос Леонида Андреева в которой не ослабел, какие бы ни лютовали вокруг времена, закручивая чёрные вихри денежного перца и подчиняя всех кондовым законам животного эгоизма.




    Код для вставки анонса в Ваш блог

    Точка Зрения - Lito.Ru
    Александр Балтин
    : Линии Леонида Андреева. Эссе.
    Спасибо за Леонида Андреева!
    05.11.20
    <table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/baltin>Александр Балтин</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/79204>Линии Леонида Андреева</a>. Эссе.<br> <font color=gray>Спасибо за Леонида Андреева!<br><small>05.11.20</small></font></td></tr></table>


    А здесь можно оставить свои впечатления о произведении
    «Александр Балтин: Линии Леонида Андреева»:

    растянуть окно комментария

    ЛОГИН
    ПАРОЛЬ
    Авторизоваться!







    СООБЩИТЬ О ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ


    Регистрация

    Восстановление пароля

    Поиск по сайту




    Журнал основан
    10 октября 2000 года.
    Главный редактор -
    Елена Мокрушина.

    © Идея и разработка:
    Алексей Караковский &
    студия "WEB-техника".

    © Программирование:
    Алексей Караковский,
    Виталий Николенко,
    Артём Мочалов "ТоМ".

    © Графика:
    Мария Епифанова, 2009.

    © Логотип:
    Алексей Караковский &
    Томоо Каваи, 2000.





    hp"); ?>