О проекте | Регистрация | Правила | Help | Поиск | Ссылки
Редакция | Авторы | Тексты | Новости | Премия | Издательство
Игры | «Первый шаг» | Обсуждение | Блоги | Френд-лента


сделать стартовой | в закладки





Статьи **




Елена Мокрушина: Ковид, Борменталь и Сотников.

Светлая память замечательному актёру. Елена, спасибо! Пожалуйста, пишите чаще.

Редактор отдела поэзии, 
Борис Суслович

Елена Мокрушина

Ковид, Борменталь и Сотников

Второго декабря 2020 года умер Народный артист России Борис Плотников. Словно бы лёгочная болезнь, косвенно погубившая его первого киногероя Сотникова, настигла артиста через 44 года. Он умер от ковидной пневмонии, говорят – слишком долго тянул, скрывал болезнь, пока не стал задыхаться... Ему было чуть за семьдесят.
Плотникову заслуженно повезло сыграть в двух великих фильмах, снятых с интервалом в 12 лет: «Восхождении» и «Собачьем сердце». Оба основаны на литературе очень высокого уровня, и оба ничуть его не снизили, даже кое-где укрепили. Надо сказать, редкий случай.
«Собачье сердце» я прочла в пятнадцать лет. Зайдя как-то в папину комнату, увидела в его руках что-то странное – толстую папку с листами, покрытыми с двух сторон бледной машинописью. Вторая такая же папка лежала на спинке дивана. Папа часто читал чужие диссертации - как рецензент или руководитель, но это было явно что-то другое.
- Неизданная книга Булгакова, - ответил отец на мой вопросительный взгляд.
В тот год журнал «Москва» впервые напечатал \\\"Мастера и Маргариту\\\", имя Булгакова было на слуху.
- А мне можно?
- Ну ладно, бери начало, - отец нехотя кивнул на вторую папку, - но тебе вряд ли понравится. Только быстро – послезавтра я отдаю. И не болтай об этом. Особенно в школе, поняла?
Я всё поняла. Прочла с удовольствием и с приятным ощущением чего-то запретного.
А фильм мы смотрели весело.
Впервые его показали летом. Тогда в нашем глухом садоводстве на севере Псковщины телевизоры были далеко не у всех, да мы и не особо стремились его заиметь: на даче и других дел полно. Но старший сын, очень рано увлекшийся радиотехникой, в десять лет ухитрился собрать один работающий телевизор из двух неработающих, зачем-то валявшихся на чердаке; на следующий год они с ребятами приволокли здоровенную лесину, и сын увенчал её антенной из проволоки. С тех пор в большой комнате наверху собиралась компания из соседских ребят и некоторых взрослых, смотрели самые интересные передачи, а двенадцатилетний телемастер всё время что-то подкручивал. Так запомнилось и «Собачье сердце»: ребята сидят на полу и матрасах, соседи-взрослые - на потёртых дачных стульях, где-то пристроился и младший – двухлетний Мишка, а на экране доктор Борменталь растерянно произносит: «у него отвалился хвост».
В семидесятых годах молодой Борис Плотников работал в Свердловском ТЮЗе. Там его нашла Лариса Шепитько – может, просто по фотографии: худое лицо с большими глазами, упрямо-беспомощный взгляд – не герой, а христианский святой. Но режиссер и хотела создать драму самопожертвования и почти невольного предательства – библейскую, а на самом деле вечную.
Фильм снимали в лютые морозы. Среди актеров и массовки были случаи обморожений. Но так было надо – чтобы передать запредельную невыносимость человеческого существования, не только тела, но души и совести. Положение, из которого нет даже плохих выходов – только очень плохие. И это чувствуется с первых кадров.
Сейчас «Сотникова» даже в школе проходят, что редко идёт на пользу произведению. Обычные школьные разборы сводят всё к простым схемам, но повесть Василя Быкова глубже.
Ведь самопожертвование героя никого не спасает. Даже его последняя отчаянная попытка как-то прикрыть остальных уходит в пустоту. Более того: думай он о себе чуть больше, не потащился бы больной на задание, не отказался бы вернуться обратно от сгоревшего хутора, не связал бы напарника своей слабостью – и, глядишь, ловкий жизнелюбивый напарник справился бы в одиночку, вернулся в отряд с добычей, и не было бы ни рокового чердака, ни выдавшего их кашля, ни подвала, ни пяти виселиц…
Фильм «Восхождение» едва не запретили – за «религиозные мотивы», которые есть и в книге, а в фильме оказались подчеркнуты даже внешностью актёра. По легенде его специально гримировали, чтобы меньше походил на Христа.
Спас фильм Пётр Машеров, тогдашний глава советской Белоруссии. Говорят, этот почти шестидесятилетний человек, бывший партизан, чью мать в сорок втором казнили фашисты, в открытую плакал на первом показе…

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Елена Мокрушина
: Ковид, Борменталь и Сотников. Эссе.
Светлая память замечательному актёру. Елена, спасибо! Пожалуйста, пишите чаще.
05.12.20
<table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/Ladoga>Елена Мокрушина</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/79255>Ковид, Борменталь и Сотников</a>. Эссе.<br> <font color=gray>Светлая память замечательному актёру. Елена, спасибо! Пожалуйста, пишите чаще.<br><small>05.12.20</small></font></td></tr></table>


А здесь можно оставить свои впечатления о произведении
«Елена Мокрушина: Ковид, Борменталь и Сотников»:

растянуть окно комментария

ЛОГИН
ПАРОЛЬ
Авторизоваться!





СООБЩИТЬ О ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ


Регистрация

Восстановление пароля

Поиск по сайту




Журнал основан
10 октября 2000 года.
Главный редактор -
Елена Мокрушина.

© Идея и разработка:
Алексей Караковский &
студия "WEB-техника".

© Программирование:
Алексей Караковский,
Виталий Николенко,
Артём Мочалов "ТоМ".

© Графика:
Мария Епифанова, 2009.

© Логотип:
Алексей Караковский &
Томоо Каваи, 2000.

hp"); ?>