О проекте | Регистрация | Правила | Help | Поиск | Ссылки
Редакция | Авторы | Тексты | Новости | Премия | Издательство
Игры | «Первый шаг» | Обсуждение | Блоги | Френд-лента


сделать стартовой | в закладки





Статьи **




Александр Балтин: К 190-летию смерти Дельвига.

Дельвиг остался в русской поэзии навсегда. Как ближайший друг Пушкина, по сути, открывший его. Но и как поэт, своеобычный и талантливый. Ушедший в тридцать два.

Редактор отдела поэзии, 
Борис Суслович

Александр Балтин

К 190-летию смерти Дельвига

1
«Птичке волю, сердцу волю…» - призыв Дельвига из «Малороссийской песни» остаётся ярым вектором русского мировосприятия: воля должна определять всё…
Не определяет, увы, а может быть, к счастью, ибо избыточность воли приводит к такому разгулу, что только держись!
Тем не менее, стих Дельвига пронизан жаждой какой-то запредельной свободы – может быть, мечтою о жизни чистого духа.
Хотя это конкретный стих, всегда логично увязанный с реальностью – будь то послания друзьям, альбомные записи, или повествование о любовниках.
Дитятей часто я сердился,
Игрушки, няньку бил;
Еще весь гнев не проходил,
Как я стыдился.
Так было – и четыре возраста раскрываются цветком жизни, его лепестками: и громкий смех над стариком, явившимся на паркеты, вызывает гнев последнего, что даётся юмористической лентой, опоясывающей стихотворение…
А! не в отчаяние же впадать – старость логична, только Дельвигу не пришлось повстречаться с нею.
Молодость во многом определяла его стихи, их ритмы, их вектор, последовательность развития той, или иной темы.
Молодость отзвенит, лопнет струною…
Но стихи останутся серебриться на полях русской поэзии.
2
Нежный Дельвиг, всегда несколько сонный, близоруко глядящий на картины юдоли сквозь очки, стремящийся к стиху нежному, напевному:
А я ужель забыт тобою,
Мой брат по музе, мой Орест?
Или нельзя снестись мечтою
До тех обетованных мест,
Где я зовуся чернобривым,
Где девы, климатом счастливым
Воспитанные в простоте,
(Посмейся мне!) не уступают
Столичным дамам в красоте…
Индивидуальность поэтическая проявляться ярко стала в поэзии ближе к двадцатому веку; в начале девятнадцатого стихи писались словно по определённой схеме.
Можно Дельвига перепутать, скажем, с Языковым?
Вполне – мотивы и темы будут одинаковые, и то, как трактуются они, похоже чрезвычайно.
Однако, своя тайна есть у каждого: у Дельвига это именно подспудная нежность, согревающая световой струёй практически всё, что он писал…
Образ анахорета подходил ему более всего, и в автопортрете, сделанном без сожаление к себе, Дельвиг поёт об этом:
Анахорет по принужденью
И злой болезни, и врачей,
Привык бы я к уединенью,
Привык бы к супу из костей,
Не дав испортить сожаленью
Физиономии своей…
Бедный Дельвиг: так он себя сам именовал, тянулся в стихах к высшим образцам словесных возможностей, однако, не брал оной; хотя стих его, часто отдающий косноязычием, лучился своеобразно, а его любовь к изящной словесности была столь всеобъемлющей, что искупала всё.

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Александр Балтин
: К 190-летию смерти Дельвига. Эссе.
Дельвиг остался в русской поэзии навсегда. Как ближайший друг Пушкина, по сути, открывший его. Но и как поэт, своеобычный и талантливый. Ушедший в тридцать два.
14.02.21
<table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/baltin>Александр Балтин</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/79342>К 190-летию смерти Дельвига</a>. Эссе.<br> <font color=gray>Дельвиг остался в русской поэзии навсегда. Как ближайший друг Пушкина, по сути, открывший его. Но и как поэт, своеобычный и талантливый. Ушедший в тридцать два.<br><small>14.02.21</small></font></td></tr></table>


А здесь можно оставить свои впечатления о произведении
«Александр Балтин: К 190-летию смерти Дельвига»:

растянуть окно комментария

ЛОГИН
ПАРОЛЬ
Авторизоваться!





СООБЩИТЬ О ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ


Регистрация

Восстановление пароля

Поиск по сайту




Журнал основан
10 октября 2000 года.
Главный редактор -
Елена Мокрушина.

© Идея и разработка:
Алексей Караковский &
студия "WEB-техника".

© Программирование:
Алексей Караковский,
Виталий Николенко,
Артём Мочалов "ТоМ".

© Графика:
Мария Епифанова, 2009.

© Логотип:
Алексей Караковский &
Томоо Каваи, 2000.

hp"); ?>