О проекте | Регистрация | Правила | Help | Поиск | Ссылки
Редакция | Авторы | Тексты | Новости | Премия | Издательство
Игры | «Первый шаг» | Обсуждение | Блоги | Френд-лента


сделать стартовой | в закладки





Статьи **




Александр Балтин: К 130-летию со дня рождения Ильи Эренбурга.

Интересно. Очень.

Редактор отдела поэзии, 
Борис Суслович

Александр Балтин

К 130-летию со дня рождения Ильи Эренбурга

1
Учитель, ребе, мексиканец, пародия на…
Даже страшно произнести кого…
Тем не менее, предсказания, данные в Хулио Хуренито воплотились в реальности с адской последовательностью: и германский фашизм с уничтожением евреев, и американские атомные бомбардировки.
Хотя Эренбург слабо ассоциируется с ясновидящим, факт остаётся фактом плутовской роман, весело и пряно раскинувший действие по миру, выходит на основные точки именно в моменты предсказаний, а некоторые параллели с Христом скорее просто литературная шутка.
Эренбург плотно укладывал образы в жёсткие формы стихов, и писал разнообразную интересную прозу, но, пожалуй, больше ничего феноменального – кроме предсказаний Хуренито – в его творчестве не было.
2
Тень, завернувшаяся в плащ, тень в широкополой шляпе: тень везде, а! ловите…
Хулио Хоренито собирает вокруг себя кружок молодых людей, вливая в них яд своего учения…
…пока Эренбурга обнаруживает французская полиция – с советским паспортом, что уже преступление, и – отправляет его в Бельгию, какая великолепна визуально, но противоречит всякой революционности (хватит им, отбушевались)…
Но именно в Бельгии, выполняя просьбу гимназического товарища своего Н. Бухарина, Эренбург за 28 дней (а-ля молодой Фолкнер, или Сименон) пишет свой первый роман…
Скорая публикация в СССР романа определяется (в том числе) тем, что предисловие к нему написал Бухарин, а то, что роман имел пародийно длинное название, занимающее три, или четыре строки, вовсе не отсылало его к мистическому космосу Дон Кихота.
Ибо Дон Кихот не подразумевает учеников: всякая реальность противоречит его существованию; но то, что 11 глав из 35 посвящены сбору учеников и бесконечным разглагольствованиям учителя, свидетельствует о бесконечной словесной избыточности самого Эренбурга, а не о сущности постигаемых вещей.
Ибо постигать нечего – игра есть игра.
Другое дело – пресловутая игра, исполненная Гессе, где суммы жемчужных нитей, слоясь друг на друга, подразумевают создание идеальных управленцев: глобально владеющих знанием мира (а не так, как рёк Павел Иванович Собакевичу: Вы, мол, владеете сведениями образованностями…)
Хуренито сильно занимает у плутовского романа, не собираясь, разумеется, ему отдавать; Хуренито играет таинственными красками, и рассказчик, сидючи в кафе и становясь его учеником, рискует, ибо, как предупреждал классик: Никогда не разговаривайте с неизвестным.
То, что Хуренито быстро вышел в России и был достаточно оценен В. Лениным, есть следствие не столько дружбы автора с Бухариным, сколько таланта первого: искромётного, лёгкого, умеющего превращать реальность в фантомы волшебных шаров…
И они поднимаются гроздьями: глядите! Не улетите!
…Эренбург был весьма интересным поэтом, играющим последовательно ритмом, создающим причудливый рисунок яви, какая должна противостоять предложенной, обыкновенной, скудной…
Скучной:
В купе господин качался, дремал, качаясь
Направо, налево, еще немножко.
Качался один, неприкаянный,
От жизни качался от прожитой.
Милый, и ты в пути,
Куда же нам завтра идти!
Что-то от обериутов, что-то от Маршака, постепенно, в грядущем освоившим понятие совершенство, как вариант стихов для детей: самой взыскательной аудитории…
Что-то от бездны – в которую часто заглядывал Хулио Хуренито.
…а потом на тонкой ниточке повиснет горе, виртуозно сделанное Эренбургом-поэтом:
В городе брошенных душ и обид
Горе не спросит и ночь промолчит.
Ночь молчалива, и город уснул.
Смутный доходит до города гул…
Жизнь Эренбурга сама, конечно, тесно была связана с тенью в плаще (или многими тенями)…
Но жизнь его, перенасыщенная тайнами, поездками, Парижем, как-свой-дом – вылилась в… девятитомное в Советском Союзе собрание сочинений, и в сухом остатке, остающимся от объёма, - это жизнь волшебного фонаря.
Из тех, что провидел предельно грустный виконт: по отцу – Антуан де Сент Экзюпери.
3
Эренбург-поэт едва ли был слишком связан с Эренбургом-прозаиком, лабиринты фантазий которого блистали разными красками – не то, чтобы стихи одноцветны, но, пронизанные классическими лучами, они играют несколько иными гранями: жёсткости, твёрдости.
Конечно, ясности:
К чему слова и что перо,
Когда на сердце этот камень,
Когда, как каторжник ядро,
Я волочу чужую память?
Память Бабьего яра смертельна, кажется с ней нельзя жить, и вместе, раз возможны стихи, значит, естественность хода жизни восстановлена, она вливается в дальнейшие русло, и преодолевает всё.
Можно, взрывать многокрасочно действительность гранатами стиха, можно - спокойно живописать таинственную прелесть простейших изгибов яви:
Белесая, как марля, мгла
Скрывает мира очертанье,
И не растрогает стекла
Мое убогое дыханье.
Ну да, возможно дыхание человека рядом с монументальностью реальности убого, но ни в коем случае не может быть убого поэтическое дыхание, и Эренбург, получивший наибольшее признание, как прозаик, был весьма интересным поэтом – выстраивавшим свои панорамы, уходящие в дальние перспективы, в неизвестные никому массивы времени.

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Александр Балтин
: К 130-летию со дня рождения Ильи Эренбурга. Эссе.
Интересно. Очень.
14.02.21
<table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/baltin>Александр Балтин</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/79343>К 130-летию со дня рождения Ильи Эренбурга</a>. Эссе.<br> <font color=gray>Интересно. Очень.<br><small>14.02.21</small></font></td></tr></table>


А здесь можно оставить свои впечатления о произведении
«Александр Балтин: К 130-летию со дня рождения Ильи Эренбурга»:

растянуть окно комментария

ЛОГИН
ПАРОЛЬ
Авторизоваться!





СООБЩИТЬ О ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ


Регистрация

Восстановление пароля

Поиск по сайту




Журнал основан
10 октября 2000 года.
Главный редактор -
Елена Мокрушина.

© Идея и разработка:
Алексей Караковский &
студия "WEB-техника".

© Программирование:
Алексей Караковский,
Виталий Николенко,
Артём Мочалов "ТоМ".

© Графика:
Мария Епифанова, 2009.

© Логотип:
Алексей Караковский &
Томоо Каваи, 2000.

hp"); ?>