О проекте | Регистрация | Правила | Help | Поиск | Ссылки
Редакция | Авторы | Тексты | Новости | Премия | Издательство
Игры | «Первый шаг» | Обсуждение | Блоги | Френд-лента


сделать стартовой | в закладки





Статьи **




Александр Балтин: Алтайские поэтические голоса.

Три красивых поэтических голоса. На меня самое сильное впечатление произвели стихи Лазаря Кокышева. И такого поэта убили... Дикость.

Редактор отдела поэзии, 
Борис Суслович

Александр Балтин

Алтайские поэтические голоса

1
Приближение стиха поэты чувствуют по-разному: тревогой, беспокойством, нарастающим в груди, или – слепящей волной великолепного счастья; Борис Укачин выразил это так:

Ночь. Лежу и не могу уснуть
На горячей, смятой простыне.
Что-то мне теснит и давит грудь.
Что-то совершается во мне.
И в ушах — какой-то шум и звон.
Я зову: услышь меня, приди,
Добрый сон! Ты слышишь, добрый сон
Я сдаюсь: не мучай, победи!
О, сон не мыслится: если в сознанье шумит тайга стиха, если нарастают звоны и гулы, наплывают, обескураживая порой самого поэта, носителя таинственного огня, который должен выплеснуться, полететь, просиять…
…Борис Укачин писал на алтайском и русском языках, его путь был не прост: от детства, перехваченного опалёнными лентами военной трагедии, до движения по световой вертикали: от простой народной жизни к высоте поэтического делания.
В нём действительно бушевал огонь: высокого горения, о чём хорошо свидетельствует «Слово о людях рабской крови»:

Не горят и не светят.
Не вспыхнут, как порох!
Не погаснут и не возгораются вновь...
Есть такие еще среди нас, у которых
В жилах — старая, мертвая, рабская кровь.

Нельзя быть таким, но – рваться, сгорая, светить…
Густо строился стих Укачина, плёлся тесно, волокно к волокну, дабы не было провисаний, пустот; жизнь богата: она избыточно заряжена всем, что необходимо вобрать, осмыслить, и дать новое рождение – стихом.

Как пес охотничий, по следу
За быстрым временем бегу.
Бегу на собственных — не еду.
Читаю строчки на снегу.

Мешались природа и метафизика, новые и новые краски вспыхивали…
Укачин был очень внимателен к оттенкам: природы, психологии, истории; и многое, переплетаясь, ложилось в его стихи, созидая своеобразный поэтический свод, сильно вдвинутый в реальность: жизни, литературы…

2
Янга Тодош-Бедюров и жизнь познал сполна, и войну: первую рану получил в 41, под Москвой…
Логично, что ярчайшие его стихи вырвались в мир из фронтового дневника: птицы, опалённые огнём, и заряженный надеждой:

Будь цела-крепка головушка
На крутых плечах солдатских!
Победив лихого ворога,
Возвращайся в отчий край!
Пусть чернявая головушка
Уцелеет в жарких схватках!
Разгромив фашиста лютого,
Возвращайся на Алтай!

Необычайная родина – Алтай, с его мощной и таинственной природой, с историей, фольклором, устоями – зовёт и манит, но – должен быть выполнен долг; человек, отчасти, есть воплощённый долг, и песня, провожающая бойца, надежду поднимает стягом…
А вот «Ответная клятва воина-ойрота»:

Я ваш благой наказ услышал
И буду помнить ежечасно,
Клянусь винтовкой с дулом лунным
И саблей с лезвием алмазным!
Стрелять винтовка с дулом лунным
Без промаха на фронте будет!
Моя рука в бою не дрогнет,
Страх смертный сердце не остудит!
Неожиданность эпитетов играет красками своеобразия: столь же яркими, сколь и точными.
В обращение поэта к родным пределам слышна молитва: так высока Белуха, там мощны пределы, данные природой, так сильна тяга к исконному; и молитва, рвущаяся из недр сердца, поражает буйством красок и мудрым приятием действительности.
Ибо стихи Тодош-Бедюрова и об этом: о стойкости, мудрости, позволяющей пережить всё.





3
…его убийц не нашли.
Во взгляде Лазаря Кокышева было что-то детское, беззащитное чистое – и такая же чистота, казалось, омывала волнами его стихи:

Обветрен, смугл, стоял я перед вами
И, что с руками делать мне, не знал.
Пол, точно плот, качался под ногами,
Я чувствовал, что неумелым стал.

Но ведь руками этими я смело
Когда-то мог всадить в медведя нож,
А ставшее вдруг неуклюжим тело
Летело — от седла не оторвешь!
(пер. Е. Стюарт)

Да, нож, всаженный в медведя, мчащийся всадник: но всё это необходимости жизни, а в центре сердца – именно вдруг охватывающая робость: один из признаков чистоты, благословенной непрактичности.
Алтайские пейзажи проступают нежными красками, чтобы, точно мускульно собравшись, проявиться мощно звучащим стихом, делающим пейзаж зримым: ибо неповторимость Алтая должна быть постигнута всеми:

В тихом озере Ая купается ночью луна.
Накупавшись, нагая, там волосы сушит она.
И берёзы её обступают, белы и чисты,
Чтоб никто невзначай не увидел её наготы.


Чьи-то лёгкие вздохи мерещатся в гуще ветвей.
Тихо звёзды играют в росе на ладони моей.
Ноги сами бредут, и сомненье родится во мне:
Наяву я сейчас — или всё происходит во сне?
(пер. Е. Стюарт)

Тени и полутона, оттенки играют разными смыслами, вклиниваясь в медь звучащую стремян – в разливы бесконечного движения…
Мчится всадник.
Мерцают картины далей истории…
За роман «Арина» Кокышева называли «алтайским Шолоховым».
И он был забит до смерти подонками, которых так и не нашли…

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Александр Балтин
: Алтайские поэтические голоса. Эссе.
Три красивых поэтических голоса. На меня самое сильное впечатление произвели стихи Лазаря Кокышева. И такого поэта убили... Дикость.
19.07.21
<table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/baltin>Александр Балтин</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/79534>Алтайские поэтические голоса</a>. Эссе.<br> <font color=gray>Три красивых поэтических голоса. На меня самое сильное впечатление произвели стихи Лазаря Кокышева. И такого поэта убили... Дикость.<br><small>19.07.21</small></font></td></tr></table>


А здесь можно оставить свои впечатления о произведении
«Александр Балтин: Алтайские поэтические голоса»:

растянуть окно комментария

ЛОГИН
ПАРОЛЬ
Авторизоваться!





СООБЩИТЬ О ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ


Регистрация

Восстановление пароля

Поиск по сайту




Журнал основан
10 октября 2000 года.
Главный редактор -
Елена Мокрушина.

© Идея и разработка:
Алексей Караковский &
студия "WEB-техника".

© Программирование:
Алексей Караковский,
Виталий Николенко,
Артём Мочалов "ТоМ".

© Графика:
Мария Епифанова, 2009.

© Логотип:
Алексей Караковский &
Томоо Каваи, 2000.

hp"); ?>