О проекте | Регистрация | Правила | Help | Поиск | Ссылки
Редакция | Авторы | Тексты | Новости | Премия | Издательство
Игры | «Первый шаг» | Обсуждение | Блоги | Френд-лента


сделать стартовой | в закладки





Статьи **




Александр Балтин: Словесная ось Николая Асеева.

Его лучшие стихи написаны в двадцатые годы, а потом в конце жизни. А в промежутке...

Редактор отдела поэзии, 
Борис Суслович

Александр Балтин

Словесная ось Николая Асеева

Маяковский начинается… с тоски по первородному слову, которое не восстановить, не обресть:

К чему начинать
историю снова?
Не пачкай бумаги
и время не трать!
Но где же оно —
первородное слово,
которое сладко
сто раз повторять?

Но верёвочная лестница, запущенная Н. Асеевым в облака метафизики, развивается так же звонко и бодро: как и все песни его: пусть разнообразие эмоций подразумевает и тяжёлое, негативное в недрах поэмы.
Слово Асеева крупно: и, получив хорошую маяковскую школу, поэт обрёл абсолютную самостоятельность гласа: громкого и сильного, уверенного в правомочности говоримого.
Рисуются картины точно, несколькими мазками:

Москва грохотала
тоскою булыжной,
на дутых
катили тузы по Тверской —
торговой смекалкой,
да прищурью книжной,
да рыжей премудростью
шулерской.

Рифмы бьют в бубны читательского сознанья.
…в Маяковском была особая детскость чистоты: не столь часто ощущаемая среди его бурь-гроз; особая ранимость, точно запечатлённая даже в фигуре его, тонко подчёркнута Асеевым:

Он шел по бульвару,
худой
и плечистый,
возникший откуда-то сразу,
извне,
высокий, как знамя,
взметенное
в чистой
июньской
несношенной голубизне.

Песня, или эпос?
Эпос подразумевает больший охват: но «Маяковский начинается» - и эпос: шевелящий ветвями созвездий, неистовый, связанный с космосом двух поэтов.
…он о смерти писал очень специфично: Асеев: никакой метафизики: лирический взрыв, умножаемый на благородного очерка патриотизм:

Меня застрелит белый офицер
не так — так этак.
Он, целясь,— не изменится в лице:
он очень меток.

И на суде произнесет он речь,
предельно краток,
что больше нечего ему беречь,
что нет здесь пряток.

Что женщину я у него отбил,
что самой лучшей...
Что сбились здесь в обнимку три судьбы,—
обычный случай.

Но он не скажет, заслонив глаза,
что — всех красивей —
она звалась пятнадцать лет назад
его Россией!..


Совершенно характерные поэтические звоны: хоть природы у Асеева практически нет, только город, но представляются хрустальные накаты-перекаты ручья: вода чиста, можно духовно напиться.
Или – душевно: сложно понять, как сочетаются эти субстанции.
Очень щедр его звук – разнообразно-щедр, отчасти – неистово, могущественно, светло:


Жестяной перезвон журавлей,
сизый свист уносящихся уток -
в раскаленный металл перелей
в словолитне расплавленных суток.

Игра – но игра предельно всерьёз: ибо звук есть вибрация, и всё в мире зависит от слова, от соответствующих вибраций…
И гудели стихи Асеева, взрывались, неистово входили в русский поэтический пантеон: чтобы уже не покинуть его.

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Александр Балтин
: Словесная ось Николая Асеева. Эссе.
Его лучшие стихи написаны в двадцатые годы, а потом в конце жизни. А в промежутке...
05.09.21
<table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/baltin>Александр Балтин</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/79566>Словесная ось Николая Асеева</a>. Эссе.<br> <font color=gray>Его лучшие стихи написаны в двадцатые годы, а потом в конце жизни. А в промежутке...<br><small>05.09.21</small></font></td></tr></table>


А здесь можно оставить свои впечатления о произведении
«Александр Балтин: Словесная ось Николая Асеева»:

растянуть окно комментария

ЛОГИН
ПАРОЛЬ
Авторизоваться!





СООБЩИТЬ О ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ


Регистрация

Восстановление пароля

Поиск по сайту




Журнал основан
10 октября 2000 года.
Главный редактор -
Елена Мокрушина.

© Идея и разработка:
Алексей Караковский &
студия "WEB-техника".

© Программирование:
Алексей Караковский,
Виталий Николенко,
Артём Мочалов "ТоМ".

© Графика:
Мария Епифанова, 2009.

© Логотип:
Алексей Караковский &
Томоо Каваи, 2000.

hp"); ?>