О проекте | Регистрация | Правила | Help | Поиск | Ссылки
Редакция | Авторы | Тексты | Новости | Премия | Издательство
Игры | «Первый шаг» | Обсуждение | Блоги | Френд-лента


сделать стартовой | в закладки





Статьи **




Александр Балтин: На смерть И. Шкляревского.

"Тяга к запредельности" - признак подлинной, большой поэзии. Один из важнейших.

Редактор отдела поэзии, 
Борис Суслович

Александр Балтин

На смерть И. Шкляревского

1
Из колючки, остро перечеркнувшей жизнь Я. Смелякова, вырастают розы поэзии: цветы сильные, играющие – причём смертельно всерьёз – лепестком каждой строки:

В клуб не придёт Ярослав Смеляков,
Вечная вышла ему отлучка.
Только звёздочки над стихом
Взошли, как лагерная колючка.

Десять лет он в бараке мёрз,
Двадцать лет согревался водкой.
Чёрные скулы, орлиный нос
Долу язык повисает плёткой.

И. Шкляревский создавал поэтический свод: зиждущийся на земном, что логично, материале, силою своей – красотой и гармонией – поднимавшийся в запредельность.
Его поэзия играла красками, впрямую занятыми у радуги: словно поэт окунал кисть в вечно таинственные и всегда простёртые беспредельно небеса.
Казалось, как скульптор-виртуоз, он использовал разные материалы: и словесная глина, и мрамор, и гранит, шли в дело, давая неизменный результат…
Мощь ощущалась; сильные пульсации пронизывали стихи Шкляревского, но и – не меньшая нежность: к миру, жизни, природе, друзьям:

Всё лето – рыболов,
всю осень я – грибник.
Уже ворона мокнет на заборе,
а у меня – запас любимых книг!

и для друзей я насолил груздей,
ведро стоит в прохладном коридоре.

Он называл предметы – и они словно получали дополнительные свойства, лучась несколько иначе: хотя и оставаясь конкретными пределами конкретного мира.
Волокна метафизики, посверкивая серебром опыта и мудрости, перехватывали иные строки, свидетельствуя: поэт многое понял в жизни, многое расшифровал: чтобы щедро делиться с другими:

Дай мне всё! Я не стану богаче.
Всё возьми! Я не стану бедней.
Над болотами чибис заплачет,
ночью станет в полях холодней.
Скоро ивы наклонят ненастье
я зароюсь под стог с головой.
И озноб есть в запасе у счастья,
и во мраке летающий вой…

Словесный, поэтический свод воздвигнут.
Поэт ушёл.
Между этими понятиями мерцает вечность: такая не постижимая, и столь естественная, ежели речь идёт о подлинности и значительности поэтического дара.

2
Всё меньше становится поэтов, внушительно поднимавших факел высокой поэзии: что логично, учитывая возрастные категории, и трагично, имея в виду всё большее погружение поэзии в пустые игрища, словесные забавы, развлекалово…
Игорь Шкляревский…
Казалось, он не писал, а ваял стихи – используя различные варианты словесного материала: и глину, и мрамор, и гранит.
В его созвучиях была шаровая мощь – и тотальная нежность: к миру, жизни, друзьям, природе:

Всё лето – рыболов,
всю осень я – грибник.
Уже ворона мокнет на заборе,
а у меня – запас любимых книг!

и для друзей я насолил груздей,
ведро стоит в прохладном коридоре.

Слова, используемые им, словно обретали дополнительное свечение, шедшее из другими не замеченных глубин; поэзия Шкляревского полыхала: ярко-радужная, цветов и оттенков в ней так много, и столь гармонируют они, сочетаясь…
…сквозь окуляры трагедии увиденная жизнь Я. Смелякова словно раскрывалась под новым углом: слова вибрировали, и упомянутая колючка (колючая проволока) точно перечёркивая лучшее, что есть в реальности, не отменяла целостности и дара поэта:


В клуб не придёт Ярослав Смеляков,
Вечная вышла ему отлучка.
Только звёздочки над стихом
Взошли, как лагерная колючка.

Десять лет он в бараке мёрз,
Двадцать лет согревался водкой.
Чёрные скулы, орлиный нос
Долу язык повисает плёткой.

И вновь – речевая мощь звенела, напряжённо пульсируя, давая образы, словно превосходящие земные…
Тяга к запредельности - сквозь плотную массу материальности, - просвечивала поэзию Шкляревского необыкновенными лучами.
Он создал свод – целостный, хотя и разделённый на определённые, словесно-архитектурные сегменты; он создал свод, высоко вздымающийся над миром, свидетельствующий о мощи слова, всё чаще сводимого к передаточной функции.

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Александр Балтин
: На смерть И. Шкляревского. Эссе.
"Тяга к запредельности" - признак подлинной, большой поэзии. Один из важнейших.
14.09.21
<table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/baltin>Александр Балтин</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/79571>На смерть И. Шкляревского</a>. Эссе.<br> <font color=gray>"Тяга к запредельности" - признак подлинной, большой поэзии. Один из важнейших.<br><small>14.09.21</small></font></td></tr></table>


А здесь можно оставить свои впечатления о произведении
«Александр Балтин: На смерть И. Шкляревского»:

растянуть окно комментария

ЛОГИН
ПАРОЛЬ
Авторизоваться!





СООБЩИТЬ О ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ


Регистрация

Восстановление пароля

Поиск по сайту




Журнал основан
10 октября 2000 года.
Главный редактор -
Елена Мокрушина.

© Идея и разработка:
Алексей Караковский &
студия "WEB-техника".

© Программирование:
Алексей Караковский,
Виталий Николенко,
Артём Мочалов "ТоМ".

© Графика:
Мария Епифанова, 2009.

© Логотип:
Алексей Караковский &
Томоо Каваи, 2000.

hp"); ?>