Ирина Кудрявцева (Роня): Загадочное межсезонье. Часть 1..
к обеим частям
«Остановись мгновенье!» - такова позиция автора в этом сборнике. Это попытка передать состояние между: до и после, прошлым и будущим, рождением и смертью – то есть жизнь в её течении. Ключевым в этом смысле стихотворением является так и озаглавленное «Жизнь в течение дня», в котором автор открыто заявляет «Я ловлю каждый миг, / Воспетый памятью / Для построения замка / Через много веков / До того, как мы родились…»
Миг с точки зрения не участника, но наблюдателя есть многогранный кристалл, и это отражено в обилии аллитераций, и «лестничного» расположения строк, в основном, в первой части сборника. Междустрочная пауза является одним из наиболее действенных приемов расстановки акцентов. Чуть ослабленная таким положением, она создает ощущение перехода бликов по граням кристалла. В «Прелюдии воды…» и «Длинных нитях ушедшего лета» этот прием уравновешивает составляющие части отдельных образов, создавая тем самым ощущение многомерности восприятия. В других стихотворениях – «Вечер», «Дотронься к трону…», «Девчонка на мокрой мостовой» - таким образом выделяются отдельные строки, являющиеся центром кристалла, и относительно которых следует воспринимать все остальное. Аллитерации в столь явном виде, как они используются в данном сборнике приводят к частичному переносу семантики их составляющих друг на друга (см. мою рецензию на «Ни в какие ворота» Яна Прилуцкого), как следствие – к многосмысленному толкованию отдельных слов. Так в самом названии «Дотронься к трону, где твоя рука…» используется не вполне грамматически верный оборот «дотронуться к» - что, вместе с аллитерацией с троном, придает дополнительные оттенки значения, связанные, например, с просторечным «тронуться». Центр стиха акцентирован здесь не только отделением строки, как было замечено выше, но и созданием аллитерационного ряда – «ПРОдленьем ПРОвода ПРОстить, Что среди ПРОчих». «Откровение, обречение…» выстроено практически целиком на созвучиях, однако в отличие от «Старения столетия» Яна Прилуцкого, текстовые элементы здесь несут самостоятельную нагрузку, расширяемую и углубляемую за счет внетекстовых. Тот же прием – хотя и менее явно – используется в «Где бы ты ни был» и «Сплетаются реки».
(окончание во второй части)
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Вадим Кейлин
|