Ирина Кудрявцева (Роня): Загадочное межсезонье. Часть 2..
(окончание, начало в первой части)
Стремление передать динамику момента находит выражение в технике вольного стиха. Значительную группу составляют стихотворения, в которых происходит переход от неясных намеков, штрихов и предвидений будущего, выраженных – помимо соответствующей стилистики – верлибром, к упорядоченности и статичности прошлого, переданной через классический стих. Такова, например, «Ночь» - своего рода имитации джазовой импровизации, переходящая также от назывных предложений (безвременье, статичность, тишина) к настоящему времени (движение); несколько раз динамика сбивается, меняется ракурс – в моменты засыпаний / пробуждений лирической героини стих, набрав скорость, будто бы заходит в тупик, и тем тормозится, что добавляет ему некоторый джазовый драйв. Таковы же «Элемент грани растет», запечатлевающее восход осеннего, или зимнего, или ранневесеннего Солнца, «Новая ртуть межсезонья иллюзий», «По соседству с бесконечностью», постепенно сокращающее временные промежутки – от бесконечности к ощущению (моменту), «В темном воздухе», «Видение в облаке бушующего ветра», объединяющее глобальное и личное, стихию и эмоцию. В обратном (хотя, с точки зрения времени – в прямом – от прошлого к будущему) порядке этот переход дан в «Я твой пульс в безбрежном тумане», захватывающем больший по протяженности отрезок, и как следствие – менее кардинальные полюса: ни ритм, ни рифма окончательно никуда не уходят, исчезает лишь внешняя упорядоченность длины строк и схемы рифмовки.
Переходами, однако, сборник не ограничивается – в нем в равной степени переданы и полюса этого процесса – в верлибровых «Исповедуюсь ветру», «Подозрение на невинность» etc, и классических «Кто против?», «Допей затмение тепла», «Зима уходит из-под ног» etc.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Вадим Кейлин
|