h Точка . Зрения - Lito.ru. Александр Денисов: История с географией (Сборник стихов).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Александр Денисов: История с географией.

Чтобы читать и понимать Александра Денисова, мало быть просто эрудитом. Этот автор легко мог бы заткнуть за пояс любого версификатора, использующего какие угодно: романтические, классические, реалистические и др. творческие методики. НО! АСу это не интересно! Его привлекает иной мир –- идея создания СОБСТВЕННОЙ ПОЭТИКИ. И пусть, тот, кто считает, что это не так, первый бросит в меня камень.:-)))

Я отдаю себе отчет в том, что, делая подобное заключение, могу накликать на себя гнев моих гениальных собратьев по критическому перу, и, тем не менее, предполагаю. Потому что располагаю. И вот, чем:

Изучая творчество данного Автора (а я, практически, никогда не ограничиваюсь чтением лишь присланного мне на публикацию материала, и, чтобы глубже проникнуть во внутренний мир своего визави, прибегаю к Авторским ссылкам на другие источники), я обнаружила незаурядную способность Александра вести диалог со своим читателем на языке так называемых «поэтических игр» или «игр со словами». Не советую никому наивно полагать, что это нечто несерьезное, мимолетное и нецелесообразное с точки зрения практического применения. И вот, почему:

История «игр» уходит своими корнями в эпоху Средневековья. Кроме широко известных и дошедших до нас салонных игр позапрошлого столетия: «БУРИМЕ» (стихотворная шуточная головоломка, где сочиняют на заданные рифмы зачастую несхожие и никак не связанные по смыслу) или СЛОВАРНОГО ЛОТО (составление слов из букв заданного слова) или ШАРАД (где задуманное слово раскрывается послогово), известны и более «сложные» поэтические головоломки, например:
ЛОГОГРИФ, где задуманное слово делят на части, переставляя буквы и слоги, чтобы извлечь как можно больше микрослов; ЛИПОГРАММА -- создание текста, в котором умышленно не используются одна или несколько букв (например, «Соловей» Державина, написанный без буквы «р»); МОНОРИМ -- игроки сочиняют стихотворение, построенное на рифмах к выбранному слову, ПАНТОРИМ –- в стихотворении рифмуются все или почти все слова и т.д.

Однако, в ряду «игр» существуют и такие, которые соотносятся с уровнем поэтических ПРИЕМОВ, содействуя появлению совершенно оригинальных стилистических конструкций и синтаксических фигур. Итак:

АНАГРАММА -- слова, отличающиеся друг от друга ТОЛЬКО порядком букв: уклон-кулон-колун-клоун.

МЕТАГРАММА -- слова, отличающиеся друг от друга ТОЛЬКО одной буквой: коза-лоза, ложа-кожа, роза-поза-доза. Иногда первое и последнее слова в цепочке представляют собой антонимы, или образуют кольцо метаграмм: барк-банк-панк-пани-пари-парк-барк.

МЕТААНАГРАММА – («из мухи –- слона») слова отличаются друг от друга и буквой, и порядком букв в слове: муха-хула-луна-ноль-слон

ОМОГРАФЫ –- слова, которые пишутся одинаково, но имеют разные ударения и разные значения: мукА и мУка, зАмок и замОк и т.д.

ОМОФОНЫ -- слова, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся: пруд и прут, труд и трут, гриб и грипп.

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ (звукопись) –- воспроизведение тех или иных звуков природы и окружающей среды: жужжать, свистеть, хрустеть, выть и т.д.

КАЛАМБУР -- использование звукового сходства слов для достижения комического эффекта (расстановка пробелов между словами -- суперкаламбур, полное «перераспределение» строки -- гетерограмма): «Азам учили, а замучили», «Увидимпетьканары» – «Увидим, Петь, Канары!», «Увидим, Петька, нары!».

КАРКАС –- версификация с помощью нескольких выбранных согласных (гласные -- произвольно) путем переставления букв: кант, танк, кнут, канат, накат, ткань, тоник, тоника, нытик, октан, нитка и т.д.

«Игровые приемы» способствуют и созданию оригинальной композиции произведения, например:

БЕСКОНЕЧНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ стоится «по кольцу» и напоминает змею, кусающую собственный хвост: «У попа была собака…».

СЛОВА-МАТРЕШКИ –- некоторые слова «вложены» в другие, более длинные: пол-полк-полка-потолка; кошмар-кошма-кома-ком-ом.

СЛОВА-ПЕРЕВЕРТЫШИ (палиндромы): лом-мол, сорт-трос, кабан упал и лапу на бок…

ТАВТОГРАММЫ (аллитерации) -- все (или почти все) слова начинаются с одной и той же буквы: четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж, чрезвычайно чисто.

ЦЕНТОН -- стихотворение, сложенное из «заготовок», заимствованных из разных произведений одного или даже нескольких авторов:

Лысый с белой бородою (И.Никитин)
Старый русский великан (М.Лермонтов)
С догарессой молодою (А.Пушкин)
Упадает на диван (Н.Некрасов).

Да, Денисов не пишет эстетических трактатов, посвященных изучению специфики литературных методик и (подобно Аристотелю и Буало) наставлений молодым литераторам. НО! Поэтический эквилибрист АС СОЗДАЕТ свою методику, расширяя возможности уже устоявшихся представлений об «игре словами», синтезируя указанные выше приемы, неологизируя язык, возвращая архаизмы в современный лексический словооборот, обогащая и русский язык, и его потребителей: писателей и читателей. Но главное достоинство творчества Денисова заключено в том, что он отчищает методику «игры слов» от ярлыка «игровой поэзии», который некая «заботливая» критикерская душа, походя, навесила на поэтику, богатую полисемией, народной исконной мудростью, патриархальной истиннорусской философией. Поэтому, не отрекаясь от выбранного стиля, Александр и счел возможным применить его в гражданской лирике.

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Инна Молчанова

Александр Денисов

История с географией

2005

Русь и я |Мечта Чингиз-хана |Скор сказ: азъ –- АС ! |Хафиз и Тамерлан |Давид Агмашенебели-Воссоздатель


Русь и я

Русь -– пространства прострация,
в глуби руд заберусь,
но не стану стараться я
обустраивать Русь…

Русь –- манерная Грация,
уксус -- кус на укус,
вставной челюстью клацая,
не уешь Русь!

Русь, что дышло-оглобля,
глупость-грусть,
расшибу лоб я,
свято веруя в Русь…

Русь -– морозна-алмазна,
чуть на грудь груз,
по зиме крепь маразма
прёт на Русь…

Русь –- и брашно, и жернов…
Склюнул жареный гусь
калашно-кашерно
хлебосольную Русь…

Русь –- русалка ли русла?
Тронь, не трусь,
и ответно обнимет до хруста
любезная Русь!

Русь –- местами медуза,
на козла и не злюсь,
когда “тормоз” до юза,
а туда же – на Русь…

Мечта Чингиз-хана

Русь на Севере. Ижора и Чудь.
Тут и готы –- южные шведы.
Мы от них не отличны ничуть,
На лбу заруби себе ты.
Весь Егонская, меря, эрдзяне
Там и здесь
Места злачные заняли –-
Волгу, Вологду и Валдай весь.

Тут, со свистом мешая кличи
Во всё горло,
По лесам обитали кривичи,
И бок о бок –- летьгола.
Ввечеру опрокину флакон,
снова тянет за Себеж,
ить латгалы и мы –- соседи ж
испокон…

Говорят, были тут и норвеги,
Воины, по-нашему –- варяги,
На мордву вершили набеги,
Единясь в лихие ватаги.
А то местные, угры да балты,
Оседлавшие лесные реки,
В шальные сбивались банды
На пути из варяг в греки.

Тут небо к осени всё оловянней,
И что ими двигало, интерес или нужда,
Только с юга, с Киева, забредали славяне
Сюда.
А ещё тюрки, печенежья шалость,
Щекотали, покуда было,чем…
И кого только не намешалось
Во крестьянскую нашу чернь!

Потому не гони ты колом меня
С под горячей руки,
Я –- Белёвский, а ты –- Коломенская,
Земляки!
Вспомни, пойма Оки –- наша Родина,
Гордость та, что в груди горой,
Санаксары, Саров, Оптина
И Козельск – град-герой:

Один на один в поле голом,
Землю здешнюю сжав в горсть,
Встал он на пути подуставшим монголам,
Как в горле кость,
Помекались они не здесь ли как,
И спустила злобу сполна
На руинах Козельска
Степная шпана…

Что граничимся и орём до гвалта,
Вздором новых накличем орд,
Готы, угры, славяне, валахи да балты –-
Православный народ.
Что князья-основатели единяли,
То соседям на срам
Растащили ближние бояре
По медвежьим углам.
Что не рви –- то отрежь
Языком дипломатий,
Вон, уже зарубеж –-
Киев-матерь!

-- Дай ответ!
Не даёт ответа,
Пришлым умникам не чета,
От чукчи до шведа --
Чингиз-хана мечта!

Скор сказ: азъ –- АС !

Мой край –- Москва, нет, не Техас,
не Арзамас, не Арканзас,
не Каракас и не Кавказ,
я –- не абхаз.

Москва-столица не плоха-с,
с лица –- невеста напоказ,
как на заказ.
С лица сними противогаз,
в игнор-минор поди, в отказ –-
всё благо, лишь бы не погас,
лишь бил бы в глаз
неугасимый свет элитных хаз!

Концы –- конструкции каркас,
Словарь –- кадастр,
и слух –- не глух, не зря зряч глаз,
и стих достиг,
как стык –- тик в тик,
горазд:

нелепо не лепи из алебастра,
артист,
бастард и баста,
утрись в батист!

Бедлам-бардак и кавардак,
кафе-кабак,
всех благ,
плюс полный бак,
и, как по скатерти, попутного вест-зюйда –-
кати отсюда!

А скатерть –- пополам с вином,
мы с ней – бином…

Театр абсурда:
пузырь-посуда
пуста,
погодка –- погоди, простуда –-
подруга та!
Она –- в лимонный лимузин,
он пьёт бензин.

Не хай, не бай, пора бай-бай,
готов трамвай,
дойду домой,
Москва –- дом мой,
уж у порога прах смахну с мыска,
мой дом –- Москва…

Хафиз и Тамерлан

Давид Агмашенебели-Воссоздатель

Нет дела жителям равнин
до горной Грузии руин,
но в Духе сущих на Руси и в Сакартвело
спаяла праведная вера.

Свои с завалинки руины не созвали нас,
не говоря о Грузии развалинах,
но на плаву, как сущих в море каравелла,
нас держит вера.

Крах-кризис каверзу в мозгах образовал,
разит неверием развал,
но сокровенно Русь и Сакартвело
спасает вера.

***

Над Грузией то жуть,
то Божий перст,
сперва сельджук,
а за сельджуком -- перс,
казна пуста, народ и знать -- в тоске,
зависла власть на волоске.
Как ныне, и тогда -- разор-урон,
но трон из дряблых рук, юнейший, принял он,
как господин, не как наймит,
царь, псалмопевцу тезоименит.

Царь-пастырь, не наёмник-псарь,
строитель-воссоздатель царь
снял власть-висюльку с волоска,
поднял престиж, набрал войска,
народу, Церкви, знати мил,
при нём едва забрезжил мир,
и вражьи рати поделом
царь бил смекалкой -- не числом.

Долины Грузии -- не наша ширь,
но горы -- те же Духа выси,
и Богородичный, Генати, монастырь
царь основал близь Кутаиси,
стоят доселе стены эти
в знак единения с Кахети.

Есть, как беде, и благоденствию конец:
цвёл град вечор, а ныне -- груда хлама.
Так, зная нрав врагов, царь утаил свинец
в твердыне Храма.
Строитель-царь свёл своды под венец,
предвидя наперёд грядущий хаос хама,
и заключил до дня беды -- свинец
при кладке Храма.

Строитель, полководец, дипломат,
Державу воссоздав, противных сокруша,
царь упокоился у южных Храма врат,
и отошла ко Господу душа...

Не ведомы нам Господа пути,
не явны Божии суды,
не поздно, к свету сердце пробуди
из мрака суеты.
Как камень -- голова углам
и век, и два блистал красою Храм.

Но попустил беду Бог благ,
на Грузию напал жестокий враг,
в небесной место красоты
пришли сквернители и стали жечь костры,
под пыткою священник не дрожал,
но, как и Храм, терпел жестокий жар.
Зарвавшуюся рать задорил зуд,
тогда и совершился суд:
cам Саваоф со свода разметал
на воинов расплавленный металл,
сразил жестокосердных свой же жар,
и, поражённый, враг бежал...

В притворе Храма под одной из плит
доселе царь спокойно спит,
и надпись, что истёртый скрыл гранит,
молва хранит,
и ты сюда ступи, прохожий,
чтоб прах, встревоженный тобою, будто ожил:

"Я -- царь Иверии, Давид,
могильный спуд меня сдавил,
на сердце наступить мне соизволь,
чтоб ведать мог твою я боль... "

***

Се -- человек, а не плевок-плевела,
его очеловечивает вера,
когда очеловечен он,
то, значит, и обожествлён.
Русь и Иверия, врата и дверь,
София -- сущих в вышних сфера,
се -- человек, люби, надейся, верь,
тогда -- и горы двинет вера!

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Александр Денисов
: История с географией. Сборник стихов.

15.01.05

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/sbornik.php(200): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275