Александр Рытов: Кардиограмма дальних странствий.
Мне сложно писать об этих стихах: они слишком близки мне. Но попробую. Стихи Саши Рытова – светлые и ясные. Вроде бы безыскусные, без модных ритмических и смысловых изысков, они в лучшем смысле слова классичны. В то же время, это стихи удивительно образные и удивительно запоминающиеся. Эта простота - соразмерность античной Греции. Это – дух путешествий, «прекрасная ясность» и изысканность акмеистов, вся юношеская неистребимая романтика… Стихи «не от мира сего», будто бы ушедшие из бесконечного круговорота дел и событий. Спокойные и нежные, написанные с любовью к этому миру – такому разному и такому прекрасному. Замечательная способность Саши – умение видеть в мире эту красоту и находить точные слова для ее выражения. Практически в каждом стихотворении – яркие образы, но без вычурности, без искусственности («Переплелся тюль с метелью…», «Чугунная луна Санкт-Петербурга», «Светит звездами мой халат // По ночам у твоей постели», «Луна пройдет над океаном // Как акробат по мостовой»). Еще отличительная черта: мир этих стихов очень уютен. В нем нет пустоты, одиночества, отчаянья (даже «Марш неизвестных» - все же оптимистичен, ведь вот – мы читаем о них…) Пейзажные зарисовки – это не какие-то абстрактные красивости. Скорее, виртуозные снимки живого, движущегося мира. Или тонкие акварели, воздушные и прозрачные. Мягкая ирония, спокойная мудрость, очарование умного и доброго человека – в этих стихах живет замечательный автор и удивительный поэт… Про технические достоинства можно не говорить – достаточно прочесть «Чугунную луну Санкт-Петербурга». В общем, лучше читать сами стихи, чем их описание.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Екатерина Кислова
|