h
Warning: mysql_num_rows() expects parameter 1 to be resource, bool given in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/sbornik.php on line 14
Точка . Зрения - Lito.ru. Ольга Федорова: Две "Чайки" (Очерки о культуре и искусстве).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Ольга Федорова: Две "Чайки".

Между прочим, вы думали когда-нибудь, что было бы с вами, если бы вы вот так вот раз - и стали известными деятелями искусств? Как бы тогда себя вели - нагло или не очень? Вы бы продолжали прислушиваться к тому, что вам говорят о ваших произведениях или вы и раньше этого не особенно делали? Я вот, к примеру, абсолютно уверена в том, что НЕКОТОРЫЕ (не все, но некоторые) творцы были бы заинтересованы перспективой знакомства с мнением о себе из уст... также творца, только менее известного. Так сказать, коллеги.

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Ната Потемкина

Ольга Федорова

Две "Чайки"

2005

За что я не люблю Нину Заречную |Как Борис Акунин Надругался над "Чайкой"


За что я не люблю Нину Заречную

Ольга Фёдорова

                              За что я не люблю Нину Заречную
                                      («Чайка» и её микромир)

                                           «… ТРЕПЛЕВ. … У меня в мозгу точно гвоздь,
                                      будь он проклят вместе с моим самолюбием, которое
                                                        сосёт мою кровь, как змея…»
                                                             (А.П. Чехов, «Чайка»).

    За что я не люблю эту особу, сказать ещё успею. Не это главное.
    «Чайка» - это вообще не о ней. Это – обо всём. Или – много о чём. Отсюда очень много идей можно насобирать. Одни только размышления о творчестве чего стоят.
    История, как в «Золушке». Мать была сказочно богата, но умерла, всё состояние завещала мужу, отцу Нины. Он женился – мало того, что отец – «порядочная скотина», так ещё и мачеха….
    В округе – шесть усадеб. В одной из них изредка гостит известная актриса Аркадина, да и сын у неё молодой, Костя, и влюблён в нашу Золушку без памяти. Богема…. Ах, как заманчиво…. Вдруг заметят? А отец с мачехой не хотят её туда пускать, приходится бегать тайком. Времени мало, но есть вполне определённая цель. Стать актрисой. Вот только мотивы неясны. Расплывчаты.
    «Возвышаться над толпой»…. И ради того, чтобы её «возили на колеснице», Нина готова пожертвовать всем. Даже личным счастьем. Что ж, как говорится, бойся того, о чём ты молишься, ибо ты можешь это получить…. Но это – потом.
    Идеализирует богему, актёров, сцену, хочет прославиться, ощущает проблески таланта, молодая, нарядная, интересная…. Все юные девицы в молодости таковы. И это нормально. И ещё этого самого личного счастья хочется – а как же иначе? А из молодых в округе один зануда Медведенко да этот Костя непонятный. Символами изъясняется. Зато он – сын той самой Аркадиной! Про неё в газетах пишут! Это шанс. Костя знает, что Нина мечтает о сцене и пишет для Нины пьесу.
    А ещё – наперекор маменьке. Чтобы она не считала его бездарным бездельником, которого с третьего курса отчислили. И всё маменькино окружение – актёры, творцы, а он – никто. Как же так? Костя тоже способен быть не хуже. А ваш театр – рутина. Ставят одно и то же. «Нужны новые формы». Он им покажет, как надо. А Нина – его муза, его мечта. Она воплотит «ту жизнь, что представляется в мечтах». Это новый театр. Только для неё. А маменька пусть завидует. Может, примет его всерьёз, наконец.
    Здорово, что Костя так влюблён. Он просто одержим Ниной. И она это знает. И она этим пользуется. И она сыграет в этой пьесе, которую она сама считает неинтересной. «Только читка, нет живых лиц… и ещё в пьесе непременно должна быть любовь».
    Конечно, ведь театр – это действие. Это – как жизнь. А ей предлагают какой-то туманный скучный монолог. И она должна сделать из этого нечто значительное. И она сделает! И её заметят! Может, даже благодаря спецэффектам. И пусть она не понимает того, о чём говорит – важно то, что она на сцене.
    Беллетристикой увлекается, вот и хочет действия…. Конечно. А этой Маше вот, например, нравится и Костя, и эта неинтересная, скучная пьеса….
    Казалось бы, Маша – ровесница Нины, почему бы не подружиться? Нет. Маша совсем не следит за собой, и «живёт без желания», ходит даже, как старуха, приволакивая ноги; у Маши – вредные привычки. Она пьёт водку, нюхает табак, и «носит траур по всей своей жизни». Она несчастна, потому что «по мне и бедность не беда, не будь любви на свете». Она влюблена в Костю, и все об этом знают. До такой степени, что самому Косте Маша кажется «несносным созданием».
    Ведь Маша не делает никаких попыток ему понравиться. Хотя всей душой понимает, и восхищается. Ну, чем не верная жена для талантливого и самолюбивого юноши? Ему ведь, на самом деле, только понимание, забота и восхищение и нужны. Но Маша совсем не следит за собой, и жизнь тащит, как тяжёлую ношу, и на музу не тянет. Приоделась бы, повертелась, проявила бы участие – только и всего.
    Но нет! Муза – это Нина, которая мила и нарядна. И не докучает заботой, а появляется на какие-то мгновения. Она больше похожа на мечту. А Костю «просто жизнь» не устраивает. Ему подавай «как в мечтах». Но Нина – не мечта. Она живая, реальная, материальная девушка. «Слишком простая для него».
    Всё бы отдала ради славы…. Конечно. Живой пример перед глазами – Аркадина. Вот она появилась – и вокруг вьются все мужчины. Потому что она – не из этого мира, нечто идеальное, эфемерное, капризное, недоступное. Чересчур эгоистична – но это понятно. Всегда в суете, в движении, всегда хорошо одета и причёсана – а иначе нельзя, иначе вспомнишь, что есть взрослый сын. Необычайно добра, но… не говорите с ней о деньгах! Всё уходит на туалеты – а иначе она перестанет быть такой красивой и блистательной, и не будет поклонников, и беллетрист убежит, пленившись молоденькой…. Семьдесят тысяч в банке – вот откуда уверенность в себе и в том, что он не уйдёт, а она останется красивой и молодой.
    Сын умоляет отправить Сорина, своего дядю и её брата, обратно в город, без которого он чахнет, болеет и угасает на глазах, а у неё… нет денег! Брат умоляет дать денег её сыну, чтобы тот встал на ноги и хотя бы купил себе пальто… нет денег! Прислуге на троих даёт три рубля – целых три! – вот верх благородства….
    Ах, да. «Я не зритель, я – актриса!» - оправдывается Аркадина, способствуя провалу пьесы сына своими ироничными репликами. Он, видите ли, не талантлив, но с претензиями.
    А какую блистательно-отвратительную сцену она устраивает Тригорину, когда тот с такой обидной для каждой женщины циничной честностью заявляет, что влюблён в другую, и просит отпустить его! Аркадина благодаря своему таланту и опыту живо представила, что ему могла говорить юная наивная Нина, и выдала: какой ты талантливый, как ты не похож на других, я одна умею ценить тебя…. Попала. И после этого самонадеянно заключила: «Теперь он мой». Ага. Конечно…. Сплетни в газетах, подогревающие интерес, и семьдесят тысяч в банке.
    Есть ещё один персонаж, который постоянно думает о деньгах. Но он и говорит постоянно о деньгах, потому что жалованье у него – двадцать три рубля, а семья большая. Да, это учитель Медведенко. Он если и вступает в разговор, то только для того, чтобы узнать, у кого какое жалованье, да про бедность «брата нашего - учителя» - вот о чём надо пьесы писать, на злобу дня! О насущных проблемах – вот где живые лица, а не какая-то жизнь идеальная! Пешком ходит, экономит, философствует изредка – одно слово «индифферентизм» чего стоит! – но бюджетникам всегда жилось несладко. Вот он и занудный – бедность, да ещё и долг перед семьёй… и сам признаёт, что у них с Машей нет точек соприкосновения, но Медведенко её любит, а Маша любит Костю, который любит Нину, которая любит Тригорина… ну, это уже где-то было.
    А Маше Медведенко жалко. И замуж она решила выйти, чтобы «любовь свою из сердца с корнем вырвать». Ага. Чтобы все дни напролёт продолжать пропадать в усадьбе рядом с Костей, а муж должен один за ребёночком ухаживать. Одна ремарка чего стоит – «Маша всё время не отрывает глаз от Треплева». Вот тебе и вырвала с корнем. Вот тебе и вышла замуж, и новые заботы, и ребёнок…. Бесполезно.
    Какие там живые лица, которых хочет Нина? Сам Костя Треплев тоже беден, видит вокруг то же, что и она. И он тоже хочет убежать от того, что видит. Заботится о нём лишь дядя, сердобольный Сорин. Ну, ему всех жалко, он всех может оправдать… кроме себя. По отношению к самому себе он ироничен, хоть ему и жаль, что прожил жизнь не так, как хотел. А хотел много чего – и жениться, и жить в городе, и литератором стать. А вот тем, кем стал – действительным статским советником – он как раз и не хотел быть. Безвольное следование судьбе, а на склоне лет – сожаление об упущенных возможностях…. Очень показательный пример.
    Сорин жалуется на здоровье доктору – кому же ещё? – а доктор Дорн, циничный, как и все эскулапы, отвечает, что куда, мол, в шестьдесят лет лечиться? «А чего вы хотите? Валериановых капель? Соды? Хины?» Вообще, странный доктор – он всем от всех болезней (которые, как считается, от нервов) предлагает одно средство – валериановых капель. Всем валериановых капель!.. Оригинально. Особенно если учесть, что он слыл единственным порядочным акушером в округе, да ещё и ловеласом. Один тайный роман с матерью Маши Полиной Андреевной чего стоит. «В пятьдесят пять лет поздно менять свою жизнь», - говорит он ей на предложение не прятаться и не лгать. Она – добрая заботливая женщина, а муж её, Шамраев, хоть и знает латынь, и театр (правда, большей частью анекдоты и комичные случаи), и хозяйством управляет (даже выездных лошадей гоняет работать в поле, и всё у него дохнет, хотя он и забирает у Сорина всю пенсию на хозяйство), на самом деле груб, и от этого она болеет и боится. И, скорее всего, Маша – дочь Дорна, потому что она сама это чувствует и тянется к нему. А тот – напевает….
    Доктор никому видимого сочувствия не оказывает, кроме… Треплева. Хвалит его, пьеса впечатлила – странно, кажется, и в самом деле. «Если не знать, для чего писать, то талант погубит его», - говорит Дорн о Треплеве, но тот слишком занят поисками Нины и пропускает главную для себя реплику мимо ушей. Костя сам осознаёт это, но открытие и понимание придёт слишком поздно.
    Ведь начал он писать назло матери и для матери, и для Нины, использовав последнюю в качестве подручного материала. Убил, как пресловутую чайку. Вынудил стать актрисой поневоле (а та и не возражала!), погрузил в богемный мир. Дорогу показал, а дальше она должна была идти сама, ведь таких пьес, как поняла в итоге сама Нина, в её жизни больше не будет. Пьес, где роль – для неё.
    Наиболее удавшаяся Чехову тема – это творчество. Два таких разных писателя – Треплев и Тригорин….
    Кстати, интересно – Костя стал не драматургом, а прозаиком…. Почему? Чтобы беллетристом, как Тригорин? Или чтобы оставить позади период, связанный с Ниной? Он ведь порвал всё, что написал, прежде чем попытался застрелиться в первый раз и, возможно, чтобы чего-то добиться и найти в себе силы идти вперёд, нужно было покончить со всем старым, оставить это позади? Да и стрелялся он, похоже, чтобы привлечь к себе внимание, чтобы вернуть заботу матери, вернуть Нину, но она не вернулась. Она даже не заметила. Для неё было откровением, потрясением то, что небожители могут получать удовольствие от обычной ловли рыбы, могут играть в карты, просто смеяться и плакать, и того расстояния, которое она сама себе придумала, просто нет. А значит, между ней и Тригориным – один шаг. И она его  сделала… ну, ладно.
    В общем, Костя относился к себе слишком серьёзно. Без иронии. Это-то и плохо. Он – не простой. И изъясняется пафосно. Нервный, самолюбивый, носится в «вихре грёз и образов», не имея определённой цели, воплощает то, что «свободно льётся из его души», не зная, зачем. И в итоге скатывается к рутине, думая, что в этом – его главная проблема. А ведь, потеряв Нину, пережив утрату, он начал печататься. Хотя это для него потеряло всякий смысл. Он всюду следовал за Ниной, не упускал её из вида, знал всё о ней и о её судьбе. И не для неё ли он творил? Литература – как способ вернуть её? Чтобы она поняла, что он лучше, талантливее Тригорина? Но у Нины были свои проблемы, свои провалы, ребёнок, любовь… к другому. Она стыдилась и отгораживалась. Для Нины Костя – это прошлое. А он не понимал, что и она для него – только этап. Он всё время держал её в голове. Однажды она вернётся к нему, и всё будет по-прежнему. Но наивная девушка стала женщиной, многое пережившей. Она нашла свою дорогу. И она никогда не сможет вернуться в тот мир, и не станет той девочкой, которой можно было манипулировать.
    Тригорин, счастливый соперник. Известный беллетрист, мужчина в самом расцвете сил. «Каждый пишет, как хочет, и как может», - замечает он. Сам понимает, что он пишет «мило и талантливо» (и Треплев говорит о нём так же – вот совпадение!), но хуже, скажем, Тургенева. И в пьесе Треплева он «ничего не понял, но смотрел с удовольствием»… на Нину. Потому что, по его собственному признанию, он нечасто встречает молодых девушек (хотя живых лиц - хоть отбавляй!). Хочет узнать, что Нина за штучка, и о чём она думает. Тоже хочет использовать её в качестве музы. Только этот – успешный, известный, искушённый. Умный, меланхоличный, но, что самое главное, простой. Может говорить со всеми и обо всём (хотя в молодости наверняка был таким же нервным и болезненно самолюбивым юношей, как Треплев – всё приходит с опытом). Он пишет, потому что «непрерывно должен писать», поэтому ходит и всё записывает в блокнот (вот это гипербола!). Непонятно только, зачем он записал историю про девушку-чайку, которую приезжий от нечего делать погубил, а потом и сам забыл про то, что чучело чайки заказывал (кстати, через два года он уже без блокнота!). Считает рассказы Треплева «бредом без живых лиц» (сдались им эти живые лица!), даже не разрезал страницы с его рассказом в журнале, тогда как со своим – в обязательном порядке. Однако же поклон от почитателей Косте передал…. Тогда же, во второй приезд, кидает странную реплику о том, что надо бы осмотреть старый театр – «созрел мотив, только возобновить в памяти место действия». Хочет вернуть Нину? Так ведь и она всегда держит это в голове, возможно, поэтому у неё и есть силы, чтобы продолжать жить и играть – он не верил в театр, а она добьётся, она покажет!
    При Аркадиной «у него нет своей воли», а при Нине… он максимально приземлён. Так, что его даже хочется потрогать, по головке погладить – вот он, реальный, простой, он не врёт. Его легко понять. Он никак не ощущает известности. Он не любит себя, как писателя, не понимает, что пишет – вот только в пейзаже он – мастер, это да. Сам знает. Выработал приёмы – чего ж теперь нервничать? Хорошо он себя расписал…. Рыбу ловить – вот счастье! «Когда ему говорят хорошие слова – он проваливается». Даже в психушку попасть боится. Во как самоироничен! Но это – тоже роль.
    Когда ему преподносят его же слова «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми её», то в нём что-то переворачивается. От          с в о и х  же слов! Это тоже символ. Любит-то он только себя…. Видите ли, в молодости ему было некогда любить – обивал пороги редакций, а теперь – самое время. Если уж он сгоряча своей любовнице признался, что другую любит – как же надо было забыться! Мало он молодых девушек встречает – вспомним его фразочку…. А потом, по малодушию, жил с Ниной, не бросая Аркадину – молодец. Чтобы никого не обидеть, а главное, самого себя. На одной чаше весов – молодость и свежесть, на другой – семьдесят тысяч и сплетни в газетах. Ха, понятно, что выберет. Тем более, что молодость и наивность быстро надоедают. Особенно если девушка становится мелочной, раздражительной, и берётся только за главные роли и по этой самой причине, да ещё и из-за наивности всё время проваливается. Играет безвкусно и грубо, да ещё и за ребёнком не уследила.
    А загадала же Нина – идти или не идти в актрисы, и выпало ей «не идти». И Чайкой подписывалась только из-за «сюжета для небольшого рассказа» Тригорина. Но испытание Тригориным она выдержала. Нашла свою дорогу, поняла, что актёрство – это не толпа с колесницей, а умение терпеть. Нашла свой путь. Почувствовала в себе силы. Поняла, для чего ей всё это. Знает, в чём её призвание.
    А вот Костя испытание Ниной-то и не выдержал. Шансов нет. Его известность ничего не изменила. Она не вернётся, а ведь всё, что он делал – было для неё. Без надежды. Перед ним – вторая Аркадина…. Этот этап он тоже должен был пережить, но без неё всё бессмысленно. Всё разорвал. Пулю в лоб. Смысла мы не видим. Терпеть мы не хотим. Слишком страшно. Слишком больно. Слабость, нет самоиронии – вот за что не люблю Костю Треплева. А ведь всё это приходит с опытом….
    А ведь, коллеги и не очень, как говорится, «всё, что тебя не убьёт, сделает тебя сильнее»!..

                                                                                   04.05.05

Как Борис Акунин Надругался над "Чайкой"

Ольга Фёдорова

                        Как Борис Акунин надругался над «Чайкой»

                                          «… ПОЛИНА АНДРЕЕВНА. Снова рукописи рвал….
                                      Это с Костей часто бывало – рассердится, что плохо
                                      пишется, и давай рвать мелко-мелко. После прислуга
                                      откуда только эти клочки не выметает… (опускается
                                      на корточки, начинает собирать обрывки). Надо бы
                                      склеить. Вдруг что-нибудь великое.
                                                АРКАДИНА. Вряд ли. Откуда ж великому
                                       взяться?..»
                                                              (Б. Акунин, «Чайка»).

    Против этого товарища я, собственно говоря, ничего не имею. Те детективы, которые он пишет, читать интересно – хороший, живой язык. Потому что он всё придумал сам, и язык этот – его собственный. Одно время он даже был модным автором (это время, кажется, продолжается и сейчас).
    Так вот – против него я ничего не имею. Но ненавижу, когда наступают на мои больные мозоли. Больные – и потому любимые. Возможно, он кому-нибудь ещё так не угодил. Но сегодня этому господину не повезло, потому что «Чайка» Чехова – моя любимая вещь. А он над ней надругался. Наигнуснейшим образом.
    В передаче «Школа злословия» Акунин на вопрос о его проникновении в классическую литературу честно признался: одна из ипостасей Акунина – такой вот хулиган. И он любит, как он метко выразился, «повозиться» в чужом языке. Что он и сделал. Лучше не скажешь.
    Причём осчастливил он таким образом не одного только Чехова. Были и другие авторы. Но о них не буду – пусть кто-то ещё свои больные мозоли лечит. Просто у тов. Акунина (или у обладателя такового псевдонима) такое вот хобби. «Возиться в чужом языке». Он даже уверен, что у него это классно получается – сама слышала.
    Так вот – решил Акунин сделать из чеховской «Чайки» детектив (это я для непосвящённых поясняю). Детектив в двух действиях. Первое – оно же последняя картина чеховской «Чайки» плюс отсебятина Акунина – Треплев предстаёт маньяком с револьвером в руках, постоянно его поглаживая и размахивая им, вся комната заставлена чучелами убитых животных. Но что случилось с маньяком-Треплевым, непонятно. Почему-то Акунин делает вывод, что его убили.
    Второе действие состоит из нескольких дублей (каждый раз – как новая версия второго действия). И получается, что каждый из персонажей «Чайки» - потенциальный убийца Кости Треплева. И в каждом дубле один из персонажей признаётся в убийстве. Класс. «Восточный экспресс» и «Десять негритят» отдыхают!
    Как-то вся логика финала чеховской «Чайки», весь драматизм и трагизм разом нарушаются, переходят в фарс. Собственно, решение Треплева было вполне понятным и осознанным. А тут выясняется, что это не так. Хотя по ходу пьесы в момент выстрела Треплева все остальные в соседней комнате играли в лото, но Акунин это обстоятельство проигнорировал.
    Из доктора Дорна тут же был слеплен «деревенский детектив». И сюда умудрился Акунин приплести своего обожаемого Фандорина – дальний родственник, фамилия произошла от «фон Дорна». Тихие и мирные жители усадьбы превращаются в кучку маньяков-убийц. Маша «неприятно смеётся» и «некрасиво кричит басом» (хотя у Чехова она уверяла, что застрелись Треплев – не стала бы жить ни минуты), добрый Сорин «испуганно оглядывается и виновато опускает голову», Тригорин орёт истошным голосом и всхлипывает. Одни ремарки прямо-таки «чеховские»! Кровища, мозги по стенке…. Ну, смешно – комедия и есть. Натуралистические подробности, рассчитанные разве что на любителей «Дежурной части».
    Нина, что поражала в финале чеховской «Чайки» трагическим пафосом («веруй, неси свой крест»), нежеланием заходить в дом и остаться в нём на какое-то время, оказывается, вполне могла вернуться, потому что Треплев вёл себя, как безумный (это чьё воображение, в таком случае, расстроилось, и кто там подписывался Чайкой? Да кто угодно!), хотел убить Тригорина (хотя всегда был в курсе того, что происходило между ним и Ниной, и при встрече даже руку ему пожал!), и Нина решила предотвратить убийство. Оригинальным способом – отдавшись ему. Но потом, видимо, чего-то испугалась, ведь тот вёл себя, как маньяк. Зверски застрелив Костю, она, уже уходя, вдруг вспомнила, что оставила в комнате шарфик. Вернувшись – а там уже вся компания (ей никого не хотелось видеть, конечно, но что делать – улику-то надо забрать!), разыграла сцену (ремарка гласит, что за два года Нина стала актрисой не хуже Аркадиной (!!!) ), но попалась – «фон Дорина» не проведёшь!
    Да, настоящий автор детективов – действует по принципу «ищите женщину» или «ищи, кому выгодно». Ну, ради Бога, всё верно, хороший бы вышел детектив, но «Чайка»-то чем провинилась? С другими персонажами и в другой обстановке – классно. Свежо. Но это уж фарс какой-то. Кабы не было так грустно.
    Кто-то скажет: «Да ну, прикольно»…. Да, возможно. Вот есть на «Муз-ТВ» программа: там всю русскую классику на рэп переложили. Это как раз здорово – легко усваивается, понятно, доступно и весело и, как говорится, ни одно животное не пострадало. А продолжения, особенно такого, акунинского рода – они всегда обречены. Особенно если нарушается вся логика произведения, и есть, к тому же, куча несоответствий.
    Из Медведенко прямо Отелло получился. Такой взбунтовавшийся маленький человек. Привидение Акакия Акакиевича. Самолюбие проснулось…. Только вот есть одна странность – Треплев якобы «пробормотал что-то по-французски, зная, что я не пойму» - так говорил обиженный Медведенко. Любопытно – учитель, и не знает французского, а киевский мещанин, отчисленный с третьего курса – тот мыслит по-французски (что-то у Чехова он ни одной иностранной фразы не произнёс, в отличие от того же Шамраева, скажем – управляющий, который знает латынь, о как!)…. Конечно, тут наш бюджетник от такого унижения совсем голову потерял, и за револьвер схватился. Путает французский с латынью, бедняга – вот кто деток учит за двадцать три рубля в месяц! Ужас один! Так вы, мосьё Акунин, недооцениваете наших учителей, считаете, что им правильно такую зарплату начисляют? Что ж, сытый голодного не разумеет…. А Чехов приписал Медведенко чудесное слово «индифферентизм» - вот так-то, мистер Акунин!
    Маша – тоже потенциальная убийца. Была какая-то теория, что можно любить настолько что попадаешь в зависимость от объекта любви, и всерьёз веришь, что, устранив его, избавишься от зависимости – ан нет…. «Это не Заречная – чайка, это я – чайка»…. Стояла Маша под окном, слышала разговор (совершенно невинный!) Нины и Треплева, поняла, что та снова вскружила ему голову, а ведь Костя уже было стал смотреть на Машу, как на женщину (неужели? А как же «… я одинок, не согрет ничьей привязанностью…»?).
    Особенно поразили искусно выписанные Акуниным супруги Шамраевы, выгораживающие друг друга. Шамраев, «старый солдат», решил заступиться за дочь Машу, услышав, как Треплев жалуется, как ему надоела Маша своей «постылой любовью» (хотя, насколько я помню, тот Машу вообще не замечал). Вот благородный человек – больше всего дорожил своим местом, а тут оказался способным на поступок! Его супруга, Полина Андреевна, как выяснилось, умеет стрелять, да ещё и весьма метко. Где научилась, непонятно. Может, втайне ото всех посещала снайперскую школу. Или доктор научил?
    А ребёнок Маши, тот самый, к которому она не питает никаких чувств и оставляет у Медведенко дома – он, оказывается, от Кости, и зачат по пьяни…. Замечательно. Раз у Нины есть, то и у него должен быть, все мы – люди (это притом, что, кроме Нины, тот вообще никого не видел, и в злоупотреблении алкоголем замечен не был). Интересная версия….
    Добрый старик Сорин убил Костю, потому что тот помешался. Стал бегать по деревне с револьвером – «стрелял всё, что попадётся – птиц, зверьков, недавно в деревне застрелил свинью….» Вот во что Акунин превратил фразу «Я имел подлость убить сегодня эту чайку…»!.. И, наконец, Треплев пришил доброго старого пса Догоняя – «просто так, ни за что» - аж слёзы на глаза наворачиваются. Пожалел дед мальчика и застрелил, чтобы «гордого и независимого Костю» не отправили в психушку – парень этого, видите ли, не переживёт.
    Но это ещё не пик смеха – так же была ещё одна несчастная любовь! До смешного поэтичная. В Треплева безответно влюблён Тригорин, а Аркадина жутко ревновала. Ещё бы, какой высокий штиль, аж завидки берут: «Здесь, на берегу этого колдовского озера, осталось моё сердце! Твой сын подстрелил его, как белую птицу…. Я – чайка!..» Жуть. Так любил, что даже рассказы его не читал. И с Ниной жил. И Аркадина в сердцах пристрелила своего постылого сынка, чтобы не мешал её личной жизни. Чудо, просто чудо! Прямо на злобу дня! Всем угодил тов. Акунин!
    По Тригорину, тому самому, у которого «нет своей воли», вообще здорово проехались. Неубедительно выходила криминальная повесть – желал новых впечатлений – завидовал Костиному дару – убил. Ну, прямо Микеланджело и Сальери в одном лице! Гигант мысли! Ничего себе, простой человек без воли! Пишет, не задумываясь…. Сильный образ, что и говорить. Мне всегда было интересно, откуда что берётся. Это где ж такие идеи растут? Психология убийцы – на собственном опыте…. А сами бы попробовали?
    И апофеозом всего этого фарса стал образ доктора-маньяка. Доктор Дорн – секретарь губернского Общества защиты животных. Члены этого странного общества нападали на зоосады, выпускали из клеток всех птиц, защищая цирковых львов и тигров, до полусмерти избили дрессировщика…. Ну, партия зелёных какая-то. И всё докторское жалование, оказывается, уходит на помощь животным. Доктор Айболит…. Интересно, животным он тоже валериановые капли прописывал? А Костя ходил и стрелял животных от нечего делать, чтобы не осталось ничего живого, одна только мировая душа. Маньяк. Ходил себе и постреливал, а доктор отомстил за бедных животных. Ай, молодец…. Разглядел Акунин столько положительного в этом циничном докторе!
    В общем, раз эту пьесу издали отдельной книжкой, да ещё и спектакль сделали с участием несомненно талантливых актёров, то писатель, видимо, считает это всё своей несомненной удачей. И, видимо, не он один. Только мы, зрители-читатели, сами не осознаём, что происходит. Да и не хотим осознавать.
    Писатель модный, самобытный. Но тут он действительно «повозился». Очень хорошо сказал. Лучше не скажешь. И ведь сколько ещё таких «классических» детективов на совести этого автора!
    Но я отомстила за тебя, бедная «Чайка»!

                                                                                       05.05.05

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Ольга Федорова
: Две "Чайки". Очерки о культуре и искусстве.

25.06.05

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/sbornik.php(200): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275