Ян Прилуцкий: утро в америке.
Сборник составляют два цикла, объединенные «американской» тематикой. Поскольку более их ничто не связывает, позволю себе остановиться на каждом из них подробнее.
Стилистические особенности стихотворений «Ипохондрия» и «Небесная Корова» – это, во-первых, документалистичность: «Ипохондрия» в отрыве от идеи и настроения воспринимается как текст, вполне подходящий для какой-нибудь научно-популярной программы канала National Geographic, «Небесная Корова» - слегка охудожествленная биография (вернее было бы сказать – житие); во-вторых, это кинематографичность – произведения, очевидно, рассчитаны на визуальное восприятие, каждая строфа – смена кадра, и кадра довольно колоритного, с хорошо выстроенным видеорядом. Эмоциональная окраска дилогии - сочетание, пронзительного лиризма и жесткой, злой иронии. Лирические герои обоих стихотворений чем-то схожи – циничные рассуждения об окружающей (американской) действительности героя «Ипохондрии» в действительности оборачиваются ностальгией, тоской по «малой родине». Скотт Хэвен прохоит через эту действительность, однако не теряет подобно многим свою душу.
Второй цикл объединен скорее по формальному, внешнему признаку – все тексты даны на двух языках (это тема для отдельного исследования, которое, возможно, будет оформлено в ближайшем будущем, поэтому подробно здесь на этом не останавливаюсь) и написаны классическим стихом. Семантически это классический Прилуцкий, переусложняющий очевидное, возводя его тем самым в ранг откровения; иронизирующий над всем и вся и над собой, издевающийся над читателем
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Вадим Кейлин
|