Александра Райтаровская: Набоковский сюжет.
Характерной особенностью представленных стихотворений является противоречие между длиной и количеством конструктивной информации, обусловленное, с одной стороны, повторениями
(несколько примеров:
"Неподсудна. Не жди. Неподсудна.
Ну и что что заметка в газетке.
В газетенке."
"Модный критик. Да, нудный. Но модный."
"Я Вас понимаю
Как нежно ненужно бесстыдно как можно
Как лучше
Я Вас понимаю как нельзя лучше
Как лучше нельзя
Или лучше не надо"
(различие между смысловыми оттенками здесь несущественно, см. стихотворение в целом)
и с другой стороны отсутствием законченной мысли, сверхзадачи, зашифрованной контекстом. Автор прекращает писать, когда выдыхается. Собственно, здесь пример практически необработанного потока сознания. Неуловимый ритм присутствует – это живой ритм внутреннего диалога. Авторская рифмовка случайна и не подчиняется какой-либо системе.
Подкупает искренность и некая безыскусная подлинность стихотворений Александры Райтаровской. Начинаешь мыслить как автор и говорить ее голосом. Зато не видишь, не слышишь и не ощущаешь кожей – этого автору достичь не удалось – все перекрывает голос, переходящий из бормотания в крик и обратно. На большой дистанции это может наскучить, поэтому хотелось бы пожелать разнообразия форм и средств выражения.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Евгений Никитин
|