Анастасия Яровая: Двасказы.
«Люди встречаются, а потом в их встречу вмешиваются обстоятельства. Но если люди все-таки встретились, значит, у них хватит сил быть выше любых обстоятельств. Обстоятельство разлуки можно наполнить письмами. Письменами друг к другу, друг о друге, родными и понятными словами, которые неизменно означают: встреча продолжается. Обстоятельство потерявшихся писем, оно же вынужденное молчание, - обычно заполняют воспоминаниями, ожиданием, думами. Но у Ларисы хватило сил пережить молчание в молчании. Это было тяжело, но необходимо. Раз судьба предоставляет необходимость помолчать, надо молчать». Все эти небольшие рассказы- рассказы-обстоятельства, иногда выдуманные и почти всегда незавершенные. Очень женские. Очень личные. Очень лиричные. Здесь еще могло бы быть много этих «очень», но я остановлюсь. Жаль, что нет того, что мы называем «экшн», но, с другой стороны, все это – осень, и трудно найти пути, и трудно действовать и автору, и героям: «Один шаг, второй шаг. Три шага, четыре шага. По палево-пятнистой красивой леопардовой шкуре осени. Дышать осенью, видеть осень, наблюдать осень, идти по осени. Ее пространство особенно значительно и выразительно в лесу. Лариса шла по лесу. Медленно-медленно. Отсчитывая шаги».
Герои отсчитывают шаги и сроки, как будто думают, что что-то можно отсчитать, а, отсчитывая сроки, они играют словами – и все это опять уводит нас в осень, время, когда пожинают плоды: «Все-таки тридцать девять лет. Почти сорок. Почти срок. Последний. Когда был, был, а потом весь вышел. Неожиданно почти. Но - почти. А значит немножко, да осталось. На излете, но - лететь! Самый последний рывок, устремленный к небу, но на самом деле - а то, что на самом деле оказывается, всегда выясняется впоследствии, так что можно это “на самом деле” в расчет не брать, - земное притяжение уже сильно. Не оторвать от земли ног, не отнять от тела рук. Взмахивай, не взмахивай - не оторваться. От дел и от не-дел. От родных и не-родных. От всего земного и... Пожалуй, что в ее нынешнем представлении это и было самое неземное. Неземное счастье. Неземное блаженство. (А кто-то считал: блажь.) Неземное - это почти как неизведанное»…
По-моему, больше ничего говорить не надо. Далее нужно читать предисловие автора.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Анна Болкисева
|