10-11. Римские Каникулы
12. Забор Цитадели. Музей
На ощупь – это медная кольчуга.
На вкус – раздолье мяса и вина,
Шампуры стрел в горящем сердце лука . . .
Форт, цитадель, кобылы, стремена.
И звон мечей, и лютневые звуки,
И пена кружек, песнею полна.
И менестреля нежная струна –
«Твой дивный стан и зябнущие руки . . .»
И вот музей – вам место для досуга.
Нагроможденьем яблок, ягодиц,
В отдельности и запряжённых цугом
Жрецов искусств, царей и баловниц
Вас удивил хозяин той округи.
Но ты, певец, струной грозивший тьме,
Пророки веры и свободы слуги,
Вы – узники в музейной кутерьме.
И колокольным стоном ваши руки
Простёрты к небу. Просьбой дать земле
Покоя негу после долгой муки,
Тепла и света в вечной полумгле.
И в дебрях, у забора цитадели
Вы забрели в тот светлый мезонин,
Где изумрудом небеса горели
И воды рек струил аквамарин.
Где «жаркой охрой» купола и крыши
Вонзались в сумрачную спесь времён
И столп огня стремился выше выши
Сквозь января застылый небосклон.
И вы – из полумрака двух столетий
Себе скроили малость светлых дней.
И ты искрилась светлостью лучей,
И ночи не было нежней на свете.
13. Медная струна
14. Письмо из Рима в Рим
Путёвые настали времена.
Из Рима, в Рим – пути теперь открыты.
Но плачет у разбитого корыта
Гордыней ослеплённая страна.
На сотни лет врагом осаждена,
На сотни вёрст – дремучим лесом скрыта.
Иголка в стоге сена – ерунда,
А в Риме – днём с огнём – кита не сыщешь.
То «жили лучше, жили веселее»,
То строили коню-понятный-изм,
Кто виноват? Все знают, что евреи.
Что делать? Да любой души каприз.
Не кончились проклятые вопросы,
И главный не отвечен до сих пор –
Откуда и куда во весь опор
Тебя влекут овраги и откосы?
Что толку быть владычицей морей,
Чтоб тумаки собрать всех ям и кочек
По бездорожью рытвин и обочин
Истёртыми копытами коней?
И наплевать на искренних друзей,
Чтоб оскверниться с мелкими врагами,
И царствовать над жалкими рабами?
Забыть, гордясь гордынею своей,
Разбросанных по миру сыновей,
Своих пророков закидать камнями,
И непокорных исхлестать плетями,
И наслаждаться музыкой цепей?
Играешь тем, что нет тебя светлей,
Что гарь твоя черна, но дым твой сладок?
Но разве скроешь нотами разлада
Горючую слезу судьбы твоей . . .
15. Колизей
16. Римскому другу