Руслан Нурушев: Сказки о разном.
Что особенно удивляет – так это фантазия автора. В этих маленьких рассказах почти нет сюжета. Если присмотреться, то и персонажей в каждой миниатюре – один-два. Но почему же тогда такая проза держит в напряжении, и ты с нетерпением ждёшь развязки? Ах, какую власть имеет над нами «мистика обыденности»! Нет, лучше так: мистика в обыденной жизни, среди привычных вещей и проявлений жизни.
Вдруг среди ночи заработали часы, которые давно уже безнадёжно сломаны… Страшно? По-моему, да. Сразу в голове столько мыслей, когда вдруг появляется нежданный звук среди ночи… Вот и у героини рассказа «Тик-так, тик-так…» – вдруг мысли о смерти, «поняла в ту ночь, что жизнь-то уходит и никак её не остановишь». Тут бы автору и напустить ужаса, попугать читателя. Он поначалу это и делает: оказывается, что будильник-то тикает, а шестерёнки и прочие его внутренности не двигаются. Что это? Ещё одно напоминание о том, что всё в этом мире «в руце Божьей»? Намёк на быстротечность жизни?.. Но посмотрите, как Р.Нурушев изящно решает возникшую в связи с этим будильником проблему…
А вот ещё одна завораживающая, интригующая сказка – «Бессонница». Пересказывать её – значит портить читателю впечатление. Но разве не замечали вы хоть раз, что наши домашние тапочки совершенно странным образом передвинулись за ночь с одного места в другое?
Вообще, весь «вечерний цикл» Р. Нурушева полон неясных шорохов, загадок, сумеречных теней, нервной взвинченности, недомолвок, которые побуждают читателя придумывать рассказу свой финал, не дождавшись, когда повествование дойдёт до конца. Пожалуй, у некоторых отобьет желание читать эти сказки первая миниатюра – «Вечер». В ней и впрямь ничего не происходит – только мысли, мысли лирического героя о мире («Ах, мир, ты ведь только тень, только призрак…»), вечерний разброд в душе, лёгкая депрессия. Ну что ж, это, пожалуй, и не рассказ вовсе. Это больше похоже на стихотворение в прозе. Мне всё же кажется, что миниатюра «Вечер» – удачное начало всего цикла «Вечерних сказок». Читатель настраивается на нужный лад… вот он уже настроился… и – вперёд, к чудесам и диковинкам нашей повседневности. Мы ведь порой и не замечаем даже, что рядом с нами живут, двигаются, дышат абсолютно, казалось бы, бездушные предметы. В «Вечерних сказках» они самым бесцеремонным образом вмешиваются в жизнь своих хозяев, и тогда людям уже не до смеха.
Часам (будильнику) посвящена ещё одна сказка: «Дзинь-дзинь-аминь…». Но тут совсем другое настроение. Перед вами, дорогой читатель, остроумная эротическая штучка (надо ж такое придумать! надо же о таком подумать…), которая наверняка вызовет у вас улыбку. «Дай мне, Господи, дожить до тех лет, когда в ответ на прикосновение любимых рук ничто во мне не шевельнётся – ни одна стрелка, ни одна шестерёнка. Не дай бог! Уж лучше вниз кнопкой со шкафа!»
Ну, а дальше – снова мистика и тайна: «Луна и принц», «Сказка о последнем человеке»…. После рассказа «Свет мой, зеркальце, скажи…» так и хочется спросить у главного (и единственного) его героя: «Так кто же ты, ёлки-палки?!» Автор не даёт ответа. И правильно делает. Читатель снова вынужден заниматься творчеством (сотворчеством), отвечать на этот вопрос самостоятельно, придумывать что-то своё. Искусство должно быть немножко непонятным.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Алексей Петров
|