Алексей Тарасов: Монологи Печального Господина.
И как-то тяжко, больно даже
Душою жить — который раз?
В кому-то снившемся пейзаже
В когда-то промелькнувший час.
(Вл.Ходасевич, 1927)
Стихи Алексея Тарасова - роскошное доказательство тому, что поэтика Серебряного века вовсе не умерла вместе с ним. С первого взгляда эти стихи напоминают постмодернизм: количество аллюзий в них огромно. Не первый или более внимательный взгляд заметит, что перед нами не постмодернизм: любая отсылка дает дополнительный смысл при полном и гармоничном наличии основного. Каждая эмоция прописана ясно и четко, каждое состояние души запечатлено точно, как ковбойская дуэль на кинопленке: камера выхватывает все существенное, все основное: "Детство уходит, а что взамен?", "Я на своей земле", "Мир качается как лодка".
Алексей чисто, в лучших блоковских традициях, работает с рифмой, и замечательно - с интонацией. Во всех представленных стихах вы не найдете ни одной вымученно-натужной поэтической инверсии; слову в строке Тарасова свободно и хорошо, оно живет в ней так же естественно, как жило бы в разговорной речи. "Час от часа, год от года / Все меняется так скоро", "Войди и в тишине считай до ста, / Забудь свой зонт, а я забуду шляпу".
Аллюзии обожали и серебряно-вековцы, но культурный контекст для них был иным. У них Одиссей ищет Итаку - у нас Элли ищет Канзас. У них стихи поэта Марциала - у нас фильмы Сержио Леоне. Время ушло, ушел Серебряный век, контекст сменился или дополнился, и вот, пожалуйста, в одном стихе "Предательски расставленные лужи / Кусают Ахиллеса за пяту", а в соседнем "Но Пол Ньюман не знает об этом".
Серебряный век заложил настолько прочные основы лирического стиха, что с ними можно делать что угодно. Отбрасывать, как современные авторы "актуальной поэзии" (точнее, им только кажется, что они стоят на собственных ногах). Отказываться от этих основ в пользу более ранних (вам не встречались авторы, уверенные, что пишут пушкинским стихом? мне, увы, встречались...). Изобретать собственные (в большинстве случаев не свойственные языку или являющиеся очередным велосипедом невежды-авангардиста). Но есть и еще один вариант: воспользовавшись прежним, сказать новое. Взяв прочный и устоявшийся фундамент, построить на нем свой собственный дом и сосредоточить усилия на смысле, а не на форме, которая, как и деньги, вообще-то нужна для того, чтобы о ней не думать. А по части смысла стихи Тарасова красивы и честны, сочетание в наши дни довольно редкое. Его лирический герой не чужд самолюбования и самообмана ("Молод, наивен, чуть-чуть красив"), но замечает подобные вещи и иронизирует над ними. Он, как и положено лирическому герою, часто бывает одинок: "Мы друг в друге ищем отраженье, / Только не находим до сих пор", "Нет, не клеится… И не склеится, видно, вовсе", но не упивается одиночеством, не смакует его, не высмеивает альтернативу по принципу "зелен виноград", хотя и не уверен в исходе: "В удачу, милый друг, не верю я, но пусть / Ворвется солнца луч в мой опустевший храм".
С поэзией Серебряного века стихи Алексея роднит и еще одна черта: постоянно возникающее в тексте предчувствие апокалипсиса, сопряженное с мучительным поиском само-идентичности в рамках огромного, обреченного мира: "Я б, наверное, так не смог, / Я бы сыпал на землю молнии", "Голубь взлетел белым титром — скоро конец", "Горящий взор, остывшие сердца — / Куда нам до Ромео и Джульетты". Эти, как сказал Ходасевич, "кому-то снившиеся пейзажи" разных эпох и времен - чертежи, с коими мы сравниваем реальность, и рамки, в кои мы пытаемся ее загнать. Реальность, конечно, сопротивляется - бывает, доходит и до нервного срыва: "Ты, обняв меня, шептала: / Успокойся… Успокойся…", лицо Печального Господина оттого и печально, что идеал недостижим. Но на пересечении идеала и реальности рождаются и сознание, и стихи.
Стихи Алексея Тарасова много говорят и об авторе, и об эпохе: это верный признак хорошей поэзии. А за что его лирический герой собирается застрелить мексиканца Ашота, вы узнаете, прочитав сборник.
Не буду вам мешать :)
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Михаил Майгель
|
Монологи Печального Господина
2006Кино (Ностальгия) |У меня на теле шрам от стекла… |Не Ромео |Нет, не клеится… |Маленькой девочке Элли |У нее холодные ладони... |Нераскаянное безмолвие |Вдохни осенний воздух на лету… |Western. Western. Western. |11-ое число forever |Обратный отсчет в темное время суток (сюрреализмъ) |Нервный срыв |Диалог с Печальным Господином
Кино (Ностальгия)
Да, Шерон Стоун уже не та.
Да, Джонни Инглиш теперь шпион.
В зале привычная темнота.
Булькает пиво, хрустит попкорн.
Детство уходит, а что взамен?
Новая музыка не звучит.
Запах бурбона забыл Ален —
“Будет инфаркт” — говорят врачи.
Титры, субтитры — к чему слова?
Память привычно берет разбег.
Нет больше “Арии”, есть “Би-2”
Нет Чебурашки, зато есть Шрек.
Да, постепенно уходят те,
Кто еще помнит, что Элвис жив…
Я же с подругою в темноте
Молод, наивен, чуть-чуть красив. У меня на теле шрам от стекла…
Не Ромео
Когда в груди заклинит жернова
И на секунду перестанет биться,
Когда мои поступки и слова
Опять уйдут на первую страницу
Твоей злопамятности… Я закрою дверь
И стану вмиг чужим и незаметным
А ты — одной из тысячи химер,
Что тают в плотном дыме сигаретном.
Горящий взор, остывшие сердца —
Куда нам до Ромео и Джульетты,
Бесчестные до самого конца,
Бессмертные до самого рассвета.
А в небе облака плечом к плечу,
А на земле — растоптанные лужи.
Я знаю: будет все, как я хочу.
Я верю, что еще кому-то нужен. Нет, не клеится…
Нет, не клеится… И не склеится, видно, вовсе
Этот дом из спичечного коробка.
Чиркну спичкой — едва ли приедут гости,
И не вздрогнет пол в прихожей от каблука.
Скину пепел… Едва ли войдет в привычку
Из горящих зданий спасать детей.
Ты возьмешь таймаут — я чиркну спичкой,
И опять за окном засвистит метель… Маленькой девочке Элли
Время рассудит нас…
Вот уж в который раз
Элли летит в Канзас,
Домик забрав с собой.
Я же останусь здесь —
Листьев опавших взвесь,
И аритмия рельс
Со стороны любой.
Пусть колыбель простуд,
Пусть коллективный суд
За все твои “very good”
И за мою печаль.
Больше и нечем крыть —
Море не переплыть,
Я не смогу забыть,
Как закалялась сталь.
Я на своей земле.
Пусть голова в петле,
Пусть суждено золе
Тихо на землю лечь…
Время рассудит нас.
Вот уж в который раз
Элли несет в Канзас
Маленький черный смерч. У нее холодные ладони...
Нераскаянное безмолвие
Льется с темных небес вода —
Видно, плачет печальный бог.
Я б, наверное, так не смог,
Я бы сыпал на землю молнии.
Пять минут — вот и нет следа.
Пять минут — больше нету сил.
Значит, снова он нам простил
Нераскаянное безмолвие. Вдохни осенний воздух на лету…
Вдохни осенний воздух на лету…
Смывая грань меж озером и сушей,
Предательски расставленные лужи
Кусают Ахиллеса за пяту.
Простуда — верный повод пить вино
С корицей и кусочком сладкой дыни.
А старый парк изломанностью линий
Зовет. Куда — не все ли нам равно?
Войди и в тишине считай до ста,
Забудь свой зонт, а я забуду шляпу,
И рыжий пес-сентябрь подаст нам лапу
Трехпалого кленового листа. Western. Western. Western.
Это вестерн. Такая смешная игра для мужчины.
Я стреляю с двух рук, я шучу и курю сигареты.
Современные дамы боятся трехдневной щетины,
Но Пол Ньюман не знает об этом.
Это вестерн. Дорога до дома уже Одиссея.
Десять долларов, шляпа и кольт — больше мне и не надо.
Я не стану брюзгой, я не высохну, не постарею —
За меня объявили награду.
Это вестерн. Пойду, застрелю мексиканца Ашота —
Он вчера разливал мне в салуне разбавленный виски.
У Клинт Иствуда новая тема: “Ни дня без headshot’а.
И не больше 3-х слов по-английски”.
Это вестерн. Все в жизни становится резче и проще.
И пускай старый Levis сменили Armani и Gucсi.
Не прощая обид, мы бледнеем, выходим на площадь,
Чтоб узнать наконец-то кто круче. 11-ое число forever
Ты проснулся на диване,
Мир качается как лодка.
На столе стоят стаканы,
И бутылка из-под водки.
Рядом спит под одеялом
Незнакомая брюнетка.
За окном уж солнце встало,
Воробей сидит на ветке.
Ты не хочешь подниматься,
Одеваться, думать, бриться.
Лучше с нового абзаца:
Единица, единица —
Календарная страница
Врет уже вторые сутки.
В голове чужие лица:
Дамы? Леди? Проститутки?
Словно демон беспорядка
Ночевал в твоей квартире.
А по радио зарядка:
“Руки шире, ноги шире.”
Утром новые вопросы,
Утром ты опять не в теме.
Можно жить (ты знаешь способ),
Останавливая время.
А тебе уже не двадцать.
Что уж там! Уже не тридцать.
Может, с нового абзаца?
Единица, единица… Обратный отсчет в темное время суток (сюрреализмъ)
Сахар и кровь. Белая с красной полоской 03.
Чертит фотон на бумаге усталый Отец.
Но не верили в свет легкомысленные фонари,
Потерявшие нимбы бледно-желтых колец.
Небо и соль. Белая с синей полоской 02.
Сын грустно крутит на пальце терновый венец.
Но Highlander уснул, позабыв, что его голова
Отлетит, зазвенев, как шутовской бубенец.
Яд и кумач. Красная в красном огне 01.
Голубь взлетел белым титром — скоро конец.
Только солнечный диск, словно первый не комом блин
Снова лижет Ленинских гор ледяной леденец.
Сны. Только сны… И дыханье весны как забытый пароль.
Полночь. Закончен расчет — время службы 00. Нервный срыв
Лица — рожи — морды — хари…
Голова под утро ныла,
И весь день тянули силы
Люди — типы — суки — твари.
Были нервы — стали струны,
Были руки — стали плети.
В мятой будничной газете
Сплошь языческие руны.
Час от часа, год от года
Все меняется так скоро:
Солнце в окна — ливень — шторы.
Лучший друг — знакомый — “кто-то”…
…Под подушкой томик Джойса.
В ночь, откинув одеяла,
Ты, обняв меня, шептала:
Успокойся… Успокойся… Диалог с Печальным Господином
— Печальный Господин, позвольте Вас спросить:
Зачем Вам черный плащ и отрешенный взор?
— Все дело в том, мой друг: мне одиноко жить,
Как пауку плести бессмысленный узор.
— Печальный Господин, отбросьте к черту грусть:
Я познакомлю Вас с прекраснейшей из дам!
— В удачу, милый друг, не верю я, но пусть
Ворвется солнца луч в мой опустевший храм…
“Как странно говорит, ну надо же, кретин!
Но что-то в этом есть… Хм… Бессмысленный узор…”
…С красоткой уходил Веселый Господин,
А вслед ему смотрел Печальный Сутенер.
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Алексей Тарасов: Монологи Печального Господина. Сборник стихов. 11.11.06 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/sbornik.php(200): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|