Ольга Алешина: КРЕСТОВЫЙ ПУДЕЛЬ.
"... и все же это лишь мысль, хотя и страшная, леденящая до мозга костей бешеным упоением, которое мы находим в самом ужасе."
(Э.А.По, "Бес противоречия")
Стихи Ольги Алешиной рассчитаны не на любителя сладких и приятных ощущений. Они не гладят читателя по шерстке, не предлагают готовых решений, они не просты и далеко не однозначны. Текст Алешиной одновременно и сложнее, и тоньше мэйнстрим-стандарта, ему чужды резкие контрасты, кричащие краски, шумливый апломб. Этот текст строится на полутонах, опаловых переливах, он черпает свою силу из теней, пляшущих на стене дома Ашеров за пять минут до падения, он вглядывается в бездны человеческой души - и возвращается обогащенным.
Форма гармонирует с содержанием: поэзия Алешиной во многом экспериментальна, но каждую рамку автор сдвигает бережно, не размашисто, обдуманно. Рифма, в основном классическая, местами немного отходит от точной, в редких случаях превращаясь в ассонанс ("голос - хворост", "пламя - карманах"), дополнительная и опорная рифмы склонны меняться местами, но это происходит не всегда и не всегда очевидно. Строка пружинисто удлиняется ("Потерян след в белёсом киселе. / Пропавшим затемно – всё истинно, всё верно."), но по отсчету иктов либо не отличается от базовой, либо отличается не более чем на икт. Нельзя особо не отметить сильный визуальный ряд: практически все, о чем повествует автор, читатель видит, и эта картина не статична благодаря обилию в тексте глаголов и отглагольных прилагательных ("Пропадая в глотках выцветших снегирей, / расплетала пальцы и замыкала губы", "Я смотрел сквозь трещины ресниц / на фигуры, прячущие тени / в складках остановленных мгновений"). Отглагольные прилагательные, как правило, склонны отягощать и замедлять текст, в большинстве случаев работают на статику, но - не здесь. В сочетании с глаголами и деепричастиями они делают текст трансцендентным, одновременно и стоящим, и текущим, создают эффект отстранения: автор (а вместе с ним читатель) словно отстоит на шаг от реальности, пребывая в сумерках между светом и тенью, мгновением и вечностью.
Фигуры театра теней, привидения из глубин подсознания, задверье, темное зазеркалье. Одна из сторон европейской культуры, давшая жизнь примитивно-популярной в наше время "готике", но старшая, подлинная относительно нее и увиденная через призму русского языка и русского же стихосложения. Стихи Ольги интересно читать, они склоняют не только к размышлению, но и к непосредственному эстетическому переживанию вещей неочевидных и нестандартных. Того же пуделя взять: черный он или нет, но, как давно известно, шаговит. Следите за его шагами, следуйте за его шагами, и хотя стихи - всего лишь мысль, они приведут вас на грань неизведанного, не менее реальную, чем самое ваше сознание.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Михаил Майгель
|
КРЕСТОВЫЙ ПУДЕЛЬ
2007ЧЁРНЫЙ ЧЕЛОВЕК И НЕЗНАКОМКА |КОЛДУНЬЯ |НОЧЬ МЛЕЧНАЯ |КРЕСТОВЫЙ ПУДЕЛЬ |РАВНОДЕНСТВИЕ |УТРО ЦВЕТА МАРЕНГО |ЕЖЕВИКА |ЛИШНИЕ ЖЕРТВЫ |ОСКОЛКИ |БУМЕРАНГ
ЧЁРНЫЙ ЧЕЛОВЕК И НЕЗНАКОМКА
День гудит перекрёстками.
В антураже нечётного века
проходил из катрена в катрен
призрак Чёрного человека.
Зря флиртует с подростками
никому не знакомая дама,
в вечном трауре перемен
у окна занимая упрямо
место его тени.
Она неподвластна времени.
Ароматы туманные
заполняют безлюдие бара.
Шесть минут до двенадцати
остаётся. Он бледный и старый.
Его спутники странные
не здороваясь, курят у входа.
Соглядатаи прячутся
в объективах особого рода.
Не состоялась встреча.
Сон остаётся вещим. КОЛДУНЬЯ
Вокруг шеи ожерелье из змеиных глаз
с вертикальными разрезами-зрачками.
С обнажёнными крылатыми плечами,
выставляя кости напоказ,
женщина входила в тёмный зал,
а за нею закрывали двери
хищные всевидящие звери,
тратя на улыбки свой оскал.
Я смотрел сквозь трещины ресниц
на фигуры, прячущие тени
в складках остановленных мгновений,
как от вспышек ядерных зарниц,
от чужих проникновенных взоров,
слушал в тишине бесплотный шорох
крыльев невесомо-кружевных.
На едва ли ощутимый пол
рассыпались бусины гипноза,
раздавая зрелище по дозам,
превращая волю в тонкий шёлк,
волосы - в собачьей шерсти клочья…
Раскраснелся вечер новой ночью
в пасти на клыках моих стальных. НОЧЬ МЛЕЧНАЯ
Ночь млечная, парная. По глотку
не выпитая спящими живыми.
Подобно молодому роднику,
сквозь щели незаметные сквозные
по капле пробивается в дома
и затопляет комнатные души,
настольный свет своим теченьем тушит.
Танцует зачарованный шаман
и сводит обитателей с ума.
Для тех, кто будет в жертву принесён,
кто не вернётся из пробелов в строках,
готовил он кристально крепкий сон
из забродивших ядовитых соков.
Я в каждой нарастающей волне
предвижу завершение обряда
и нарушаю временной порядок,
вскрывая криком череп тишине.
Шаман танцует. Тени на стене... КРЕСТОВЫЙ ПУДЕЛЬ
Безалкогольный воздух: не пьянит
и так безвкусно утоляет жажду.
Мой антипод ладонью гасит вспышки
сознания. Валетообразность. Не важно
значение обратных смыслов здесь.
Уснувшим замертво – всё поровну, всё равно.
На чёрном белое – лишь снег на волосах
нашёл приют. Мой пёс крестовой масти
истошно выл, но бросился бежать,
почуяв запах незнакомой своры.
Потерян след в белёсом киселе.
Пропавшим затемно – всё истинно, всё верно.
Костями оттепель любуется за тех,
кто сгинул в темноте, растаял заживо.
Страшатся отпечатков стылых лап
и воя неумелого под вечер
простые небожители лесные.
Проснувшимся – всё призрачно, всё странно. РАВНОДЕНСТВИЕ
Ночь не пятилась, просто взяла своё,
захлебнулась масляным мозгом чадящей лампы,
сорвалась с подоконника в кружевное бельё,
приземлившись на трижды-четыре лапы.
Пропадая в глотках выцветших снегирей,
расплетала пальцы и замыкала губы,
и лакей, дежуривший у дверей,
подавал колдунье собачью шубу,
под сердитый хохот соседских стен
и бесстыдный лай во весь женский голос.
Сам хозяин не провожал гостей.
Сквозь узоры штор наблюдал за тем,
как глухой слуга собирает хворост
и играет в мяч с пуделем крестей. УТРО ЦВЕТА МАРЕНГО
Утро цвета маренго в городе лип.
Мой плащ соблюдает оттенок пейзажа.
Я ваш персональный, всезнающий гид,
вчера совершивший удачную кражу.
Вы смотрите страшно. В мои ли глаза?
Смеётесь… а я не люблю зубоскальства.
И вашего шарфа атлас-бирюза –
почти провокация или нахальство.
Утро цвета маренго в городе грёз
о нарисованных мелом столицах.
Я очень прошу, отнеситесь всерьёз
к каждой петле на заточенных спицах
у поседевшей красотки в руках,
вяжущей день в грозовых облаках. ЕЖЕВИКА
Учились не бояться высоты
и не смотреть под ноги - только прямо,
и обращались ласково, на «ты»...
а руки нервно прятали в карманах.
Тянулись снизу головы толпы,
довольной зрелищем изысканным и редким,
зря их глаза сквозь морок пустоты
проткнуть старались высохшие ветки.
Сжёг пятки раскалённый чуждый пласт
той прошлой, нераспробованной жизни,
которой ровно настелили наст,
и повторяли громко: прыгни, прыгни…
Как бусина сползает по спине
страх высоты, нанизанный на крики,
и дозревает чёрный дым в окне,
подобно ягоде гигантской ежевики. ЛИШНИЕ ЖЕРТВЫ
От волнения руки мокрые
у моего палача.
В небес цветном хрусталике
гигантского глаза
стаи зрачков кричат
о невозможности происходящего
здесь и сейчас.
Чёрные дыры ртов
поглощают пространство
как тихие омуты
необитаемых рек,
принимающих лишние жертвы... ОСКОЛКИ
БУМЕРАНГ
Листовертнями*
листья вертятся,
пересушены декабрём.
Перекрёсток-бумеранг или свастика.
Возвращение берёшь у него взаём.
Палиндромами
закольцовано,
время движется челноком,
проливает лазурь кувшинами,
словно горький чай с молоком
на бумагу, затёртую ластиком
или шинами...
Высоко...
____________
*Листовертни - форма визуальной поэзии, придуманная поэтом и художником Дмитрием Авалиани, погибшим 19 декабря 2003 г.
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Ольга Алешина: КРЕСТОВЫЙ ПУДЕЛЬ. Сборник стихов. 08.01.07 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/sbornik.php(200): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|