Декабрина Коржуева: минус быть.
Стихи Декабрины поражают.
Они наследуют творчеству одновременно Александра Блока, Александра Башлачева, Янины Дягилевой, "русских до мозга костей" певцов и поэтов-трагиков, болевших не только за себя.
Не откажешь стихам Декабрины в некой "зацикленности" на "корнях", на русской песенной традиции, что только в плюс (см. "клеверожжение", "язычество.вода"), в образности и именно некой "русскости". Они (ее стихи) существуют в то же время неком анархически-революционном контексте, держась на гребне волны творческого протеста - протеста осознанного (см. стихи "меня уведут", "выше обречённости", "утешительное") и тщательно, с точностью до полслова проработанного, в глубинах которых "бЕз вести" пропадает подающий голос агонизирующий поэт.
В "меня уведут" героиня как-то очень спокойно всматривается в собственную агонию: переливается строка в строку, рефреном "меня уведут" отстукивается "ритм по колёсам товарного поезда", вытекают смыслы: "меня/ уведут, не спросив, где ночует бессонница", "меня перепишут по белому красной строкой".
Очень близко к народным сказаниям и верованиям - но это уже о "клеверожжении", где в "чорных числах" чувствуется и какой-то блоковский отпечаток, и словотворчество, и та же народная традиция:
"горше полыни
трегорькое имя
дыма"
Смерть у Декабрины возвращается к героическому облику, характерному для русского эпоса. Пусть это смерть от огнестрельного кинжала или от холодного лезвия автомата... Ведь когда слышишь о тысячах и миллионах смертей, масштабы бедствия не представить. Но по-прежнему трагична смерть для человека, замкнувшегося внутри тоталитарного недокапиталистического общества (15 лет назад - общества постсоциалистического, 85 - пост-империалистического) смерть в единственном числе, смерть не штампованная, но безымянная, равнодушная (и - не-) к падению в братскую могилу безвестности:
"от болотных огней или свечки в священнейшем храме
прикурить.- ни одно ли: от смерти отрезать лоскут
на заплаты, когда ни слова, ни приклады не ранят?
кто запишет "убита", когда и меня зачеркнут?"
Лютые сибирские холода в поэзии москвички, обреченность веры и попытка язычества в антирусском и антиправославном окружении - поэзия протеста против среды и той самой трагической безвестной кончины героини.
Давно уже в России так не пишут - со времен СашБаша и Янки не видно подобных поэтов:
"собирай мои лица по косточкам
на апрель в расписании поезда,
на дожди в глазах - ливни корчатся,
проливая посмертные подати.
на остывшей кровати - зёрнышко:
порастает чертями комната -
моё тело представили к ордену
на плантациях нового чёрного."
Невозможно назвать лучшими сразу все стихи сборника. Поэтому читайте все.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Вит Ян
|