Ева Рапопорт: Мысли для засыпания.
Физиологи давно подметили любопытную закономерность: у человека в определённом "тормозном" (или "фазовом", по Ивану Петровичу Павлову) состоянии изменяется вероятность активизации связей между различными словами. Бодрствуя, он скажет: снег - это замёрзшая вода, а душа - неосязаемая сущность; засыпая: снег - это пятно, а душа - броненосец. Первая ассоциация принадлежит засыпающему Николаю Ростову (Война и Мир), вторая - героям Евы Рапопорт, настолько бодрствующим, что сами они могут показаться персонажами сновидения. Ведь кто-то из двоих, придающих такой связи глубокий смысл - либо персонажи, либо читатель - должен быть засыпающим. Поэтому засыпающим оказывается читатель.
Цикл миниатюр "Мысли для засыпания" построен на вывернутой логике, на изменённых ассоциациях, и если искать аналогии его содержанию, то их можно найти у Хармса либо в древнейшей мифологии. К примеру, миниатюра "Улица абстрактных понятий" описывает не христианские рай или ад и даже не растиражированную авторами фэнтези скандинавскую Валгаллу, а шумерский Кур или основательно забытый к началу XXI века эллинский Аид (дословно - безвидный).
Кажется, только четвёртая миниатюра слегка выбивается из этой закономерности - она демонстрирует практическую неприменимость используемой автором странной логики. "«Камни падают вверх, все мертвецы плачут вверх», – красовалась размашистая, выведенная толстым фломастером надпись на листе настенного календаря. Ну что за чушь?!"
Однако стоит герою сделать попытку разбить эту логику практической проверкой, как оказывается, что в это странное место ему путь закрыт.
Если вы боитесь иррационального, эти миниатюры не для вас.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Сергей Алхутов
|
Мысли для засыпания
2008Грустный человек, у которого ничего не было |Улица абстрактных понятий |Броненосец |Камни падают вверх |Древо незнания
Грустный человек, у которого ничего не было
Улица абстрактных понятий
– Говорят, рождество, канун рождества у них в заграницах самое суицидальное время, но чтобы удавиться на первомай!..
Улица Абстрактных понятий, дом двадцать семь, квартира на первом, парень со странной прической – это все, что от меня осталось. Здесь нет имен и фамилий, нет языка – вернее, никто не может разобрать, что это за язык, и припомнить, каким владел прежде. Здесь не выпускают газет, а книги – сплошь написанная местными бездарная чепуха. Немногочисленная к тому же – я почти все читал. А еще здесь почти нет цветов, как во сне.
Всех угодивших сюда выпускают из учреждения больничного типа со справкой, в которой значатся ровно два пункта: адрес, заменяющий имя и прочую личную информацию, и то, что нельзя. Здесь можно почти все, даже шуметь по ночам, если у вас не слишком мускулистые и злые соседи, каждому нельзя делать только что-то одно (о чем сообщается), то, что раньше было наиболее важным, любимым.
Если нарушить запрет, к вам не нагрянет никакая милиция (каковой здесь не имеется), вы просто сразу умрете – шутка ли: во второй раз. Некоторые с этого начинают, этим же и заканчивают… Но это примерно как прыжок с вышки: пока опять на нее залезаешь, начинаешь по новой бояться.
А так здесь вполне можно быть. Устраиваться на какие-нибудь работы, тратить полученные деньги на выпивку, доставать дурь – если не в этом заключается, конечно, запрет. Можно проводить время с девочками (ох, не травите душу), шататься по разным мрачным местам, где все равно не играют хорошей музыки, потому что те, кто по-настоящему умеет играть, играть не должны. Здесь немало занятных людей, хотя надолго никто не задерживается – не знаю, как это получается, лучше не спрашивайте…
Я рассказываю все это, и вы, верно, думаете, должна начаться наконец какая-нибудь история, но вот и еще одна особенность этих мест: здесь ничего никогда не происходит. Броненосец
– Чужая душа – потемки, – сказала кому-то в телефон мама.
– Чужая душа – Потёмкин, – задумчиво повторил брат.
– А кто он, этот Потёмкин?
– Ну-у, броненосец…
– А! Это такой, – мне тоже не терпелось проявить эрудицию, – с хвостом и в панцире. Я на картинке видала.
Развернули энциклопедию.
– Слушай, несимпатичный какой-то… И с чего бы это чужой душе быть такой?
Задача оказалась уже посложнее.
– Мало ли, – неуверенно протянул брат. – В душу плюнуть вон иногда норовят. А броненосцу что? Даже утираться не надо. Он же в панцире.
– А своя душа, если не чужая, какая?
– Наверно, белая и пушистая.
– Фу-у, – это казалось, наоборот, слишком просто. – Но ведь своя – она же тоже для кого-то чужая.
Мы озадаченно замолчали.
– Слушай, а давай наш броненосец будет в панцире, а внутри весь пушистый такой?
– Броне-носец. А куда это он свою броню носит? То есть несет.
– Не знаю… В пункт приема металлолома?.. А она у него вообще из чего?
– Только, – предыдущий вопрос меня уже перестал интересовать, – душа, она же, говорят, в человеке. А почему броненосцы тогда на картинках, вон, ходят по травке?
– Может, их никто еще к себе внутрь быть душой не позвал? Вот они по своей травке и ходят, и на самом деле расстраиваются.
– Нехорошо-о.
Вечером, когда мама, наконец, перестала говорить по телефону, мы упросили ее отвести нас в зоосад. Этого воскресенья мы ждали больше и – нам показалось – дольше всего. Мы отправились, но была зима, и броненосцев, которые, говорят, в нашем городе правда имелись, куда-то упрятали.
Брат еще как-то держался, я – проревела весь день и всю ночь: как же это можно так – без души?!! Камни падают вверх
Она жила на седьмом этаже и носила незапоминающуюся фамилию.
– Я таскаю книги из библиотеки, – сказала она как-то за чаем. – Есть такая огромная библиотека книг, которые я еще не читала. Так вот, – поднесла чашку к губам и быстро, словно боясь чего-то, из нее отхлебнула, – я перетаскиваю их оттуда в другую библиотеку: книг, с которыми я знакома.
– На короткой ноге? – это был ход против правил: не сразу бросалось в глаза, но одна нога у нее была немного короче другой.
Кажется, она не расслышала. Вздохнула.
– Но слишком быстро они все переходят в особый раздел: книг, которые я прочла, но совершенно не помню.
Чай в ее чашке медленно остывал.
– А потом еще дальше – в книги, которые я прочитала, но о которых самих даже не помню.
Ну что за чушь?!
Она поджала губы.
На блюдечке осталось последнее печенье – уже пора.
«Камни падают вверх, все мертвецы плачут вверх», – красовалась размашистая, выведенная толстым фломастером надпись на листе настенного календаря.
Ну что за чушь?!
Я взял со столика пепельницу и на пробу бросил ее, проследил. Сперва действительно подскочив от первого столкновения с полом, после второго она разлетелась по всему коридору уймой блестящих черных осколков.
Больше меня не приглашали. Древо незнания
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Ева Рапопорт: Мысли для засыпания. Прозаические миниатюры. Цикл миниатюр "Мысли для засыпания" построен на вывернутой логике, на изменённых ассоциациях, и если искать аналогии его содержанию, то их можно найти у Хармса либо в древнейшей мифологии. 01.07.08 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/sbornik.php(200): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|