Арик Смитти: Laetitia Mea.
"Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь."
(О.Мандельштам)
Молодые авторы склонны к поискам. Талантливые авторы склонны использовать найденное. Арик Смитти - автор молодой и талантливый, поэтому он ищет и находит, причем каждый раз - свое. Главным образом это "свое" выражается в трудноуловимых, но хорошо ощущаемых оттенках и полутонах, в негромких, задумчивых, настроенческих интонациях, в умении недоговаривать, недорисовывать и никогда, ни в коем случае, не переигрывать.
Строки Арика, "изящные, как вся идея пламени свечей", за читателем не гоняются, шокировать и потрясать его не собираются. У них другая задача - слушать, как "все глубже в душу падает отжившая листва", находить таинственную связь между миром внешним и миром внутренним, находить - и не нарушать этой связи, не вторгаться в нее грубой кистью маляра, а пропитываясь и проникаясь несказанным, возвращаться к читателю словно бы легкой дымкой. Автор любит играть с переменным числом стоп, создавая почти гипнотический ритм течения стиха. Автор может смело впустить в текст и "сны-весны", и "глаза-бирюза", и смелость его вполне уместна, ведь высказываемые мысли не банальны, а образы художественно богаты и умны, поэтому могут наполнить своим собственным смыслом даже порядочно избитую рифму.
Эти стихи - для тех, кто ценит изящество и тонкость, изысканную легкость и аромат тайны, любит прислушиваться к нечетким шагам на улице, шорохам в темноте, кто может подолгу смотреть на горящие свечи и следить за танцем теней на грани света и тишины. Для тех, кто, проснувшись, не сразу открывает рот.
Читатель, это вы?
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Михаил Майгель
|
Laetitia Mea
2008L'Absente |Initia |Вода |Laetitia Mea |Двойники |Прага |Начнись |Сela sent le printemps
L'Absente
Дождь ночью и осенью замер,
как фильм;
я шел,
собирая холодные капли на кожу лица,
в застывшей воде оставляя тоннель,
слегка повторяющий мой силуэт
своим профилем.
Дождь замер,
и мне было скучно,
и воздуха было так много,
что он не влезал в мое горло;
и не было крови в сосудах:
лишь едкая-едкая жидкость,
что билась когда-то
в прожилках
весенней листвы тополей,
забывших меня почему-то
сейчас одного,
внутри этой ночи.
Дождь замер,
оставив мне шелест над ухом:
я знал, что сбывается жизнь,
и был очень зол,
было горько,
что летом не будут
с лотков продаваться
на всех перекрестках каштаны
под вальсы и аккордеоны,
придуманные для тебя.
Дождь замер,
и все, что рассыпалось,
все, что ушло,
не случившись,
врастало со скрежетом в веки
тугой сеточкой капилляров,
подробной и четкой,
как схема метро Петербурга.
И все-таки это были стихи.
И все-таки смерть отступала,
и дождь продолжался,
как после стоп-кадра,
и снова шел воздух,
шел через трахею куда-то.
Я снова был здесь,
и если я что-нибудь знал в этом городе,
то знал для тебя.
Я здесь.
Как же мало...
И все же:
никто не бывает один,
даже если он прав —
как никто.
Никто в том дожде,
ночью,
осенью,
в центре стоп-кадра. Initia
Вода
Во мне шептались реки. Иногда
их серая холодная вода
сжимала пальцы и вела наверх,
куда на нет сходили города,
увязнув в ветре, словно в янтаре.
Под ветром там стенали провода,
под ветром застывали поезда,
и яркая бесцветная звезда
(больного неба воспаленный нерв)
безжалостней, чем злая бирюза,
сквозь веки выжигала мне глаза.
Там были голоса из-под земли:
меня учили эти голоса,
и нашей ойкумены чудеса
мелькали, словно спицы колеса,
но даже слившись в сферу, не могли
объединить и ось и полюса.
Тот странный мир разглядывал меня,
пока рождалось солнце вдалеке;
в его от света суженном зрачке,
я задыхался, полноту кляня;
сближений века с веком в тишине
томительно тянулась череда,
не приближаясь ни на шаг ко мне,
как если бы увязла в янтаре,
и все во мне сжигала та звезда
(больных небес пульсирующий нерв),
сама давно отчаявшись сгореть.
я имя рек любовь вода
когда вверху Laetitia Mea
Двойники
Прага
Мне кажется, я знаю, кто придумал снег.
Печаль того, кто зажигает ваши окна,
поможет мне сегодня бережно и плотно
укутать сотни миллионов человек
метелью древних переулков и дворов —
и фонари, как будто между прочим,
уронят мандариновую горечь
на губы опоздавших на метро.
Ночную тишину переполняют сны;
слегка намеченные снегом силуэты
тех, кто ни с кем не подружился с лета,
застыли в долгом ожидании весны;
но дни и ночи ожидания легки,
и мостовая в звонкой новогодней Праге
(под елкой со звездой, в подарочной бумаге)
несбывшиеся все хранит шаги. Начнись
подожди меня немного
подожди меня
замри
ты же знаешь
ты же знаешь
как бывает там внутри
подожди
замри
и вспомни
все что ты забыл о ней
как вертелась
и смеялась
вьюга в бусинах огней
как кружились
и смеялись
вместе канувшие в жизнь
подожди
замри
и вспомни
а потом опять начнись Сela sent le printemps
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Арик Смитти: Laetitia Mea. Сборник стихов. Европейские по духу и форме стихи. Изящный слог, неяркий свет, негромкий звук, множество теней и тишина. 22.01.08 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/sbornik.php(200): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|