Софья Чеснокова: Лирическое наступление.
"Свобода смотрит в синеву.
Окно открыто. Воздух резок."
(А.Блок, 1902)
Не зря у великого поэта в стихе об утраченной юности воздух "резок", а окно открыто. У каждого человека, даже если он не пишет стихов, бывают мгновения, когда необходимо посмотреть в окно жизни резко и честно, освободившись от иллюзий, ища правды, а не сказки. Мне кажется, что именно такой первичный импульс породил стихи сборника "Лирическое наступление".
Лирическая героиня стихов Софьи не играет ни на публику, ни для себя, не плетет словесные кружева с целью придать печалящей реальности изысканный вид; она свободно и резко рассматривает свое одиночество под увеличительным стеклом поэзии. Честность, - страшное наступательное оружие лирики, - в данном случае обеспечивается и почти песенной динамичностью размера, и легкой для восприятия, отчетливо звучащей рифмой, и отказом автора от переусложненных салонных образов в пользу простых, ясных и ярких, как та самая синева за окном у Блока.
Особенно показателен в этом отношении первый текст подборки, для которого Софья Чеснокова выбрала почти не встречающийся в современной авторской поэзии метр - пятидольник третий. Конечно, затерявшиеся в дали веков коллективные авторы традиционных, например, Семик-Троичных обрядовых песен не могли знать, насколько точно метр этих песен передает "звучание" современного поезда. Но современный автор уловил сходство и замечательно удачно воплотил его с помощью старинной, но традиционной и родной для русского языка ритмической техники, при этом умело выстроив сложную иерархию несложных образов так, чтобы смысл и форма в гармонии передавали основную эмоцию и мысль текста.
Если ваши чувства свободны, а сердце открыто, эти стихи скажут вам многое.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Михаил Майгель
|
Лирическое наступление
2008Просто в тамбуре... |Ветер гоняет... |Ночь догорает... |Два миндальных пирожных... |Это только январь...
Просто в тамбуре...
Просто в тамбуре пахнет сыростью, а попутчица пахнет старостью.
И когда так успела вырасти? Занавески на окнах, дождь.
Отмечаешь маршруты рисками, провожаешь перрон без жалости.
На кого-то как будто близкого этот мальчик в купе похож.
Без надежды на что-то лучшее будет легче оставить прошлое.
Если принц оказался грузчиком, то принцесса его простит.
Вдоль дороги канавы-рытвины вдаль уносятся, как и прочее.
Отрываешь почти забытого, словно с кожи присохший бинт.
Проводница поправит простыни, принесет черный чай без сахара.
Оказалось все очень просто, но отчего-то рябит в глазах.
И выходишь, немного гордая, из вагона в пальто распахнутом...
Ты же знала, что в новом городе будет тот же пустой вокзал. Ветер гоняет...
Ветер гоняет по улицам желтые листья,
в городе осень – она, как и всё, неизбежна.
Чаще идти с непогодою на компромиссы,
чаще писать sms-ки и видеться реже.
В новых подъездах не зря полумрак и морозит:
не выключай фонаря до последней ступени.
Сколько у лета тепла ни займешь ты, но осень –
время оплаты просроченных штрафов и пеней,
время перчаток и черных заброшенных станций,
время разлук и листов облетевших тетрадных.
Кадры крадешь из пространства, и так может статься –
будешь и сам из него безвозвратно украден.
Драп горизонта, стежками заката прошитый,
кутает землю и тянет коварные тени...
Жизнь для того и дана, чтобы делать ошибки.
Есть ещё время, и листья не все облетели. Ночь догорает...
Ночь догорает промасленными газетами,
утро не клеится, валится все из рук.
Ты далеко, я уже привыкаю к этому,
наша разлука – не худшая из разлук.
На остановке все нет моего автобуса:
где-то пригрелся, наверное, и уснул.
Думаю: там, на противоположном полюсе,
кто гладит пальцами грани шершавых скул?
Пусть себе гладит и нежно зовет по имени –
мир не разрушится, дом не пойдет под снос...
Но вспоминай иногда. И ещё люби меня.
Ну, хоть по ложке на завтрак и перед сном. Два миндальных пирожных...
Два миндальных пирожных, выцветший плед,
познакомимся заново, выпьем, подружим.
Ведь вдвоем переждать эту зимнюю стужу
будет легче, да выхода, в общем-то, нет.
За окном минус тридцать, внутри – холодней,
но зато здесь в помине не будет потопа.
Мы забудем, что я не твоя Пенелопа,
ну а ты, несомненно, чужой Одиссей.
Да и нужно ли брать эти факты в расчет,
если нам не покинуть пределов постели?
Это значит – укутай меня потеплее.
А весна? До весны доживи-ка ещё... Это только январь...
Это только январь и знакомая с детства простуда.
Как всегда, помогают ромашка и клюквенный морс.
Вечереет, все нет на пороге знакомого чуда,
обещало зайти... Как потом отпускать на мороз?
Аспирин не бросает в беде, словно истинный рыцарь.
Большеглазая полночь во тьму округляет нули.
Здесь тепло, как в норе, но опять отчего-то не спится,
беспокоит как будто не выбитый вовремя клин.
И, возможно, все это проделки недоброго рока,
что любой аромат обращает в удушливый дым...
Позвони, нам с тобой все же будет не так одиноко –
потерявшим среди бесконечных сугробов следы.
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Софья Чеснокова: Лирическое наступление. Сборник стихов. Небольшой сборник прекрасно исполненных, ярких и простых лирических стихотворений о любви и одиночестве. 26.02.08 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/sbornik.php(200): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|