Сергей Долгов: Метафизика.
Духовная лирика особенно популярна сегодня. Религиозный подъём, который продолжается в нашей стране последние два десятилетия, не мог не найти своё отражение в литературе. Увы, как и сам подъём, так и его экспансия в различные области культуры нередко носит экстенсивный, сугубо количественный характер.
По этой причине сегодня пишется множество стихов на религиозную тематику, в которых духовности – хоть отбавляй, а вот поэзии - всего ничего. Многим авторам кажется, что наполнив свой текст церковнославянизмами, предметами церковного быта, пересказывая близко к тексту сюжеты Евангелия или христианский символ веры, они этим автоматически достигают некоего художественного эффекта. К сожалению (или к счастью), всё не так просто. Подлинное поэтическое осмысление веры, как и вообще любое подлинное искусство, немыслимо без субъективного подхода к материалу, без попытки по-своему взглянуть на религиозные истины. При этом совсем необязательно нарушать их сущность, вступая на скользкую дорожку «ереси», пускай и поэтической. Во всяком случае, как и признанные классики духовной лирики (Гумилёв, Пастернак, Бродский), так и наши современники (о. Сергей Круглов, Борис Херсонский и др.) в лучших своих стихотворениях на религиозную тематику избегают подобных крайностей.
В этом смысле творчество Сергей Долгова, чей сборник стихов представлен ниже, вызывает только положительные эмоции. Автор «Метафизики» органично включает в библейский контекст собственные мысли и переживания, отчего и первый, и вторые нисколько не теряют, а, наоборот, взаимно обогащаются (если, конечно, библейский контекст возможно обогатить).
Вышесказанное касается прежде всего первого стихотворения «Растёт ли полынь в Палестине?». В сборнике к нему примыкают тексты «Герань» и «Метафизика». Даже не самый внимательный читатель заметит, что все три вещи объединяет использование рефренов и гипнотическая интонация. И, если в первых двух стихах эти приёмы выглядят очень органично, то в «Метафизике» автор, видимо, невольно загипнотизировал сам себя, отчего текст на вечную тему «разговора с небожителем» получился несколько затянутым.
«Гипнотический триптих» разбавлен вещью «Сумма теологии» и посвящён наиболее влиятельному ортодоксальному мыслителю средневековья – Фоме Аквинскому. Личность Аквината, безусловно, заслуживает поэтического осмысления. И Долгов достойно справляется с этой задачей. Иронично и в то же время серьёзно, затратив всего 14 строк, он вскрывает сущность характера Фомы, который всю жизнь работал во «враждебном окружении» мирских соблазнов, непонимания родственников и коллег по теологическому цеху.
Я уже упомянул о соблазне «поэтической ереси», подстерегающего едва ль не каждого самобытного автора, берущегося за духовную тематику. Не избежал его и Сергей Долгов. Последний текст сборника, изобилующий кошмарными атрибутами гитлеровского фашизма, заканчивается такими строками:
Человек – это камень, который сумел создать,
но не смог поднять
сам Господь…
Впрочем, здесь мы видим не столько «наезд» на Творца, сколько гиперболизированный упрёк человеку и проявлениям его свободной воли. Так что роль еретика от поэзии Долгову не светит. И слава Богу.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Артем Филатоф
|