h
Warning: mysql_num_rows() expects parameter 1 to be resource, bool given in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/sbornik.php on line 14
Точка . Зрения - Lito.ru. Алексей Петров: Первые (очерки истории отечественной рок-музыки, часть IV) (Историко-биографический обзор).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Алексей Петров: Первые (очерки истории отечественной рок-музыки, часть IV).

Итак, мы публикуем окончание эпохального историко-документального труда Алексея Петрова, посвящённого генезису отечественной рок-музыки. Честно говоря, даже немного жалко: так бы хотелось прочесть о том, что было дальше - о Гребенщикове, о "Зоопарке" с одной стороны и, например, о Вене Дркине и "Алоэ" - с другой. Но, увы. Всё - так всё.

Редактор отдела критики и публицистики, 
Алексей Караковский

Алексей Петров

Первые (очерки истории отечественной рок-музыки, часть IV)

2004

Тухманов. Первые концептуальные альбомы |Бергер |***


Тухманов. Первые концептуальные альбомы

Композитор Давид Тухманов стал известен в середине 60-х годов, благодаря песням «Последняя электричка», «Играет орган», «Эти глаза напротив», «Восточная песня». Позже всенародную славу принёс ему «День победы». К рок-музыке всё это не имеет никакого отношения. Почему же мы говорим здесь о Тухманове? Всё дело в том, что этот композитор, в отличие от других мастеров «советской песни», вовремя ощутил некоторые новые веяния в популярной музыке и записал два знаменитых «авторских» диска: «Как прекрасен мир» (1973 г.) и «По волне моей памяти» (1976 г.). Формула обоих была примерно одинакова: современный электрический «саунд», приглашённые из «андеграунда» рок-солисты и высокая поэзия в качестве текстов песен. Артём Троицкий называет эти диски «концептуальными квазироковыми альбомами» (с иронией, разумеется), но, думается, эти сочинения и в самом деле были в нашей стране первыми концептуальными альбомами (то есть созданными по сюитному принципу и имеющими общий идейный стержень). «На фоне убогости прочей поп-продукции диски Тухманова выглядели большим достижением и, соответственно, покупались изголодавшейся молодой публикой в рекордных количествах», – пишет Троицкий.

«Как прекрасен мир». Несколько песен поёт Нина Бродская (которая давно уехала из СССР), одну – Галина Ненашева, исполнителем заглавной песни значится Юрий Антонов (но на других дисках то же исполнение записано за «Весёлыми ребятами» и сегодня известно, что поёт Леонид Бергер; очевидно, Антонов тогда состоял в штате ансамбля). Ещё три песни поют «Весёлые ребята» с легендарным солистом Л. Бергером (о нём расскажем позже): «Танцевальный час на солнце» на стихи С. Кирсанова («Это танцы протуберанцев, все планеты глядят на вас...»), «Любимая, спи» («Любимая спи... Мы на шаре земном, свирепо летящем, грозящем взорваться, и надо обняться, чтоб вниз не сорваться, а если сорваться – сорваться вдвоём...») и «Любовь – дитя планеты» (обе на стихи Е. Евтушенко). Две песни гениально исполняет Александр Градский – «Джоконда» и «Жил-был я», причём певец продемонстрировал здесь такую мощь своих голосовых связок, такой талант вокалиста, что надолго поразил меломанов всей страны. «Жил-был я» – это, пожалуй, одна из первых песен в исполнении Градского, если не самая первая, которую разрешили транслировать по радио. Заканчивается диск оптимистическим эпилогом, исполненным ВИА, вокальным ансамблем и оркестром – парафразом некоторых тем, прозвучавших в альбоме раньше. Всё это в целом больше было похоже на обыкновенную «эстрадную музыку», но, тем не менее, зачатки нового мышления уже просматривались. Альбом сразу был замечен любителями музыки и критиками и надолго запомнился.

Потом Тухманов выпустил ещё один как будто бы «тематический» диск – «Эта весёлая планета», составленный из песен, взятых из одноимённого фильма. Исполнители: всё те же «Весёлые ребята», а ещё «Песняры», Л. Лещенко, В. Ободзинский, дуэт Л. Куравлёв – В. Сергачёв, ВИА «Добры молодцы», Т. Сашко, Я. Бразайтене, оркестр Г. Гараняна. Яркая «вкусная» музыка, но не более того. Тухманов снова показал себя талантливым мелодистом, но если бы не участие «Весёлых ребят», которые исполнили «Скорый поезд», «Это Москва», «У той горы», и «Добрых молодцев», спевших «Я еду к морю», даже намёка на рок-музыку не было бы.

В 1976 году студент нашей группы (его родители могли тогда достать очень многое) принёс на семинар портативный магнитофон с записью довольно необычного музыкального альбома. «По волне моей памяти». Раньше никто из нас этот диск не слышал. Музыка казалась удивительно свежей и звучала как-то особенно, по-новому: «западные» форсированные голоса, длинные усложнённые композиции, странные, заумные, на первый взгляд, тексты, разнообразие стилей. И совершенно неизвестные (широкой публике, конечно) исполнители. Нам долго не удавалось купить этот диск в магазине. Ходили легенды, что это вообще невозможно: вроде бы пластинку то ли запретили,  то ли продали «за бугор». И вдруг, перебираясь с одной кафедры на другую, вся наша группа буквально наткнулась на диск Тухманова в киоске «Союзпечать» на Комсомольском проспекте, возле станции метро «Фрунзенская», там, где сегодня стоит Дворец молодёжи. Мы мгновенно смели диски с прилавка – купили сразу всю партию.

На сей раз Д. Тухманов взял себе в «соавторы» таких  поэтов, как М. Волошин, Ш. Бодлер, Перси Биши Шелли, Н. Гильен, П. Верлен, Гёте, Ахматова, Мицкевич, Сафо, ваганты. Литературный материал был подобран Татьяной Сашко, и сей факт издатели (а может быть, сам композитор) посчитали нужным объявить. Песни исполнили «новые» для фирмы «Мелодия» музыканты: В. Андрианов из ВИА «Лейся, песня», Л. Барыкина и И. Иванов из «Надежды», А. Бырыкин (тогда ещё писали так) из... «Самоцветов», солист «Арсенала» М. Бади, С. Беликов из «Аракса», а ещё ВИА «Современник» и «Добры молодцы». Тухманов собрал аккомпанирующую рок-группу и подключил к этому делу оркестр К. Кримца и ансамбль Г. Гараняна. Весь этот синтез «филармонии» и подпольного рока прозвучал очень мощно и эффектно. Солисты исполнили свои номера не только по-русски, но ещё по-английски (Мехрдад Бади), по-французски (Беликов), по-немецки и даже по-польски. «Стремясь к большей интонационной выразительности, композитор в ряде случаев сохраняет язык оригинала, что даёт возможность передать неповторимые поэтические особенности подлинника, прелесть его звучания, – пишет А. Бузовкин в аннотации к диску. – Мелодии предстают в изобретательной аранжировке, своеобразную красочность придаёт широкое использование средств и способов современной звукозаписи».

Изысканная «Сентиментальная прогулка» на стихи Верлена в переводе А. Эфрона, великолепно исполненная по-русски и по-французски, открыла широкой публике талант Сергея Беликова. Знаменитый иранец М. Бади впервые предстал перед меломанами на диске фирмы «Мелодия» (песни «Я мысленно вхожу в ваш кабинет» на русском языке и «Спокойной ночи» на английском). Но самой популярной стала «песенка студента» (фактически без названия), написанная на стихи вагантов и исполненная мало кому тогда известным Игорем Ивановым: «Если насмерть не упьюсь на хмельной пирушке, обязательно вернусь, к вам, друзья-подружки...» Тексты удивительные и совсем не гармонирующие с канонами морального кодекса строителя коммунизма. Диск произвёл настоящий фурор. Мы слушали его в общежитии каждый день и так «запилили», что пришлось потом покупать новый. Через несколько лет эта пластинка мгновенно исчезла с прилавков магазинов. Поговаривали, что фирма «Мелодия», распространив несколько миллионов экземпляров в СССР, продала потом лицензию за рубеж... Другие утверждали, что фирме просто надоело печатать этот диск вот уже который год. Альбом-легенда... Через двадцать лет был выпущен новый, «цифровой» вариант записи этого альбома – на лазерном компакт-диске.

Позже Тухманов пытался записать ещё что-нибудь в этом роде, но вся его продукция – альбом «НЛО» (в исполнении группы «Москва», позже превратившейся в «Парк Горького»), «Ступени» (А. Барыкин), «Сама любовь» (Я. Йоала), диск ансамбля «Электроклуб», где тогда пели И. Аллегрова и И. Тальков – уровня и эффекта «По волне моей памяти» уже не достигли, хотя и «НЛО», и «Ступени» – это по-настоящему рок-н-ролльные и достаточно интересные альбомы.

Теперь Д. Тухманов живёт на Западе, в Москву приезжает довольно редко.

Бергер

***

Да, как это ни печально, «попса» в России победила. Даже те, кто прежде занимался рок-музыкой, сегодня поют пошловатые шлягеры ни о чём и выламываются на сцене в толпе полуголых танцовщиц. Многие уехали за границу, другие забыли свою музу и занялись приземлённым бизнесом. Некоторые «попсовики» ловко рядятся под рокеров и называют свою команду «группой», отращивают «бунтарские» космы и надевают аксессуары рок-н-ролла – маечки, цепи, кресты, кожаные куртки, джинсы и прочее, – но всё равно их музыка никак не может претендовать на интеллектуальный авангард. Вспомним хотя бы «Иванушек», «Любэ», «Лицей», «Божью коровку» или «На-на»... Конечно, у такой продукции миллионы поклонников, а значит и она имеет право на существование, но — что-то важное, глубокое и прекрасное мы всё же потеряли. Политика запретов, излишнего контроля и бессмысленного давления дала свои плоды. Сегодня далеко не каждый молодой человек может оценить достоинства прогрессивной рок-музыки, а тем более понять серьёзную рок-поэзию. А может быть, им сегодня это не нужно вовсе?

Рок-музыка, конечно, не умерла. Есть и у неё поклонники, но создаётся впечатление,  что их стало гораздо меньше. И, кажется, всё реже и реже на радио и телевидении звучит новаторский и, главное, профессиональный рок. Когда-то рок-музыку запрещали – и многие сдались: кто-то уехал, кто-то умер, так и не дождавшись своего часа, а кто-то ушёл в «попсу» и сегодня зашибает «крутые бабки». Позже, в годы «перестройки», рокеров выпустили из подполья – и опять поступили хитро и мудро, ибо далеко не все рок-музыканты оказались способными конкурировать с богатеньким шоу-бизнесом и сошли со сцены навсегда. Совсем охрип и замолчал А. Барыкин. А. Буйнов занялся «шутейными» песенками и традиционным шансоном. Талантливый обаятельный Малежик ударился в филармоническую лирику. Полулетаргическое существование ведёт «Аквариум» Гребенщикова. Развалилась «Бригада С» И. Сукачёва, а сам Гарик поёт ностальгические вещи приблатнённого толка. Что-то давно уже не видно В. Бутусова и Д. Умецкого из почившего в бозе «Наутилуса». «Странные игры» развалились на две группы («Игры» и «АВИА»), но и те ушли в прошлое. Куда-то исчез «Пикник». Рокер, актёр, поэт, переводчик Пётр Мамонов (лидер легендарной группы «Звуки Му») вот уже пятый год живёт в деревне, пишет книгу «Птица Зу»,  иногда выступает на театральной сцене, выращивает капусту и по-провинциальному, по-мужицки философствует. Уехали на Запад Д. Варшавский («Чёрный кофе»), В. Шумов («Центр») и Ж. Агузарова («Браво»). Правда, Жана Агузарова недавно вернулась из Америки, теперь её зовут Найтин Найтис (то есть «тысяча девятьсот девяностые» в переводе), но, кажется, сегодня ею мало кто интересуется... Ушли в мир иной В. Цой («Кино»), Башлачёв, Курёхин и Майк Науменко из группы «Зоопарк». Градского чаще видим в передаче «Белый попугай» с анекдотами про новых русских. Очень редко наше телевидение показывает сольный концерт Александра на сцене ГЦКЗ «Россия». Развалился «Секрет», а его лидеры (М. Леонидов и Н. Фоменко) разбежались кто куда: кто в «попсу», петь про «девочку-виденье», а кто балагурить на радио и телевидении (там сейчас работать прибыльнее). В последнее время Н. Фоменко успешно выступает в качестве актёра театра и кино. «Алиса» конфликтует со своими поклонниками. Айзеншпис увлёкся клонированием сладких модельных мальчиков. Макаревич занялся кулинарией и живописью (хотя музыку не бросил)... Список можно продолжать.

А может быть, это только кажется, что рок-музыка в нашей стране гибнет? А что если это закон жизни: старики уходят или... успокаиваются, на смену им приходят молодые и дерзкие? По-прежнему ведь в строю и «Чайф», и «Ва-банк», и «ДДТ», и «Агата Кристи», и С. Чиграков (группа «Чиж и компания»), и «Браво», и «Моральный кодекс», и «Квартал», и «Серьга», и почти джазовая рок-поп-группа В. Сюткина, и «куртуазный маньерист» В. Степанцов со своим «Бахыт-Компотом», да и Сукачёв вернулся-таки к рок-музыке – теперь уже в группе «Неприкасаемые», а Б. Гребенщиков записал вдруг «электронный» альбом в компании с дуэтом «Deadушки». В какой-то мере всё ещё «нашей» можно считать украинскую команду «Вопли Видоплясова», и, хотя их лидер Олег Скрипка живёт во Франции и женат на парижанке, их всё равно иногда можно увидеть на нашем телеэкране.

Появились и те, кто помоложе: «Мумий Тролль», «Ногу свело», «Сплин», «Ляпис Трубецкой», «Манго-манго», «Маша и медведи», весёлый украинский квартет «Шао-Бао», может быть, ещё кто-то... Жаль только, что нынешние – далеко не всегда романтики и бунтари, некоторые больше ёрничают и «прикалываются». Или мы уже не понимаем их? А может быть, сегодня бунтари не нужны вовсе?

Когда-то время ответит на эти вопросы...




Фамилии музыкантов, актёров и поэтов и названия музыкальных ансамблей,
о которых упоминается в очерке:


Абдулов Всеволод
Абрамов А.
Агузарова Жанна
Айзеншпис Юрий
Алёшин А.
Аллегрова Ирина
Андрианов В.
Андерсонс Петерис (Андерс Пит)
Антонов Юрий
Анциферова Татьяна
Асадуллин Альберт

Бади Мехрдад
Багрычев Борис
Барыкин (Бырыкин) Александр
Барыкина Людмила
Башлачёв Александр
Беликов Сергей
Бернес Марк
Бичевская Жанна
Богословский А.
Болдырев В.
Борзов Ю.
Боярский Михаил
Бразайтене Я.
Бродская Нина
Брегвадзе Нана
Буйнов Александр
Бурыкин О.
Бутусов Вячеслав

Валов (Милославский) Юрий
Варшавский Дмитрий
Васильев Анатолий
Великанова Гелена
Вертинская Анастасия
Веселовский Вячеслав
Витебский В.
Воробьёв Николай
Высоцкий Владимир

Гаджикасимов Онегин
Гаранян Георгий
Глызин Алексей
Голутвин В.
Градский Александр
Гранов Игорь
Гребенщиков Борис

Дегтярёв В.
Дегтярюк
Дербенёв Леонид
Димитров Эмил
Дмитриев Александр (Слоник)
Добрюха Николай
Добрынин (Антонов) Вячеслав
Долина Лариса
Донцов В.
Дудковский Левко
Дунаевский Максим
Дьячков С.
Дюжиков Сергей

Евтушенко Евгений
Ефремов В.

Жестырев
Журбин Александр

Зайцев А.
Захаров Марк

Иванов А.
Иванов Игорь
Иванов Олег
Ивасюк Владимир
Ильченко Юрий
Йоала Яак

Кавагое Сергей
Казанцев Е.
Камбурова Елена
Капитановский Максим
Касабов Эд.
Касабов И.
Квирквелия Тамара
Кеслер В.
Кикабидзе Вахтанг
Кирсанов Семён
Китаев
Клейнот В.
Кобзон Иосиф
Козлов Алексей
Кохановский Игорь
Кримец К.
Кристалинская Майя
Куравлёв Леонид
Курёхин Сергей
Кутиков Александр
Кырвиц братья

Леонидов Максим
Лерман Александр
Лещенко Лев
Листьев Владислав
Лосев Александр

Магомаев Муслим
Мазаев И.
Макаревич Андрей
Малежик Вячеслав
Маликов Дмитрий
Маликов Юрий
Малышев Г.
Мамонов Пётр
Маргулис Евгений
Миронов Андрей
Матецкий Владимир
Микоян А.
Минков Марк
Мондрус Лариса
Мулерман Вадим
Мулявин Владимир

Намин (Микоян) Стас
Науменко Майк
Ненашева Галина
Никольский К.

Ободзинский Валерий
Окуджава Булат
Орджоникидзе Г.

Пантелеев А.
Паулс Раймонд
Петров Аркадий
Плаксин Р.
Подгородецкий Пётр
Полонский В.
Понаровская Ирина
Пушкина Маргарита
Пресняков Владимир (младший)
Пресняков Владимир (старший)
Пугачева Алла
Пьеха Эдита

Романов Алексей
Рубин П.
Рудницкий Сергей
Русланова Лидия
Рыбников Алексей
Рыжиков В.
Рыжов

Сауткин В.
Саульский Игорь
Саульский Юрий
Сашко Татьяна
Синицын Б.
Сергачёв В.
Скороходов Георгий
Скрипка Олег
Слизунов А.
Слободкин Павел
Степанцов Вадим
Стодольник С.
Супрынюк А.
Сукачёв Игорь
Сюткин Валерий
Сэйтски Валерий

Тальков Игорь
Твиритинов Олег
Троицкий Артемий
Турков Михаил
Тухманов Давид

Уваров С.
Умецкий Дмитрий
Утёсов Леонид

Фельцман Оскар
Фокин Юрий
Фоменко Николай

Харитонов Владимир
Хиль Эдуард
Хлебников Анатолий
Ходнев С.

Цой Виктор

Чепыжов
Чернавский Юрий
Чиграков Сергей

Шахназаров Юрий
Шевчук Юрий
Ширяев
Шумов Василий
Шустов А.

Яблоков И.
Яремчук Назарий
Ярмольник Леонид
Ярушин Валерий
Яшин Михаил




Рок-группы и ВИА

Авангард
АВИА
Автограф
Агата Кристи
Аквариум
Алиса
Аллегро
Антихристы
Аракс
Аргонавты
Ариэль
Арсенал
Аэробус

Банановые острова
Бахыт-Компот
Блики
Божья коровка
Браво
Бразерс
Бригада С

Ва-банк
Весёлые ребята
Ветры перемен
Волосатые стёкла
Вопли Видоплясова
Воскресенье
Второе дыхание

Голубые гитары
Грифы

ДДТ
Динамик
Добрые сказочники
Добры молодцы
Дружба

Забытые страницы
Звуки Му
Зодиак
Зоопарк
Замшевая мягкоуглость

Иванушки
Изгнанники из ада
Игры

Камертон
Карнавал
Карнавал-2
Кварки
Квартал
Кино
Красные дьяволята

Лейся, песня
Лесные братья
Лицей
Лос-Панчос
Лучшие годы
Любэ
Ляпис Трубецкой

Манго-Манго
Маша и Медведи
Машина времени (Машины времени)
Мелоди Мэйкерз
Меломаны
Мифы
Модо
Мозаика
Моральный кодекс
Москва
Музыка
Мумий Тролль
Муравьиный узел

Надежда
На-На
Наутилус Помпилиус
Неприкасаемые
Ногу свело
Норок

Оловянные солдатики
Орэра
Ослиные хвосты

Парк Горького
Песняры
Пикник
Пламя
Плешь
Поющие гитары
Ребята
Ревайвл
Ревенджерс
Рубитовая атака

Саквояж
Самоцветы
Секрет
Серьга
Скифы
Скоморохи
Славяне
Смерiчка
Современник
Сокол (Соколы)
Спектр
Сплин
Стеклянные кактусы
Странники
Странные игры

Тараканы

Фиолетовая катастрофа

Цветы
Центр

ЧайФ
Чародей
Челенджер
Чёрный кофе
Чиж и Со

Шанхай
Шао-Бао

Юниоры
Юра и Саша

Deadушки
Status presens


Подготовил А. Петров (по материалам печати)

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Алексей Петров
: Первые (очерки истории отечественной рок-музыки, часть IV). Историко-биографический обзор.

04.03.04

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/sbornik.php(200): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275