Рада Гельская: Золотоглазые.
Говорят, в стихах следует избегать прилагательных. Не знаю, отстаиваете вы эту же точку зрения, считая, что не стоит ходить простейшими путями и ограничиваться поверхностным «всего лишь описанием», или же допускаете их право на существование – не всё ж глаголами чеканить! – но, в любом случае, будьте осторожны: в сборнике Рады Гельской прилагательных ну очень много. И чаще всего это – цвета. «Опрокинутый, синий, цветущий Желтоглазый лазоревый Юг», желтоглазые счастье и саламандра (вот что у них общего!), «жёлто-красная цветочная равнина», «сиреневая горная гряда», опять же, жёлтоглазые, но уже с вариациями, сокола, «фиолетовый, сиреневый блистающий рай»… И даже когда появляется некое действие, оно тоже – в цвете: «кружка с кофе и цвет терракот пролилась на малиновый чай» (ой, кажется, с согласованием что-то не то…) Если бы всё это цветное буйство использовала реалистка, рисующая лунные моря и ландшафты затерянных в заокеанье экзотических островов, мы бы приняли это как данность. Если бы феерия красок «бесилась», словно укушенная тенью неизвестного модерниста, мы могли бы на миг пренебречь скепсисом и хотя бы подивиться неуёмной фантазии автора. В данном случае, увы, даже те, кто «купился» на эти повторяющиеся переливы, кому не свело скулы от «лучезарности», вскоре понимают: перебор. Пересол. Пересахар. Пере-цвет. Да ещё и с выразительными вспышками в духе серебряного века.
Точно так же, как навязчивое упоминание цветов, читателя может раздражать и не менее навязчивое упоминание вечных категорий «жизнь», «смерть», «любовь», «конец света», категоричные «есть» и «нет», скатывающееся в просторечное «нету», и прямолинейно преподнесённый поиск лирическим героем своего истинного дома. О хромающей пунктуации, мы, конечно же, промолчим, ибо о сладкой жизни редакторов говорить попросту неприлично. Что же особенного в этих наговорах-заговорах-приговорах Рады Гельской, в этих текстах, таких не похожих на ведьмовские или знахарские нашёптывания, в текстах, не звучащих речитативами и не гундосящих в духе около-буддизма? Что привело их на наши виртуальные «страницы»?
Нарастающая интонация «заговора» – от размеренной до скороговорковой. Ностальгия за прошлыми наивными традициями (ликуй, утомлённый современностью читатель!). Какая-то народная традиция, лёгкое прикосновение к мифологии, давняя, родная всем нам символика. Подозреваю, сама автор не задумывалась об этом «крючке», на который подцепила реципиентов своего творчества. Но знают ли любители птиц, что «рыбки» способны срываться с крючков? Особенно если выяснят, что следующая порция ретро-экзотичной наживки всё же не настолько питательна, как разработанные по последним технологиям «продукты»…
Редактор отдела поэзии, Маргарита Ротко
|
Золотоглазые
2009Джан |Нама Дхарма |Саламандра |Земля |Терра |Слово |Человекоптица |Там
Джан
Когда-то я - такой несовершенный и чужой -
раскрылся
С бедой напополам, я был рожден,
Я был крещен,
Я - единочество мое,
Святой водой из хрусталя напился,
И закатился,
Видя как оно
в окно,
давно,
прекрасно,
не одно.
Ему не быть, а мне не быть подавно -
Оно и славно.
Но ты не выдашь мне ни ветра ни подковы,
Ни грамма смерти
И ни лье воды
Ни метра боли
И -
Ни капли соли
За эти скрытые - внутри - стихи. Нама Дхарма
Нам воздастся - за всю лучезарность
И за веру мою, и за долю мою,
Я не каянье - я раскаяние.
Окаянные, непотребные -
В сонме раз день на дню -
Дай мне чашку воды, я допью.
Брось в меня олеандром и солью,
Незапамятной длинной ладонью,
безотчетную нежность свою,
Позабывшую память свою,
Опрокинутый, синий, цветущий
Желтоглазый лазоревый Юг.
Закрутить и не выкрутить тонов
Постполуденных тянущих звонов,
Имя мне - Амрита, имя мне - суета, Имя мне - красота,
Волю господи, Дай же мне волю.
Аве матер, мой бог, Нама Дхарма.
На песке, на пыли, на воде -
Я в пустыне, я в крыше, я в камне,
На засушливой дальней звезде
У двери, у окна и у зеркала
С длинным пальцем на желтом огне,
На молчащем полуночном лете,
И ни нет и ни есть,
Просто солнце взошло и сказало, что здесь
Вся беда - это просто ответная честь
Олеандра, жасмина и меди. Саламандра
недосказанное
недописанное
по первой шагам перепрятанное,
в поле выцвело,
степью связано,
перевязано,
не заказано,
где ты, счастье мое желтоглазое,
золотое, зеленое, красное,
только сердце - янтарно-ясное.
Жили где-то на свете три ящерицы,
с человечьими глазами и пальцами
все с хвостами -
смотри да радуйся,
саламандра моя желтоглазая.
мы до смерти хвостом твоим связаны
ты поила нас долго и ласково
с моря солью и с неба алмазами
вместе с красками цвета яблони
по лицу стекало и на руки,
по рукам стекало и на берег,
Золотые, янтарные, ясные,
Золотоглазые,
Прекрасные. Земля
А идти-то мне просто некуда.
Что смеешься? Ведь правда некуда.
Коли есть куда - ну пойди, пойди,
Я посмотрю. Посмотрю, посмеюсь.
Ну что смеешься, правда кажется,
Что смешно?
А мне - не смешно.
А мне не смешно, потому что
Льется из меня эта бесчеловечная,
Дикая любовь,
Потому что только и хочется,
Что выйти, выйти вокруг на все четыре стороны,
И сказать: "Спасибо вам, всем вам спасибо
за нежность вашу и за любовь".
Только вот не скажу.
Потому что скажут - "не за что".
Я просто хочу, чтобы мне было кого ждать.
За кем дверь закрывать. Кому открывать.
Вот и все. Святая простота.
А вы говорите - "сложные истины, философия".
Да нет здесь философии, здесь только -
любовь.
Он самый сильный, и - совсем - чужой.
И я скажу, что нас на свете нет,
И я скажу, что смерти нашей нет,
И для меня здесь смерти-нет
Ни дня
Нет для меня здесь смерти.
Нет. Смерти. Для меня. Терра
Не молчи
поверни время вспять
все равно нас сюда никто не придет отпевать
было-ль не было, дом за окном,
и сирень за столом
осень пахнет дождем. Отложи все часы на потом.
Повернуться не раз и не два
это пахнут слова
желто-красной цветочной листвой.
Он - живой,
Никогда никуда без меня не уйдет на покой
Не уйдет
Кружка с кофе и цвет терракот
пролилась на малиновый чай
невзначай
На кустах
Дети долго мечтают о снах
Заплутавши в ее желто-красных седых волосах
Где-то здесь
Ходит-бродит туманная взвесь
Нет ей дома ни спать и не сесть
Она просто - есть. Слово
Полынью венчана, костром крещеная,
Не обрученная,
ты - талая вода, и за меня молись,
за всех за нас,
за городских, степных,
дорожных, горьких,
даже никаких.
Без боли стянута, без смерти узнана,
отраженная, безымянная, покаянная,
голь без имени, голь без звания,
золоченая,
Ранняя.
ты - талая вода, и за меня молись,
не отмолить твое беспамятство
от счастья пыльная,
от горя сизая,
На бересту, полынь и огневик нанизана,
Жизнь - моя.
Отпей до дна. Ты - талая вода.
Нигде, и не сейчас, и никогда,
Звени гора,
Пока не выцвела,
Гори трава,
пока не выстлана,
Жизнь - твоя. Человекоптица
Там
мед под кожей
лед под кожей
я в этом мире гость, кочевник,
кость от плоти,
крови - кровь
ни на юге ни на севере
свое солнце с шеи не сниму
колесо свое, твое, мое,
поверили,
Тенгри.
птицы, хищные птицы
меня выклевали из земли,
собрали тело мое из аира и камня
пряного расстеня
медового спаса
янтарного глаза
птица, хищная птица,
мою жизнь спасла,
оплела, тряхнула -
и родила.
В ее янтаре,
золотисто-янтарных глазах,
я увидел свой фиолетовый, сиреневый
блистающий рай
Там песок, там слова,
там - она.
Но я - на север ушел.
Там душа моя, фиолетовая,
там - птицы, мои сокола,
мои белые, синие, алые,
золотоглазые,
но я - на север ушел.
И тогда, средь бескрайних снегов,
над сиреневой горной грядой,
мне увидятся птицы, хищные птицы
и скажут:
Пора домой.
В мой бессовестный,
огненный,
южный, -
МОЙ.
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Рада Гельская: Золотоглазые. Сборник стихов. «Да нет здесь философии», – утверждает автор. И с ним нельзя не согласиться. Жизнь, смерть, любовь, «много-я», и ещё больше цветов, но все – с излишне серебряным налётом… 31.08.09 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/sbornik.php(200): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|