Макс Гончаров: Луис Ламур: Человек-Легенда-Вестерн.
Благодаря этой работе Макса Гончарова я открыл для себя писателя Луиса Ламура. Обычно принято в таких случаях добавлять «к стыду своему». Но я этого добавлять не буду, потому что в последнее время, судя по всему, писателей стало больше, чем читателей. Очевидно, что сказанное не касается Ламура. Этот писателей заслуживает своих читателей. «Ежегодно 5-6 человек пишут кандидатские диссертации по его произведениям». «В 1981 году газета "Сэтэдэй Ревью" назвала Ламура в пятерке самых продаваемых авторов мира. К тому времени он написал 78 книг, которые были изданы тиражом в 110 млн. экземпляров». В пятерке самых продаваемых! Но… «По непонятным причинам книги Ламура при жизни автора не переводились на русский язык». Наверно, причины всё же понятны: вестерн, чуждый нашему мировоззрению жанр… к тому же «Ламур верил в капитализм». Мне кажется, социализм проиграл ещё и потому, что существовали вот эти глупые запреты: это смотреть (слушать, читать и т.д.) – нельзя! Но для многих думающих и интересующихся людей ведь как: пусть будет поменьше колбасы – а вот книг должно быть вдосталь, и фильмы я хочу смотреть (диски слушать и т.д.) именно те, которыми восхищается весь мир. Впрочем, и с колбасой, кажется, тогда тоже не особо-то получилось…
Теперь глупые предрассудки позади. Мы можем оценивать писателя не по его отношению к идеологическим постулатам, а по таланту и глубине его сочинений.
Максом Гончаровым проделана отличная работа, собран интересный и обширный материал. Для меня, например, достаточно 2-3 абзацев публициста, чтобы заинтересоваться писателем, о котором написана статья. Но вот ещё почему важно читать подобные эссе людям пишущим, например (да и вообще, творческим). Удачно написанный рассказ о писателе приоткрывает тайны его творческой лаборатории. Так или иначе, мы получаем определенные рекомендации. Я специально выписал то, что может вдохновить, настроить на рабочий лад:
«Его личная библиотека в доме, по разным данным, насчитывала от 10 до 20 тыс. книг по разным областям знаний. "Через книги можно узнать все, не покидая стен дома, - говаривал он - это моя "персональная машина времени". Особое место в этом гигантском хранилище занимали книги, дневники…»
"В литературе не так много сюжетов, - утверждал Ламур, - всего-то около тридцати пяти, и, если кто-то мог отточить свое мастерство в их изучении и познании, то после этого ничего не стоило написать книгу".
«Он вставал в 5.30 утра, и, после того как отводил детей в школу, он проводил, по крайней мере, шесть часов за пишущей машинкой или машинками. Потом перерыв на обед. Если он заканчивал одну книгу до конца отведенного времени и вставлял чистый лист бумаги и начинал печатать новую. Его нормой было написание пяти машинописных страниц в день, или тридцать пять в неделю».
Здесь остановлюсь, а то опережаю автора. Скажу только ещё вот что: довольно давно уже меня почти не интересует сюжет книги, все эти однообразные перечисления предательств, увлечений, постельных движений, убийств, погонь и пр. Главное, чтобы в книге была Её Величество Информация (пусть даже если малость корявенько написано). Главное, что после чтения книги в голове читателя прибавится ощутимо. Или хоть чуть-чуть. И, кажется, Ламур – один из тех писателей, которые несут читателю полезную информацию (подобно, скажем, Майн Риду, Сальгари или же, допустим, В. Солоухину). Его романы отнюдь не для пустенького чтения развлечения ради. «…в его романах были рассыпаны "горсти знаний" и любой человек, читающий их, вольно или невольно узнавал многое: как правильно разводить костер, распознавать незаметные факты, свидетельствующие о смене погоды и многие другие». Мне кажется, это важно.
Последнее. Фраза из очерка М. Гончарова: «За этот же период времени [имеется в виду короткий период времени. – А.П.] по его романам было создано 6 фильмов, в том числе, снятый легендарным Джорджем Кукром (George Cukor), "Дьяволы в розовом трико" ("Hellers in Pink Tights", 1960) с Энтони Квином и Софи Лорен в главных ролях. Это был второй любимый (после "Хондо") фильм Ламура по мотивам его книг».
Я нарочно поинтересовался, сколько фильмов по книгам Ламура можно отыскать в Интернете с русским переводом. Вот небольшой списочек: «Шалако», «Сакетты», «Всадники тени», «Горящие холмы», «Конагер», «Под перекрестным огнем», «Алмаз Джеру», «Чертовка в розовом трико», «Кэтлоу», «Хондо», «Как был завоёван Запад». Так что многое нам теперь доступно. Макс Гончаров написал так подробно и увлеченно, что мне захотелось внести свою лепту и подготовить этот список фильмов.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Алексей Петров
|
Луис Ламур: Человек-Легенда-Вестерн
2009*** |Два Ламура |Автобиография |Возраст |Юность |Зрелость |Старость |Вместо послесловия
***
Жанр вестерна не пользуется в России особой любовью, однако, это не значит, что в нашей стране нет поклонников вестернов. Именно им и посвящается это эссе. Личность Луиса Ламура настолько примечательна, что трудно обойти ее вниманием.
Одной из причин, побудивших меня написать эссе о Ламуре, явилось желание рассказать о жизни автора, чье творчество разошлось по миру тиражом более 250 миллионов экземпляров, и которого газета "Вашингтон Пост" назвала "Дженерал Моторс Вестернов", а другие называли "Дуайеном писателей в жанре вестерна".
Луис Ламур... Это имя всякому знатоку вестернов скажет много. Но большинство недоуменно пожмет плечами и скажет: "А кто это? Что он написал?" Действительно, на просторах Советского Союза были популярны другие герои - герои Майн Рида, Фенимора Купера. Жители фронтира в изображении Ламура были не в почете у советских цензоров. Поэтому большинство из нас в детстве так и не познакомились с настоящими вестернами. А Луис Ламур был легендой. Человеком Легендой. Легендой Вестерна. Человеком Вестерна.
Луис Ламур... Его имя звучит совсем неподходяще для писателя вестернов. Однажды один из издателей заявил в самом начале его карьеры: "Фамилия Ламур (L'Amour - фр. любовь) на обложке вестерна звучит так, как будто он написал его губной помадой". На самом деле, эта фамилия подлинная, точнее сказать, это один из вариантов написания его настоящего имени (LaMoore). Луис Дарборн Ламур был американцем в десятом поколении и имел французско-ирландские корни. Как всякий уважающий себя американец Ламур выстроил свое генеалогическое древо аж до 1630 года. Он также проследил английско-шотландские корни своей жены и пришел к выводу, что, весьма вероятно, обе ветви предков когда-то жили в одном маленьком городке, с населением не более 3000 человек. Среди предков Ламура было много объездчиков лошадей, охотников, кавалеристов, ковбоев. Вполне вероятно, что в его родне были и индейцы. По линии отца его предки были французскими гугенотами, сбежавшими из Ирландии в Канаду. По линии матери он происходил из знаменитого рода Флиманов, борцов против рабства в Вирджинии. По материнской линии можно найти некого Леви Дарборна, хирурга американской армии во время революции, у которого был старший брат, служивший госсекретарем США при президенте Томасе Джеферсоне.
Луис Ламур был уверен, что когда-нибудь историки и критики внимательно изучат все то, что сделало Дикий Запад тем самым Западом, и наверняка оценят и его книги: "Я надеюсь, что однажды, люди посмотрят на меня и поймут, какую замечательную вещь я сделал". Увы, скромность не была сильной стороной Луиса Ламура. "Я не знаю ни одного другого автора такого масштаба и такой широты охвата, каким являюсь я. Я стараюсь очистить историю Запада от мифов и легенд", - заявил он в другом интервью. Два Ламура
Жизнь Луиса Ламура условно можно разделить на две части: бурная молодость, порой казалось, что он как будто сошел со страниц своих насыщенных приключениями книг, таких как "Киллоу" (Killoe) или "Килроун" (Killrone). Это были суровые годы, когда часто приходилось голодать, оставаться без работы и без крошки во рту. Эти годы скитаний сам Ламур называл yondering (от анг. wondering). И, хотя Ламур в эти годы был никому неизвестным человеком, тем не менее, этот период его жизни хорошо известен, ибо сам Луис любил вспоминать о нем, щедро разбрасывая истории в многочисленных интервью, делая различные заявления во время рекламных компаний своих книг, кроме того, сохранились автобиографические заметки, семейные записи...
Вторая половина жизни, после того как Луис Ламур стал известным (скажем точнее, состоятельным), и был объектом всеобщего внимания, абсолютно другая. Он выбрал то, что можно назвать "жизнью затворника": писал по утрам, занимался спортом после обеда и читал вечерами. Ламур вел простой образ жизни, чтобы удовлетворить свои амбиции и соблюсти контрактные обязательства: он согласился на публикацию трех книг в год и издавался подобным образом много лет. По возможности избегал общественной сцены, появляясь там только в случае крайней необходимости или когда надо было отправиться в путешествие с рекламной компанией той или иной книги. Поэтому, как не парадоксально, существует масса материала о раннем этапе жизни Ламура и практически ничего о Ламуре, когда он стал известным, а точнее сказать, с момента появления прославившего его в 1953 году "Хондо" (Hondo). Автобиография
Существуют неподтвержденные данные о том, что Ламур все-таки брался за написание своей автобиографии. Так, в письме к одному из академиков, датированному 18 января 1984 года, что он упомянул о том, что находится в разгаре написание своей двухтомной биографии. Тем не менее, в интервью годом ранее писатель говорит о своем нежелании заниматься, чем-либо подобным: "Я не уверен, что могу воссоздать тот путь, которым я шел, или путь, которым я думал, что иду. Очень сложно вновь повторить эти чувства, потому что я больше так не чувствую". Одна из газет в своем некрологе утверждала, что Ламур закончил вычитывать черновой вариант своей автобиографии в последние часы своей жизни. Вполне вероятно у Луиса была идея подобной книги, ведь, по его собственным словам, он держал в голове одновременно 45 сюжетов для своих книг.
Вот как вспоминал о нем один из журналистов: "Луис Ламур выглядел так, будто сошел со страниц собственных книг. Ростом он был более 185 см, весом 90 килограмм, широкоплечий, с квадратным, обветренным лицом, глубоко посаженными орехового цвета глазами. Когда он жестикулировал, трудно было не заметить, что его руки были жилистые и крепкие, как руки шахтера или скотовода. Это не удивительно, ибо Ламур успел поработать и тем и другим. Было очевидно, что он отождествлял себя со своими вымышленными героями, которые тоже были крепкими ребятами". Возраст
Юность
Джеймстаун, в котором прошло детство Ламура, находился в юго-восточной части штата Северная Дакота и представлял собой типичный городок Запада, с ковбоями, салунами, где было полным полно индейцев, с которыми юный Ламур с удовольствием общался.
В современную эпоху, когда телевидение, компьютеры и прочие электронные средства информации, заполонили все кругом, трудно вообразить себе какое значение в то время имело рассказывание историй. Уже будучи взрослым, Ламур с тоской вспоминал, как в детстве долгими вечерами он сидел и слушал рассказы о том, что, где и с кем происходит. Так он познакомился с людьми, которые лично знали Буча Кесседи и Санденса Кида. Среди знакомых его деда было много индейцев, которые любили заехать на огонек к Ламурам и поболтать о том о сём. Они обсуждали ту или иную битву, подробно останавливаясь на причинах, почему проиграла или выиграла та или иная сторона. Уже к двенадцати годам мальчик стал говорить о том, что он хотел заняться писательским ремеслом. Юный Луис много читал. В дополнение к обширной домашней библиотеке, которая насчитывала более 300 книг (в то время это было редкостью), семья Ламуров располагала абонементом в местной публичной библиотеке, из которой каждый член семьи уходил нагруженный книгами. В детстве Ламур увлекался чтением "Острова сокровищ" Стивенсона и "Айвенго" Вальтера Скотта. Он искренне полагал, что идеи Скотта о рыцарстве, безусловно, имели огромное влияние на ковбоев, большинство из которых, наверняка, читало его. Ковбои, к примеру, никогда не обидят женщину, путешествующую одну. "Сейчас трудно поверить, что приличная женщина могла ездить по всему Западу без страха за себя. Изнасилования были практически неизвестны" - вспоминал Ламур в своей книге "Американский Запад" (American West).
Роберт Гейл, исследователь творчества Ламура, приводит весьма любопытный список любимых авторов Ламура. В него входят: Бальзак, Чосер, Диккенс, Достоевский, Зейн Грей, О'Генри, Маркс, Мопассан, Миль, По, Шекспир, Толстой, Вашингтон Ирвинг, Лонгфелло.
В юном возрасте Ламур рисовал портреты ковбоев и индейцев, вырезал их из бумаги и использовал их в качестве персонажей вымышленных баталий. Ламур, кажется, родился со страстью к путешествиям в крови. На географических картах он прокладывал маршруты, которыми хотел пройти. В возрасте двенадцати лет Луис прочел "Гений одиночества" и эта книга во многом предопределила его будущее развитие. Ребенком он взахлеб читал книги по ботанике, истории, геологии, минералогии, и военном искусстве: "Я часто засыпал с книгой в руках, и моей матери приходилось осторожно вынимать книгу из моих рук и класть на стол". С детства Луису приходилось много работать. В возрасте двенадцати лет он уже был посыльным в компании "Вестерн Юнион". В четырнадцать - занялся боксом, причем спарринговал с профессионалами. Несмотря на его страсть к книгам, школьные занятия его ничуть не вдохновляли и, в возрасте пятнадцати лет, он бросает школу.
В 1923 году на Среднем Западе разразился экономический кризис, семья Ламуров попала в тяжелое финансовое положение и была вынуждена переехать на юго-запад в поисках лучшей жизни. Луис решил перестать быть обузой семьи и стал все чаще и чаще уезжать из родного дома на заработки. В пятнадцать лет Луис Ламур окончательно покинул родной кров и вновь воссоединился с семьей только в конце тридцатых годов в Оклахома Сити. Эта кочевая жизнь, безусловно, наложила отпечаток на всё его творчество. Герои книг Ламура часто были сиротами, давно не видели родителей или вели самостоятельный образ жизни. Наверное, в то время он себя чувствовал именно так. Суровое детство, когда часто приходилось оставаться без гроша в кармане, привело к тому, что даже в зрелом возрасте, имея миллионы на счету, Ламур по-прежнему продолжал писать по три книги в год и написал за свою жизнь сто один роман.
В пятнадцать лет Луис осуществил то, о чем мечтал любой нормальный мальчишка его времени: сбежать из дома и присоединиться к цирку. Сначала он ухаживал за слонами. За это его бесплатно кормили. С цирком он объездил Аризону и Техас. Однако, спустя несколько недель, он уволился из цирка и нанялся работать грузчиком, а потом устроился ковбоем на ранчо в западном Техасе. Первым заданием на новом месте работы стало свежевание животных, большинство из которых были мертвы уже не одну неделю и пахли соответствующе. Однако, как вспоминал сам Луис, в то время, он был вообще без денег и был готов взяться за любую работу. Самой лучшей частью работы был его наниматель - старик, которому хотя уже давно перевалило за семьдесят, был еще очень крепок и силен. "Я слушал и задавал вопросы, - вспоминал Ламур, - но чаще всего я просто слушал... Некому было прерывать нас - мы были одни". Луису платили по три доллара в день, пока он не освежует все туши. А их было, по его подсчетам, 925. У старика нанимателя была непростая судьба: с семи лет он жил среди апачей и был выращен одним из них. Более двадцати лет он провел среди апачей. Старик рассказывал о великих вождях и боях с бледнолицыми. Так Ламур получил бесценный для будущего писателя материал, который он потом использовал в своих книгах: "Хондо" (Hondo), "Шалако" (Shalako), "Соль земли" (Sky-Liners). Это была уникальная возможность узнать о жизни индейцев изнутри.
В 18 лет судьба его опять свела с мертвецами. На сей раз он работал с человеческими трупами - был могильщиком в похоронного бюро. Потом был коновалом, прессовщиком, шахтером, сборщиком фруктов. "Я никогда не гонял стада, - вспоминал он, - однако, среди моих друзей было немало людей, кто этим занимался. Я часто отправлялся с этими парнями на танцы, хотя чаще мы просто дрались". Эти годы были непростыми - часто был без крошки хлеба во рту, без гроша, и даже провел несколько дней в тюрьме, куда попадал из-за кулачных боев. Иногда он был вынужден ночевать на улице, засунув под одежду смятую газету, чтобы сохранить тепло, иногда спал в пустых коробках или в заброшенных домах. Однажды Луис проснулся в пироге, которая медленно плыла по реке, кишащей ядовитыми змеями. Ламур поработал дровосеком, но вскоре оставил эту работу, так как ему претило валить великанов, которых природа выращивала сотни лет. Уже в те годы Ламур начал задумывался о сохранности дикой природы: разжигал костры на месте старых кострищ, брал от нее только то, что ему было необходимо для выживания. Ламур вспоминал, что никогда не мог убить гризли, потому что знал, что их очень мало осталось.
Скитаясь, Ламур часто брался за работу в шахтах: больше всего ему нравилось заниматься тем, что сейчас называется геологоразведка, потому что это позволяло побыть наедине с самим собой и природой. Приходилось ему заниматься и подрывной работой, чтобы открыть доступ к руде. А после напряженной, физической работы он любил совершать долгие прогулки верхом по окрестным горам. Впрочем, он не гонялся за расстояниями и предпочитал узнать досконально какой-нибудь участок местности, нежели совершать прогулки на расстояния. Он любил, замерев, рассматривать животную жизнь. Однажды, возвращаясь назад в шахту, он обнаружил, что за ним по пятам следует горный лев. Впрочем, разошлись они мирно.
Ламур честно признавался, что он никогда особо не любил готовить. Чаще всего, предпочитая питаться консервами и пить кофе из маленького кофейника, рассчитанного всего на две чашки. Иногда он путешествовал налегке и вообще не брал с собой провизии, питаясь орехами, сухими фруктами, или кусковым сахаром. Как и многие герои его новелл Ламур любил читать у костра, после ужина. Он привык вытряхивать из своих ботинок по утрам всякую нечисть вроде змей и скорпионов. Когда же Луиса спрашивали, как же он мог быть столько времени один, он отвечал, что был не один - с ним были горы.
В девятнадцать лет Луис, подкопив немного денег, отправился путешествовать и посетил много мест, которые он хотел давно мечтал посетить: Затерянное озеро, взбирался на пик Ирвинга, видел он и одну из Скалистых гор - гору Эолус (Eolus). Удалось ему поработать у знаменитого Буфало Билла, а также с людьми, которые лично знали Билли Кида. Позже Ламур утверждал: "Я знаю о нем больше, чем кто-либо из ныне живущих. Я разговаривал с двумя женщинами и пятью мужчинами, которые знали его лично. Отлично играл в карты. Был проворен с пистолетами. И совсем не такой психопат, каким его рисуют современные авторы. Его проблема была проста: когда его толкали, он тоже толкал, только гораздо сильнее".
С тех пор как отец научил его боксировать, Луис не прекращал интересоваться этим искусством. В то время драка была распространенным и обыденным явлением. Незнакомцу всегда приходилось трудно на новом месте. Свое право на жизнь приходилось отстаивать кулаками. На одной из шахт он встречает старого ирландца, который провел четырехраундовый поединок с самим Джоном Саллеваном. Сам Ламур провел на ринге 11 боев, а вне ринга еще больше. За первый бой он получил 25 долларов. А годы спустя самым большим успехом явилась его победа в Сингапуре в 7 раунде нокаутом, за которую он получил 1800 долларов. А восемнадцать сотен долларов в те годы была приличная сумма. Однажды в Шанхае он выступал против стодвадцатикилограммового русского тяжеловеса. Несмотря на то, что тогда Ламур весил всего семьдесят девять килограмм, он выиграл этот матч, нанеся сокрушительный хук. Позднее Ламур станет использовать свой боксерский опыт в детективных историях, главным героем которых был Кип Морган. Морган - профессиональный боксер, покинувший ринг и пытающий начать новую жизнь в качестве частного детектива. Приключения Моргана дают нам заглянуть вовнутрь души Луиса и дают представление о моральных дилеммах, перед которыми стоял сам Ламур: пытаться остаться честным в кругу нечестных людей, находящихся вокруг ринга. Как и Ламур Морган выступал в легком тяжелом весе. Так же как и Ламур он покидает ринг, но не отступает от своих принципов. Большинство историй про Кипа Моргана собрано в сборнике "Холмы убийц" (Hills of Homicide, 1983).
Несмотря на эти бесшабашные годы Ламур продолжает много читать. Он понял, что он может научиться большему вне стен школы (в год он прочитывал от 50 до 100 книг). Луис признавал, что самый лучший учитель жизни - это сам человек. Необходимо задавать вопросы всем и обо всем, даже если ответ кажется очевиден. В "Одиноких мужчинах" (The Lonely Men) подчеркивает: "Моими книгами были горы, пустыня, леса, и дикие места, где растет трава. Человек учится, слушая, внимая, смотря вокруг, впитывая разговоры других людей". Он понял, что только тот, кто умеет слушать, может быть хорошим учеником. Необходимо слушать, пропуская услышанное через свой собственный опыт.
В своей книге "Фронтир" (Frontier) Луис Ламур пишет о том, что отсутствие закона на Диком Западе во многом было преувеличено. Истории о преступниках и вообще о плохих людях очень занимательны и неудивительно, что люди Запада частенько любили их рассказывать. Однако, закон пришел на Запад вместе с первыми поселенцами. Ганфайтеры и карточные шулера всегда были по ту сторону закона, и большинство из них было абсолютно неизвестно основной массе населения. Ламур любил рассказывать репортерам, что с 1800 по 1816 во флоте было больше стрельбы, чем на всем фронтире.
К 1926 году земля перестала устраивать молодого и ищущего Ламура и он обратил свой взор в сторону моря. Впервые Луис вышел в море в возрасте 17 лет. Тяжелая работа на шахтах закалила его, сделала его более мужественным, и выглядел он старше своих лет. Стать моряком оказалось просто, а вот получить работу на корабле не очень. Когда Ламур уже хотел бросить затею стать моряком, удача улыбнулась ему. Незнакомец искал моряка, и Луис с радостью согласился на работу, хотя и не имел представления о том, что ему предстоит делать. Оказалось, что корабль зафрахтован и должен был идти на Дальний Восток. Ламуру казалось, что после свежевания мертвых животных его ничего не может испугать. Он и не представлял, что скоро ему придется отбиваться от индонезийских пиратов. Корабль стал Луису домом на следующие полгода. Он был смотровым. Конечным пунктом плавания был Ливерпуль, Англия. Ламур побывал в Йокагаме, Кобе, Нагасаки, Шанхае (где он встретил свое восемнадцатилетие), Гонконге, Борнео, Яве, Суматре, Сингапуре, Малайзии. Он сражался с малайскими пиратами, которые атаковали их корабль. В руках у него было сломанное весло с расщепленным концом, которым он орудовал как вилами. Ламур вспоминал: "В такие моменты вы не думаете об опасности. У вас нет времени. И у вас нет времени до тех пор, пока все не кончится. Страх приходит позже". Луис высадился в Китае и побывал в тех местах, куда еще не ступала нога белого человека. Потом он оказался в Шанхае, где стал известен среди завсегдатаев знаменитого "Астор Бар", где собирались солдаты удачи и моряки, ищущие приключений, которые продавали свое мастерство тем, кто за него щедро платил. Однорукий Саттон и генерал Фредерик Таунсенд Вард были местными легендами, когда Ламур повстречался с ними. К тому времени, они уже приняли участие в дюжине военных конфликтов в Китае. Именно однорукий Саттон и рассказал Ламуру о Сибири. Саттон, сам выходец из Канады, перебрался в Сибирь в надежде найти и забрать себе часть золота, спрятанного белогвардейцами. Его рассказы о таинственной земле захватили воображение Ламура. Он написал несколько рассказов. Первый из них назывался "Крылья над Хабаровском" (Wings over Khabarovsk) и позже вошел в сборник "Ночь над Соломоновыми островами" (Nights over Solomons). И, конечно, Сибирь стала местом действия книги "Последний из племени" (Last of the Breed, 1986). Если верить самому Ламуру, то он сражался за Чан Кайши, а потом провел 10 месяцев, прячась с бандитами по горам Западного Китая и Тибета. Позже он рассказывал своей дочери как он прошел через Тибетские горы. Тропинка была шириной всего три дюйма с отвесным обрывом с одной стороны. Ламур любил рассказывать о том, что он провел год в Индии, проехав всю страну на велосипеде по пути Кима, персонажа Редьярда Киплинга. Он также рассказывал о том, как он путешествовал из Афганистана в Иран с караваном верблюдов, и даже стал туристическим гидом в Египте, проведя там всего восемь часов. Все это, конечно, может быть чистой правдой, но к тому времени как Ламур стал рассказывать эти истории, его богатое воображение и мастерство прирожденного рассказчика успело распространиться и на собственную жизнь. Именно поэтому его собственная автобиография может оказаться его лучшей выдумкой. Впрочем, в этом нет ничего удивительного.
Как бы-то не было, но за эти годы на долю Ламура, выпало больше приключений, чем некоторым выпадает за всю жизнь. Легкая афера в Макао принесла ему первый крупный выигрыш. В баре Ламур услышал, что некие смельчаки вынашивают планы достать золото с затонувшего корабля. Речь шла о большой сумме денег, но точная сумма не называлась. Он раздобыл глубоководное сооружение и каким-то образом обнаружил корабль. Когда же они подняли затонувшее сокровище, то оказалось что его стоимость превышает 50 тыс. долларов.
Используя эти деньги, Ламур перебирался в Париж, где пытался вести богемную жизнь. Но это ему оказалось не по душе, и на велосипеде он отправляется в Марсель, а потом перебирается в Италию и Венгрию. По словам Ламура он вернулся в Америку только после того, как у него закончились деньги.
Однако, в своих автобиографических заметках в книге "Скитания" ("Yondering") Ламур пишет о том, что он оставался на борту того судна, на который сел в Сан Педро: "С остановками тут и там мы обошли вокруг света и наконец вернулись в Бруклин". Из Нью-Йорка он завербовался на танкер и прошел по всему западному побережью США через Панамский канал. Так странствуя из порта в порт, Ламур встречал искателей приключений, пиратов, плантаторов, покупателей жемчуга, искателей золота - людей, таких же, как и он странствующих по свету. Впрочем, он признавался сам себе, что эти люди здорово отличаются от людей фронтира, которые создавали из ничего, а главной мотивацией этих людей была только жажда быстрой наживы.
Корабли, на которых Ламур плавал вокруг Вест Индийских островов, могли заходить в маленькие порты, недоступные большим пароходам и грузовым судам. Ламур открыл для себя новый мир. Результатом этих приключений стала серия рассказов с героем, которого Ламур назвал Понго Джим Майо. Понго Джим был моряк удачи и плавал на грузовых кораблях. Он поплыл из Ливерпуля к западному побережью реки Понго в Африке, отсюда и происходит его прозвище.
На всю свою жизнь Ламур сохранил свою любовь к морю и портовой жизни, и, как он позднее писал, в 1986 году, всегда мечтал туда вернуться.
Еще одной нереализованной мечтой Ламура в то время было желание наладить пассажирские перевозки над территорией современной Индонезии. Со своим другом пилотом, летающим над бушем в Амазонии, Ламур планировал воплотить эту идею в жизнь и разбогатеть, перевозя людей, которые готовы были выложить баснословные суммы, чтобы попасть в места, куда нельзя было доплыть на лодке. Но он оставил эту идею, когда его книги стали пользоваться успехом. Но идея подобных авиаперевозок никогда не оставляла его и воплотилась в историях про Турка Мэддена, который таким образом зарабатывает себе на жизнь (сборник "Ночь над Соломоновыми островами" (Night Over the Solomons). В этой книге Ламур вспоминает, как немцы и японцы готовились ко второй мировой войне. Война витала в воздухе. Ламур был проницательным человеком. В одной из историй этого сборника он рассказывает о японской базе, находившейся на острове Коломбангара. Никто ему не говорил о том, что такая база действительно существует. Он просто изучил карту боевых действий американских войск и пришел к выводу, что японцам выгодно иметь базу на этом острове, чтобы отрезать американцев от баз снабжения. Вскоре после того, как история была опубликована, ВМФ США действительно обнаружили базу на этом острове. Впрочем, сам Ламур никогда не относил это на свой счет. И шутливо заявлял, что он сомневается, что журнал с историей успел достигнуть южной части Тихого океана ко времени обнаружения этой базы. Зрелость
Старость
Вместо послесловия
На российском рынке в постсоветское время Л.Ламура издавали разные издательства, в основном в сборниках, по одной-две книги. Из всех издательств только "Центрполиграф" взялся в начале 1990 годов, а точнее сказать в 1993 году, за амбициозный проект: "Винчестер. Лучшие вестерны" в рамках которого вышло 26 томное собрание сочинений, в которое вошли практически все произведения Ламура. Это издание выходило в свет на протяжении четырех лет и ситуация на издательском рынке менялась с головокружительной скоростью: если первые тома выходили тиражом 100 000 экземпляров, то последний - всего лишь 13 тысяч экземпляров.
Когда в 2004 году у меня родилась идея написать эссе, посвященное Ламуру, то я, имея под руками только англоязычные источники (ибо с трудом собранный двадцатишеститомник оказался вне недосягаемости), обратился в издательство "Центрполиграф" с просьбой предоставить мне список названий опубликованных книг и их переводов (ибо, как известно, наши переводчики часто переводят названия не как надо, а "литературно" и часто довольно далеко от оригинала) или, на крайний случай, дать мне координаты переводчика, чтобы я сам с ним связался. При этом я обещался упомянуть их в своей работе и даже, если они заинтересованы, выслать им окончательный вариант.
Прошло наверно недели три и получаю такой ответ: "Здравствуйте! К нашему огромному сожалению, список книг Луиса Ламура в издательстве не сохранился. Мы долгое время пытались восстановить его, но поскольку образцы романов у нас так же не сохранились с тех пор, мы не смогли этого сделать. Издательство "Центполиграф" приносит Вам свои глубочайшие извинения".
Поэтому все переводы книг даются в двух вариантах: русском и английском, причем русский перевод по возможности дается всё же по названиям, вышедшим в "Центрполиграфе", который мне все-таки удалось раздобыть, добравшись до домашней библиотеки.
Если после прочтения данного эссе Вам захотелось побольше узнать о Луисе Ламуре, то я рекомендую для начала посетить его официальный вебсайт www.louislamour.com, ибо на русском языке о его творчестве мало что написано. А еще лучше - читайте его книги, ибо самые известные из них щедро рассыпаны по многочисленным сетевым библиотекам.
© Макс Гончаров.
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Макс Гончаров: Луис Ламур: Человек-Легенда-Вестерн. Историко-биографический обзор. Об одном из самых популярных и тиражируемых писателей в мире. 03.10.09 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/sbornik.php(200): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|