Александра Созонова: Когда уходят юные....
Три текста Александры Созоновой объединяются различаются и жанрово и стилистически. Объединяются они только темой, тяжёлой, скорбной настолько, что часть читателей просто не пойдёт в неё, а у другой части вызовет инстинктивную защитную реакцию в виде иронии или раздражения.
Есть страх перед смертью — естественное благородное чувство, побуждающее человека ценить жизнь, искать своё предназначение в ней и стремиться к самореализации. Есть страх жизни — тяжёлое гнусное чувство, запрещающее человеку жить: рисковать, творить, дружить, любить. От страха никуда не деться, но можно научиться выдерживать и использовать его для достойной жизни.
Экзистенциальная тревога обрушивается на каждого человека с рождения. Традиционная борьба с ней сводилась к обмену индивидуальной тревоги на массовую, так и жили тысячелетиями. Теперь, в эпоху вылупляющейся индивидуальности, эти механизмы дают сбои и множество совсем юных индивидов оказываются в страшной ситуации. Родители и общество в целом не могут научить их противостоять экзистенциальной жути. Результат описывается в тексте Александры с разных точек зрения. Читать это всё стоит, как бы неприятно ни было.
Множество родителей до сих пор пребывают в самодовольной идиотской иллюзии: мол мы дали ребёнку жизнь и он за это должен быть пожизненно благодарен. Ну, не кретинизм ли? Родители привели ребёнка в жуткий, травмирующий, обманный мир, привели на муку.. Разве не должны они предпринимать усилия по смягчению, сглаживанию этой травмы? Лучший способ — их любовь. Другое дело, что «жить ребёнком» - не есть проявление любви, и совсем не то, что ребёнку требуется. Жить ребёнком — как раз — выталкивать его из жизни.
В тексте есть вопрос: почему юные самоубийцы не думают о родителях? А почему они должны о них думать? Ах, да, родители подарили им жисть!
В чём мне трудно согласиться с автором, так это в подразумеваемом благополучии семьи юного самоубийцы. Как так — всё было благополучно, и вдруг — такое?!
Нет, не было благополучия изначально. Контакты родителей и детей были давно и глубоко нарушены. Просто современные родители не готовы реально поддерживать своих детей в давно и кардинально изменившемся мире. К какой такой перфектной жизни готовили оболтусы родители своё чадо, если эта чудо-отличница убивает себя из-за «четвёрки»?
И где на всех экзистенциальных опор напастись?
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Сергей Зубарев
|
Когда уходят юные...
2011Уловители душ, властители дум, или творцы темных иллюзий |«Эгоизм» самоубийц, или размышления о психалгии на два голоса |Ярко-алое на сером. Письмо
Уловители душ, властители дум, или творцы темных иллюзий
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет -
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой.
С детства, со школы живут в нас эти слова - вряд ли все помнят автора (Беранже), но процитированы они громко и ярко - в пьесе Горького “На дне”. Как тезис, опровергнутый классиком в ходе развития сюжета: повторяющий эти слова герой добровольно уходит из жизни, когда “золотые сны” перестают служить ему опорой и утешением.
Известный писатель и публицист Александр Мелихов считает, что “золотые сны”, или светлые иллюзии, жизненно необходимы человечеству - для его психического здоровья, больше того - выживания.
“…Мир реальностей всегда ужасен, стоит заглянуть в него чуть поглубже и чуть подальше. И единственное орудие, способное защитить от него, - это наше воображение. Чаще всего коллективное, ибо психически здоровому человеку почти невозможно самому изобрести воодушевляющую или утешительную фантазию и самому же поверить в нее до забвения реальности. А потому коллективные наследуемые иллюзии являются едва ли не самым драгоценным достоянием каждого общества” (Угроза и соблазн. “Дружба народов”. 2006. № 10).
Массовая утрата воли к жизни, рост душевных заболеваний - неврозов и депрессий, значительное увеличение числа самоубийств, особенно в подростково-молодежной среде, есть следствие роста рациональности, или упадка коллективных иллюзий, позволявших людям выносить тяготы жизни, справляться со страданиями и потерями, противостоять страху небытия.
“…Я бы предложил… исследовать связь между уровнем душевого ВВП и уровнем душевных заболеваний. Или уровнем потребления антидепрессантов. Или доходами психотерапевтов. Это могло бы навести на очень серьезные догадки. По крайней мере, в девятнадцатом веке рост производительных сил шел рука об руку с ростом уровня самоубийств (во Франции их число удваивалось каждые двадцать лет), и главную группу риска составляли вовсе не те, кто не поспевал в ногу с веком, а, напротив, именно те, кто шагал в авангарде прогресса” (там же).
Можно не во всем соглашаться с автором статьи - в частности, с абсолютизацией роли светлых иллюзий, с утверждением об отсутствии реальных (онтологических) оснований для оптимизма. (Тот же Беранже, кстати, продолжает свое знаменитое стихотворение в том ключе, что грань между безумием и высшей истиной не столь очевидна, как кажется: “По безумным блуждая дорогам, нам безумец открыл Новый свет. Нам безумец дал Новый Завет, ибо этот безумец был Богом…”) Но безусловен для меня вывод А. Мелихова: “Экзистенциальные потребности человека более важны, чем экономические”.
На нашей памяти в течение каких-то двадцати лет, население России пережило - и продолжает переживать, поистине массовый геноцид коллективных иллюзий: коммунистических, национальных, духовно-религиозных. И сопровождается этот печальный процесс ростом числа самоубийств на душу населения - статистика не даст соврать.
Но гибель одних иллюзий вызывает к жизни другие - новые. Правда, уже не столь массовые. В порожденных нашим бурным временем коллективных “золотых снах” можно выделить две большие группы: иллюзии “темные” и иллюзии “одиозные”, то есть предельно иррациональные.
Самые яркие и массовые представители второй категории - Григорий Грабовой, “новый Иисус”, с учениками и последователями, и “анастасийцы” – массовое движение, вызванное к жизни книгами В. Мегре.
Сотни тысяч людей (возможно, счет уже идет на миллионы) “повелись” – кто на возможность физического бессмертия, кто на светлый миф, в котором женщина, принесшая измученному человечеству последнюю Истину, живет в тайге, питается орехами и сушеными грибами, что приносят ей белки, а долгие суровые зимы проводит в медвежьей берлоге, у теплого бока его обитателя. Что это? Очередная загадка непостижимой русской души? Мне кажется, это сигнал SOS. Коллективная душа нации взывает таким образом о помощи. Пусть будет любой, самый безумный, иррациональный, нелепо-смешной “золотой сон” - только бы хоть какая-то защита от действительности. Которую вынести невозможно.
На первый взгляд две эти группы коллективных иллюзий - “темные” и “одиозные”, противоположны. Но они смыкаются в своих результатах. Если апологеты “тьмы” прямо или косвенно советуют покинуть ужасный и жестокий мир, то творцы откровенных сказок могут подтолкнуть к тому же шагу от противного: отрезвление, пробуждение от чрезмерно сладкого сна происходит весьма болезненно и нередко лишает последней воли к существованию.
Как ни интересно было бы обсудить современные российские сказки для взрослых с добрыми волшебницами и волшебниками, но это тема отдельной статьи, а в этой хотелось бы поговорить о тех, кто сознательно творит темные сны, или разрушительные коллективные иллюзии.
Достаточно часто призывы к разрушению и саморазрушению звучат со сцены, с подмостков, со страниц художественных изданий - на то оно и свободное искусство, чтобы не знать над собой хозяина, не ведать ни эстетических и моральных догм, ни самоцензуры.
Властительница дум, в чьей популярности можно убедиться, побродив по виртуальным пространствам - поэтесса Алина Витухновская. Это талантливая, незаурядная личность, человек, в силу внешних и внутренних причин, достойный сочувствия (или восхищения - в зависимости от личных пристрастий). Ее творчество - апогей негативизма и отрицания, “диктатура Ничто”. Основная идея, озвучиваемая в каждом интервью, - “разрушение реальности”. Не конкретной политической системы или враждебного государства и даже не планеты Земля - но всего мироздания, ни больше ни меньше. Эпатаж? Эксклюзивный способ борьбы с хронической депрессией? Эстетический акт, бьющий по нервам, щекочущий воображение (вроде скандального перфоманса художника, который, раздевшись донага, кусал за ноги прохожих и лаял)?..
И то, и другое, и третье. Именно так это воспринимается взрослыми людьми. Ироничные журналисты, беря интервью - Алина раздает их с большой охотой, - включаются в ее игру, не задавая резонных “скучных” вопросов: есть ли смысл планировать абсурдное и недостижимое? а почему бы не создать новую реальность (тем паче что поэтесса позиционирует себя Демиургом), вместо того чтобы разрушать эту?..
Но это взрослые. Стихи, публичные заявления и скандальные шоу Алины адресованы не им. Ее аудитория — пятнадцати-двадцатилетние, склонные к депрессии, не нашедшие себя, анти-жизнелюбы. Мальчики и девочки в черном воспринимают слова поэтессы иначе - намного серьезнее. Цитируют, ставят эпиграфами к своим сетевым дневникам, живут ими:
“Война — это я. Вы — триста кровавых пятен”.
“Если по капле выдавливать из человека раба, то ничего не останется”.
“И человек будет любить свой ад,
Потому что Ничто и раб, и плодиться,
чтоб…”
«Я хочу быть Иисусом Христом зла, распятым на свастике»…
Мальчики и девочки благоговеют, критики захлебываются от восторга: “Алина Витухновская - Иисус Христос современной российской поэзии. Пять миллионов тонн боли, слизи, разочарования, отчаяния, ярости и хрустальных ножей — все вошло в эту женщину и распяло ее на кресте культуры. Планету-матушку содрогает вопль божественной самки, богобляди, как выразился в предисловии к книге Константин Кедров. Современная поэзия еще никогда не обладала такой непостижимой мощью…” (Анатолий Ульянов).
У Алины сотни подражателей. Юные поэты и поэтессы в черном изощряются в вербализации ада, внешнего и внутреннего.
Среди разочарованных подростков в моде «дабл», или двойной суицид. Вот типичный случай: две девочки, 14 и 16 лет, спрыгнули с балкона двенадцатого этажа. Как установило следствие, у них были нормальные отношения с родителями, не наблюдалось расстройств психики или несчастной любви, их не травили учителя и одноклассники. Стены подъезда - непосредственно перед своим поступком, они расписали строчками из популярных рок-групп “Гражданская оборона” и “Агата Кристи”, а в предсмертной записке упомянули “декаданс”, видимо, отослав к известной цитате из любимой группы:
Давай вечером
умрем весело -
поиграем в декаданс…
В числе обсуждений этого страшного события в Интернете было немало взволнованных слов о влиянии музыки: “Люди, будьте осторожны с выбором музыки!!! Это не шутки, музыка - такой же наркотик, от нее есть зависимость. Тяжелая музыка может быть деструктивной…”
Популярный рэп-исполнитель, пожалуй, самый талантливый в этом жанре, Дельфин вещает под психоделический музыкальный перебор:
Послушай, что я скажу: тебе не стоит жить.
Послушай, что я скажу: ты разучился любить.
Голубые тени вен порви быстрей.
Послушай меня: себя убей.
И папа с удовольствием поможет тебе,
И сам потом повесится на собственном ремне…
Цитировать можно долго. Упомяну в заключение одну из самых знаменитых “властительниц дум” - женщину, чья популярность сравнится разве что с апофеозом Аллы Пугачевой конца 70-х - начала 80-х годов. Рената Литвинова - сценарист, режиссер, писатель, актриса, телеведущая. Ее называют культовой фигурой, а сама себя она именует “богиней”. (В этом они похожи с Алиной Витухновской, хотя популярность последней на порядок меньше, а контингент восторженных поклонников качественно иной.)
Самый известный фильм Ренаты “Богиня. Как я полюбила” был воспринят на ура “думающей” молодежью. (Помнится, студенты религиозно-философской школы, где я преподавала одно время, начитанные мальчики и девочки пытались доказать мне, что он “гениальный”.) Мне тоже многое нравится: звукоряд, операторская работа, своеобразный, ни на что не похожий “литвиновский” юмор. Вот только смотреть фильм стоит расслабившись, отдыхая, не стремясь отыскать глубокий подтекст или смысл. Но серьезные мальчики и девочки ищут именно смысла.
Фильм вроде бы о любви, но любви там нет (если не считать само это слово, монотонно повторенное в эпилоге раз сорок разными людьми). Зато герои то и дело кончают с собой, с удивительной легкостью и без видимых оснований. (Особенно умиляет, когда выбрасывается в окно герой красавца Хабенского, мотивируя это тем, что убог, нищ и ни разу не ел досыта.) И попадают в потусторонний мир, снятый весьма симпатично: хвойный лес, просека, яркие мухоморы - где воссоединяются с близкими и задают - риторически, самые насущные вопросы…
“Суицид - выход для слабых людей? Прежде всего - для умных и свободных”. Это цитата с главной страницы сайта mysuicide, самого известного и популярного молодежного сетевого блога суицидно-депрессивной тематики. (В настоящее время сайт уничтожен.)
…ДЛЯ УМНЫХ И СВОБОДНЫХ.
Для справки: Россия занимает первое место в мире по количеству самоубийств среди подростков и молодежи. За двадцать пять лет, прошедших со времен перестройки, это число выросло в 46 раз.
«Эгоизм» самоубийц, или размышления о психалгии на два голоса
Ярко-алое на сером. Письмо
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Александра Созонова: Когда уходят юные.... Репортаж. Здраствуй, мыло душистое, и верёвка пушистая! 31.03.11 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/sbornik.php(200): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|