О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки





Статьи **



Александра Созонова: Когда уходят юные....

Три текста Александры Созоновой объединяются различаются и жанрово и стилистически. Объединяются они только темой, тяжёлой, скорбной настолько, что часть читателей просто не пойдёт в неё, а у другой части вызовет инстинктивную защитную реакцию в виде иронии или раздражения.
Есть страх перед смертью — естественное благородное чувство, побуждающее человека ценить жизнь, искать своё предназначение в ней и стремиться к самореализации. Есть страх жизни — тяжёлое гнусное чувство, запрещающее человеку жить: рисковать, творить, дружить, любить. От страха никуда не деться, но можно научиться выдерживать и использовать его для достойной жизни.
Экзистенциальная тревога обрушивается на каждого человека с рождения. Традиционная борьба с ней сводилась к обмену индивидуальной тревоги на массовую, так и жили тысячелетиями. Теперь, в эпоху вылупляющейся индивидуальности, эти механизмы дают сбои и множество совсем юных индивидов оказываются в страшной ситуации. Родители и общество в целом не могут научить их противостоять экзистенциальной жути. Результат описывается в тексте Александры с разных точек зрения. Читать это всё стоит, как бы неприятно ни было.
Множество родителей до сих пор пребывают в самодовольной идиотской иллюзии: мол мы дали ребёнку жизнь и он за это должен быть пожизненно благодарен. Ну, не кретинизм ли? Родители привели ребёнка в жуткий, травмирующий, обманный мир, привели на муку.. Разве не должны они предпринимать усилия по смягчению, сглаживанию этой травмы? Лучший способ — их любовь. Другое дело, что «жить ребёнком» - не есть проявление любви, и совсем не то, что ребёнку требуется. Жить ребёнком — как раз — выталкивать его из жизни.
В тексте есть вопрос: почему юные самоубийцы не думают о родителях? А почему они должны о них думать? Ах, да, родители подарили им жисть!
В чём мне трудно согласиться с автором, так это в подразумеваемом благополучии семьи юного самоубийцы. Как так — всё было благополучно, и вдруг — такое?!
Нет, не было благополучия изначально. Контакты родителей и детей были давно и глубоко нарушены. Просто современные родители не готовы реально поддерживать своих детей в давно и кардинально изменившемся мире. К какой такой перфектной жизни готовили оболтусы родители своё чадо, если эта чудо-отличница убивает себя из-за «четвёрки»?
И где на всех экзистенциальных опор напастись?

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Сергей Зубарев

Александра Созонова

Когда уходят юные...

2011

Уловители душ, властители дум, или творцы темных иллюзий «Эгоизм» самоубийц, или размышления о психалгии на два голоса Ярко-алое на сером. Письмо


Уловители душ, властители дум, или творцы темных иллюзий


Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет -
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой.

С детства, со школы живут в нас эти слова - вряд ли все помнят автора (Беранже), но процитированы они громко и ярко - в пьесе Горького “На дне”. Как тезис, опровергнутый классиком в ходе развития сюжета: повторяющий эти слова герой добровольно уходит из жизни, когда “золотые сны” перестают служить ему опорой и утешением.
Известный писатель и публицист Александр Мелихов считает, что “золотые сны”, или светлые иллюзии, жизненно необходимы человечеству - для его психического здоровья, больше того - выживания.
“…Мир реальностей всегда ужасен, стоит заглянуть в него чуть поглубже и чуть подальше. И единственное орудие, способное защитить от него, - это наше воображение. Чаще всего коллективное, ибо психически здоровому человеку почти невозможно самому изобрести воодушевляющую или утешительную фантазию и самому же поверить в нее до забвения реальности. А потому коллективные наследуемые иллюзии являются едва ли не самым драгоценным достоянием каждого общества” (Угроза и соблазн. “Дружба народов”. 2006. № 10).
Массовая утрата воли к жизни, рост душевных заболеваний - неврозов и депрессий, значительное увеличение числа самоубийств, особенно в подростково-молодежной среде, есть следствие роста рациональности, или упадка коллективных иллюзий, позволявших людям выносить тяготы жизни, справляться со страданиями и потерями, противостоять страху небытия.
“…Я бы предложил… исследовать связь между уровнем душевого ВВП и уровнем душевных заболеваний. Или уровнем потребления антидепрессантов. Или доходами психотерапевтов. Это могло бы навести на очень серьезные догадки. По крайней мере, в девятнадцатом веке рост производительных сил шел рука об руку с ростом уровня самоубийств (во Франции их число удваивалось каждые двадцать лет), и главную группу риска составляли вовсе не те, кто не поспевал в ногу с веком, а, напротив, именно те, кто шагал в авангарде прогресса” (там же).
Можно не во всем соглашаться с автором статьи - в частности, с абсолютизацией роли светлых иллюзий, с утверждением об отсутствии реальных (онтологических) оснований для оптимизма. (Тот же Беранже, кстати, продолжает свое знаменитое стихотворение в том ключе, что грань между безумием и высшей истиной не столь очевидна, как кажется: “По безумным блуждая дорогам, нам безумец открыл Новый свет. Нам безумец дал Новый Завет, ибо этот безумец был Богом…”) Но безусловен для меня вывод А. Мелихова: “Экзистенциальные потребности человека более важны, чем экономические”.
На нашей памяти в течение каких-то двадцати лет, население России пережило - и продолжает переживать, поистине массовый геноцид коллективных иллюзий: коммунистических, национальных, духовно-религиозных. И сопровождается этот печальный процесс ростом числа самоубийств на душу населения - статистика не даст соврать.
Но гибель одних иллюзий вызывает к жизни другие - новые. Правда, уже не столь массовые. В порожденных нашим бурным временем коллективных “золотых снах” можно выделить две большие группы: иллюзии “темные” и иллюзии “одиозные”, то есть предельно иррациональные.
Самые яркие и массовые представители второй категории - Григорий Грабовой, “новый Иисус”, с учениками и последователями, и “анастасийцы” – массовое движение, вызванное к жизни книгами В. Мегре.
Сотни тысяч людей (возможно, счет уже идет на миллионы) “повелись” – кто на возможность физического бессмертия, кто на светлый миф, в котором женщина, принесшая измученному человечеству последнюю Истину, живет в тайге, питается орехами и сушеными грибами, что приносят ей белки, а долгие суровые зимы проводит в медвежьей берлоге, у теплого бока его обитателя. Что это? Очередная загадка непостижимой русской души? Мне кажется, это сигнал SOS. Коллективная душа нации взывает таким образом о помощи. Пусть будет любой, самый безумный, иррациональный, нелепо-смешной “золотой сон” - только бы хоть какая-то защита от действительности. Которую вынести невозможно.
На первый взгляд две эти группы коллективных иллюзий - “темные” и “одиозные”, противоположны. Но они смыкаются в своих результатах. Если апологеты “тьмы” прямо или косвенно советуют покинуть ужасный и жестокий мир, то творцы откровенных сказок могут подтолкнуть к тому же шагу от противного: отрезвление, пробуждение от чрезмерно сладкого сна происходит весьма болезненно и нередко лишает последней воли к существованию.

Как ни интересно было бы обсудить современные российские сказки для взрослых с добрыми волшебницами и волшебниками, но это тема отдельной статьи, а в этой хотелось бы поговорить о тех, кто сознательно творит темные сны, или разрушительные коллективные иллюзии.
Достаточно часто призывы к разрушению и саморазрушению звучат со сцены, с подмостков, со страниц художественных изданий - на то оно и свободное искусство, чтобы не знать над собой хозяина, не ведать ни эстетических и моральных догм, ни самоцензуры.

Властительница дум, в чьей популярности можно убедиться, побродив по виртуальным пространствам - поэтесса Алина Витухновская. Это талантливая, незаурядная личность, человек, в силу внешних и внутренних причин, достойный сочувствия (или восхищения - в зависимости от личных пристрастий). Ее творчество - апогей негативизма и отрицания, “диктатура Ничто”. Основная идея, озвучиваемая в каждом интервью, - “разрушение реальности”. Не конкретной политической системы или враждебного государства и даже не планеты Земля - но всего мироздания, ни больше ни меньше. Эпатаж? Эксклюзивный способ борьбы с хронической депрессией? Эстетический акт, бьющий по нервам, щекочущий воображение (вроде скандального перфоманса художника, который, раздевшись донага, кусал за ноги прохожих и лаял)?..
И то, и другое, и третье. Именно так это воспринимается взрослыми людьми. Ироничные журналисты, беря интервью - Алина раздает их с большой охотой, - включаются в ее игру, не задавая резонных “скучных” вопросов: есть ли смысл планировать абсурдное и недостижимое? а почему бы не создать новую реальность (тем паче что поэтесса позиционирует себя Демиургом), вместо того чтобы разрушать эту?..
Но это взрослые. Стихи, публичные заявления и скандальные шоу Алины адресованы не им. Ее аудитория — пятнадцати-двадцатилетние, склонные к депрессии, не нашедшие себя, анти-жизнелюбы. Мальчики и девочки в черном воспринимают слова поэтессы иначе - намного серьезнее. Цитируют, ставят эпиграфами к своим сетевым дневникам, живут ими:
“Война — это я. Вы — триста кровавых пятен”.
“Если по капле выдавливать из человека раба, то ничего не останется”.
“И человек будет любить свой ад,
Потому что Ничто и раб, и плодиться,
чтоб…”
«Я хочу быть Иисусом Христом зла, распятым на свастике»…

Мальчики и девочки благоговеют, критики захлебываются от восторга: “Алина Витухновская - Иисус Христос современной российской поэзии. Пять миллионов тонн боли, слизи, разочарования, отчаяния, ярости и хрустальных ножей — все вошло в эту женщину и распяло ее на кресте культуры. Планету-матушку содрогает вопль божественной самки, богобляди, как выразился в предисловии к книге Константин Кедров. Современная поэзия еще никогда не обладала такой непостижимой мощью…” (Анатолий Ульянов).
У Алины сотни подражателей. Юные поэты и поэтессы в черном изощряются в вербализации ада, внешнего и внутреннего.

Среди разочарованных подростков в моде «дабл», или двойной суицид. Вот типичный случай: две девочки, 14 и 16 лет, спрыгнули с балкона двенадцатого этажа. Как установило следствие, у них были нормальные отношения с родителями, не наблюдалось расстройств психики или несчастной любви, их не травили учителя и одноклассники. Стены подъезда - непосредственно перед своим поступком, они расписали строчками из популярных рок-групп “Гражданская оборона” и “Агата Кристи”, а в предсмертной записке упомянули “декаданс”, видимо, отослав к известной цитате из любимой группы:

Давай вечером
умрем весело -
поиграем в декаданс…

В числе обсуждений этого страшного события в Интернете было немало взволнованных слов о влиянии музыки: “Люди, будьте осторожны с выбором музыки!!! Это не шутки, музыка - такой же наркотик, от нее есть зависимость. Тяжелая музыка может быть деструктивной…”

Популярный рэп-исполнитель, пожалуй, самый талантливый в этом жанре, Дельфин вещает под психоделический музыкальный перебор:

Послушай, что я скажу: тебе не стоит жить.
Послушай, что я скажу: ты разучился любить.
Голубые тени вен порви быстрей.
Послушай меня: себя убей.
И папа с удовольствием поможет тебе,
И сам потом повесится на собственном ремне…

Цитировать можно долго. Упомяну в заключение одну из самых знаменитых “властительниц дум” - женщину, чья популярность сравнится разве что с апофеозом Аллы Пугачевой конца 70-х - начала 80-х годов. Рената Литвинова - сценарист, режиссер, писатель, актриса, телеведущая. Ее называют культовой фигурой, а сама себя она именует “богиней”. (В этом они похожи с Алиной Витухновской, хотя популярность последней на порядок меньше, а контингент восторженных поклонников качественно иной.)
Самый известный фильм Ренаты “Богиня. Как я полюбила” был воспринят на ура “думающей” молодежью. (Помнится, студенты религиозно-философской школы, где я преподавала одно время, начитанные мальчики и девочки пытались доказать мне, что он “гениальный”.) Мне тоже многое нравится: звукоряд, операторская работа, своеобразный, ни на что не похожий “литвиновский” юмор. Вот только смотреть фильм стоит расслабившись, отдыхая, не стремясь отыскать глубокий подтекст или смысл. Но серьезные мальчики и девочки ищут именно смысла.
Фильм вроде бы о любви, но любви там нет (если не считать само это слово, монотонно повторенное в эпилоге раз сорок разными людьми). Зато герои то и дело кончают с собой, с удивительной легкостью и без видимых оснований. (Особенно умиляет, когда выбрасывается в окно герой красавца Хабенского, мотивируя это тем, что убог, нищ и ни разу не ел досыта.) И попадают в потусторонний мир, снятый весьма симпатично: хвойный лес, просека, яркие мухоморы - где воссоединяются с близкими и задают - риторически, самые насущные вопросы…

“Суицид - выход для слабых людей? Прежде всего - для умных и свободных”. Это цитата с главной страницы сайта mysuicide, самого известного и популярного молодежного сетевого блога суицидно-депрессивной тематики. (В настоящее время сайт уничтожен.)
…ДЛЯ УМНЫХ И СВОБОДНЫХ.

Для справки: Россия занимает первое место в мире по количеству самоубийств среди подростков и молодежи. За двадцать пять лет, прошедших со времен перестройки, это число выросло в 46 раз.



Наверх


«Эгоизм» самоубийц, или размышления о психалгии на два голоса




Наверх


Ярко-алое на сером. Письмо




Наверх


Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Александра Созонова
: Когда уходят юные.... Репортаж.
Здраствуй, мыло душистое, и верёвка пушистая!
31.03.11
<table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/sozonova>Александра Созонова</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/sbornik/5981>Когда уходят юные...</a>. Репортаж.<br> <font color=gray>Здраствуй, мыло душистое, и верёвка пушистая! <br><small>31.03.11</small></font></td></tr></table>


О проекте:
Регистрация
Помощь:
Правила
Help
Люди:
Редакция
Писатели и поэты
Поэты и писатели по городам проживания
Поэты и писатели в Интернете
Lito.Ru в "ЖЖ":
Писатели и поэты в ЖЖ
Публикации:
Все произведения
По ключевым словам
Поэзия
Проза
Критика и публицистика
Информация: