Рустам Карапетьян: В Париже.
"Нежней и бесповоротней
Никто не глядел Вам вслед...
Целую Вас — через сотни
Разъединяющих лет."
М. Цветаева
Пылкие строки Цветаевой, посвященные Осипу Мандельштаму, были и будут своеобразным лирическим вызовом будущим поколениям стихотворцев. Диалог через "сотню разъединяющих лет" с поэтом такого неординарного таланта заманчив и опасен: звонкая поэтическая манера Марины Ивановны завораживает, пленяет и порабощает одновременно. Далеко не каждому удается сохранить свой собственный голос с присущими лишь ему интонациями рядом с ее стихами, как это получилось у Рустама Карапетяна.
Его подборка интересна и по замыслу, и по построению: каждое стихотворение цикла эпиграфом предваряют несколько строк Цветаевского стихотворения «В Париже». Эти строки как бы задают направление и глубину тематического русла, по которому свободно катятся волны ассоциаций Рустама. Но между стихотворением Цветаевой, написанным в 1909 году, и подборкой - чуть более столетия, памятного каждому жителю бывшего СССР двумя мировыми войнами, Гулагом, железным занавесом, отрезавшим Париж, и трагической гибелью самой Цветаевой и ее семьи. Это столетие не могло не отразиться на взглядах, тематике и политической окраске стихотворений: запах фиалок приводит лирического героя к воспоминаниям о пропавшем отце, а потом и о «бывавшем в самом Париже» прадеде, сгинувшем в Сибири. Да и само отношение к поэтике очень изменилось за эти годы: чеканные возвышенные строчки сменила свободная, максимально приближенная к разговорному языку поэтическая речь; несколько общее романтизированное видение "Большого и радостного Парижа" уступило место цепкому вниманию к
достоверным мало-лиричным деталям, будь-то историческая справка (кстати, в том вон отеле жил когда-то Ремарк), или просто меткая метафора ("жадный блеск оконных глазниц", "вспухающие на лицах прохожих улыбки", "тискающиеся на побеленной стене тени"). Но все эти жаргонизмы нисколько не снижают ни романтического накала схватки "армяноносого Сирано" против "этих сук" "убивающих подлостью", ни ликующей восторженности "короля, тискающего на скамейке свою королеву".
Поразительно разнообразие и богатство стихотворных сюжетов, подобранных автором: они естественно сочетаются со строками исходного текста, подчеркивая и углубляя заложенный в них смысл, а то и развивая его в совершенно неожиданном направлении. Заслуживает уважения и стилистический диапазон стихотворений, редкое умение автора "взять" и "удержать" нужную эмоциональную ноту: яркая метафоричность описания Монмартра предваряет умышленную безыскусность короткого описания семейной истории лирического героя; за бесшабашной удалью любовной лирики следует выразительный, благодаря доверительным интонациям и простоте, рассказ о прадеде. И все это на фоне заключающего подборку исходного цветаевского текста, создающей дополнительное ощущение исторической объемности и многомерности.
Увлекательного чтения, уважаемый читатель!
Редактор отдела поэзии, Марина Генчикмахер
|
В Париже
2011Мы припёрлись голодными, грязными, жалкими |Это элементарно |Пить кофе под стриптиз пирожных |Мама пахла водой фиалковой |Тихо в Сен-Дени весеннем |Как и век назад над нами рыже |Марина Цветаева "В ПАРИЖЕ" |Вики-комментарии
Мы припёрлись голодными, грязными, жалкими
Это элементарно
Шумны вечерние бульвары,
Последний луч зари угас,
Везде, везде всe пары, пары,
Дрожанье губ и дерзость глаз.
М.Цветаева
Это элементарно,
Это просто как мир -
В красном свете фонарном
Тротуаров пунктир
Мимо женщин вдольстенных
И витрин в полный рост,
Где уже манекены,
Занимают свой пост.
Не последний, не первый
Житель тёмных аллей.
Мнутся новые евро,
Подходи, шевалье.
Соблазнительно тело,
По карману товар.
Кстати, в том вон отеле
Жил когда-то Ремарк. Пить кофе под стриптиз пирожных
Мама пахла водой фиалковой
Иду домой, там грусть фиалок
И чей-то ласковый портрет.
М.Цветаева
Мама пахла водой фиалковой,
Папа пахнул углём и водкой.
Мама долго-предолго плакала,
Что наш папа уехал надолго.
Мы его так ждали-преждали,
От него ни весточки даже.
Он на шахте, наверное, дальней.
Он, конечно, вернётся однажды. Тихо в Сен-Дени весеннем
Там чей-то взор печально-братский.
Там нежный профиль на стене.
М.Цветаева
Тихо в Сен-Дени весеннем,
Хорошо тебе и мне.
Молча тискаются тени
На побеленной стене.
Здесь вдали от потрясений,
От раскачанной земли,
Дремлют в каменной постели
Из преданий короли.***
Им во сне народ ликует
И победы суждены.
Что им наши поцелуи
На скамейке у стены.
И кому какое дело,
Что возникнув ниотколь
На скамейке королеву
Пылко тискает король. Как и век назад над нами рыже
Марина Цветаева "В ПАРИЖЕ"
Вики-комментарии
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Рустам Карапетьян: В Париже. Сборник стихов. Нечастый пример удавшейся лирической переклички с Мариной Ивановной Цветаевой "через сотню разъединяющих лет." 21.06.11 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/sbornik.php(200): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|