О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки





Статьи **



Станислав Бельский: Причины.

Тех, кто хорошо знаком с творчеством Станислава Бельского, хочу сразу предупредить: сборник «Причины» стоит несколько в стороне от всех предыдущих. Отстранённый, но всё же эмоциональный наблюдатель – в недавнем прошлом, – он отказывается разворачивать перед нами свои динамические картинки, пропитанные то неким символическим абсурдом, то – чувственностью на грани сверх-плотского, то – глубиной простого, казалось бы, мега-будничного кадра. Уходит «художественность» пусть лаконичных, но ёмких и таких уместных эпитетов и сравнений, ускользает увлекательная интонация «гида», заманивающего в странный город авторских ассоциаций и рассуждений (да-да, «я потерял звучащую траву….») И даже морячок в одноимённом стихе, завершающем подборку, который «за дверцею стеклянною увидит свет стыдный и сплетение вещей» (замечу в скобках, как по мне, эта фраза – меткое авто-обозначение, либо же авто-эпиграф ко всему творчеству Станислава) вроде бы лишён возможности различать в этом самом сплетении конкретику. Что остаётся после этих «уходов»? Стихи, похожие на платоновские «определения», которые, как, я уверена, помнят знакомые с комментариями господина Лосева, определениями вовсе не являются. «Причины», восходящие к идеям (опять же, – добро пожаловать в мир Платона), – и это несмотря на то, что «солнечное стрекотанье проводников дороже всех идей». Подборка даже не прохладная – холодящая, как «правильный ответ» по определению Станислава. И во всём этом философичном холодке мерещится Греция – в «мифе о возвращенье», в «пути из варваров в комические греки», в идеях, в «олимпийском подробном списке наготы», в погружениях архимеда, в антично-полуторжественной размеренности ритма… Мерещится настолько навязчиво, что даже начинаешь сомневаться в своей правоте. Поэтому предлагаю исследовать лабиринт «Причин» вместе – проверить, является ли мифом или, всё-таки, правдой версия о возвращении к истокам античной философии, полюбоваться элегантностью эвфемизмов, растащить готовые ёмко-короткие тексты на минималистские одно- или дву-стишия (а это, поверьте, весьма просто, да и соблазн так велик), познакомиться с детскими часовщиками, поглядеть на тени данс-макабр, в который раз поразиться смелости автора в определении и смешении, попытаться расстегнуть «застёгнутого поэта»… Надеюсь, вы простите меня за размытость «определений» и анонсов, а попозже расскажете о своих трактовках «мифов по-Бельски».

Редактор отдела поэзии, 
Маргарита Ротко

Станислав Бельский

Причины

2013

нападение возвращение причины архимед дети птица ответ вокзал утро эвфемизмы беглец стандарт морячок


нападение


зачем ты, глупость ловкая, кладёшь
меня на толстую страницу
холодным поцелуем вверх?
поступок твой румян, и теософ
гнездо порожнее свивает,
и расцветает кролик чистоты


Наверх


возвращение


ну вот какое чудище мой друг:
прикладывать глаза и поцелуи
к раздетым бархатным словам
вошло в животную привычку

теряй себя везде и углядишь
пристыженно скисающую ласку
и пару карт в лиловом рукаве
и холодок в застёгнутом поэте

а дальше миф о возвращеньи


Наверх


причины


совсем немного солнечных ночей
висящих как зернистые заклятья
в высоких узких туесах

я думаю такую перспективу
что звёзды мёртвые летят
и тени пальцев падают на буквы

а ты с любви к товарищам песка
переключаешься на олимпийский
подробный список наготы

безлюдная муругая молва
соединит холодную стремнину
с пилотной лёгкостью ножа

нужны хотя бы две причины


Наверх


архимед


ещё не полностью я погружён,
но и в поверхностях немало силы.
я отдал вам, беззвучные сады,
весь полый труд и отдых многолистый,
гастритов многотомную стезю.
о, если б меньше знали крепыши,
и не шипели сирые пищали,
кто знает, где бы след мой отразился,
в каких бесплодных зеркалах.


Наверх


дети


смотри на окружающих детей
у них запутаны ресницы
и там где "о" высокое дрожит
идёт прохладный дождь из междометий

ленивая капелла моет руки
уверенно снимает тетиву
как непозволенную чёткость
на полпути от снега до молитвы


Наверх


птица


ты перестань раскачиваться птица
ко мне лепить невидимую речь
ты проще чем венец почти не острый
и чем железный камень на пути
из варваров в комические греки

закрой малышка я не передам
твой пульс чреновредительным богам


Наверх


ответ


ещё живой но очень удивлённый
ты хочешь переделать боковой

и зеркало твоё пессимистично
как лета необычное яйцо

есть правильный ответ но он не греет
наоборот неясно холодит


Наверх


вокзал


приходит сибирячка на вокзал
а там идёт стандартная охота
и негде, разумеется, присесть
и словно погребальный махаон
песок холодный обгоняет тело
и солнечное стрекотанье
проводников дороже всех идей


Наверх


утро


сегодня понемногу я отстал
от перечней седых и удручённых
от незаметных песняров

прищурены ограды облаков
и переводит стрелки вертикально
послушный детский часовщик

и ты летаешь милая над свежим
докучным хороводом мертвецов


Наверх


эвфемизмы




Наверх


беглец


весомыми холодными глотками
приходишь ты на тающий парад

скупая тишина дырявит уши
и на бегу содержит чёрный хлеб

а свет как жалкая тирада
над неправдоподобным беглецом


Наверх


стандарт




Наверх


морячок


заметь что ты заметный махаон
вращаешься под плоскою дугою
имеешь полукрылую орду

пожалуй даже круглый морячок
за дверцею стеклянною увидит
свет стыдный и сплетение вещей


Наверх


Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Станислав Бельский
: Причины. Сборник стихов.
«…на пути из варваров в комические греки»: сборник Станислава Бельского похож на ящик Пандоры, скрывающий Причины и ответы, начало и стандарт, вокзал и зеркала, а главное – «миф о возвращенье»…
06.09.13
<table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/stbelski>Станислав Бельский</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/sbornik/6437>Причины</a>. Сборник стихов.<br> <font color=gray>«…на пути из варваров в комические греки»: сборник Станислава Бельского похож на ящик Пандоры, скрывающий Причины и ответы, начало и стандарт, вокзал и зеркала, а главное – «миф о возвращенье»… <br><small>06.09.13</small></font></td></tr></table>


О проекте:
Регистрация
Помощь:
Правила
Help
Люди:
Редакция
Писатели и поэты
Поэты и писатели по городам проживания
Поэты и писатели в Интернете
Lito.Ru в "ЖЖ":
Писатели и поэты в ЖЖ
Публикации:
Все произведения
По ключевым словам
Поэзия
Проза
Критика и публицистика
Информация: